Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, на примере игры "Веселые пальчики"
материал

Матвеенко  Юлия Игоревна

Краткое описание значимости сенсорного воспитания детей младшего дошкольног возраста, на примере простой игры "Веселые пальчики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselye_palchiki.docx117.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». - Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»

Через игру ребенок может познать все на свете, но только необходимо правильно это преподнести.

В настоящее время одной из основных задач или направлений является сенсорное развитие. Оно способствует формированию системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире — ощущения. С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и др. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребёнок непосредственно соприкасается[1].

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомиться и с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками — многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детва. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание [1].

Работая на группе раннего возраста я решила добавить интересную игру. Целью, которой является сенсорное развитие.

Все привычные нам карточки и картинки о цветах, формах и так далее деткам не интересны, так как им хочется все потрогать, прочувствовать и понять для чего это все нужно. Я решила использовать в своей работе давно забытую игру с пальчиками и резинками для волос.

Для себя я игру назвала «Веселые пальчики».

Для этого нам необходимо: цветные резинки для волос самые простые маленькие, цветные карандаши или фломастеры, ваша кисть руки или детская, а также лист бумаги или картона.

Обводим свою или детскую руку (или можете просто уже распечатать готовую картинку, конечно больше всего интересно будет деткам участвовать в процессе изготовления карты-схемы, так как они изначально будут задействованы в работе), выделяем границы черным цветом. А дальше у нас получается карточка-схема.

http://klubmama.ru/uploads/posts/2022-08/1660519799_15-klubmama-ru-p-raspechatat-ruki-dlya-podelok-foto-15.jpg

На карточке-схеме мы обводим один или два, а можно несколько любым цветом пальцы (главное, чтобы такого цвета была резиночка).

https://osobluvadutuna.com.ua/img/items/publications/4f4b53bd5cf929d4b6987e7863830275.jpg

Имея карточу-схему ребенок может самостоятельно начать в игру так как она не сложная. Главное первый раз показать, как нужно в нее играть.

Большой плюс игры «Веселые пальчики» мы можем интегрировать с другими областями развития, например: Речевое развитие, Познавательное развитие в том числе и ФЭМП, ХЭР и другие все зависит от вашей фантазии.

Приведу несколько вариантов данной игры:

- для групп раннего возраста и второй младшей, через игру знакомим с цветами и названием пальчиков, а также разучиваем потешки или стихи.

- для средней группы мы добавляем счет, так же можно в стихотворной или музыкальной формах.

- для старшей и подготовительной мы уже можем начать решать не сложные задачки, но при этом не забываем про название цветов, проговаривания потешек или стихов.

Вроде простая игра, а насколько можно увлечь ребенка и не на вящего вести воспитательно-образовательную деятельность.

Таким образом, сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.

Список используемой литературы

1. Мелёхина, И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста / И. В. Мелёхина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6664/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Презентация была подготовлена в рамках мастер класса для родителей  «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях», который помог им, с минимальным...

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета

Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» (Первая младшая группа)

Родительское собрание в форме мастер-класса«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»(Первая младшая группа)...

Практический опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» возраста»

Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах и развитие мелкой моторики рук ребёнка в условиях ДОУ....