Что такое свет? Что такое освещенность? Почему я все вижу?
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Щукина Евгения Васильевна
  • Познакомить детей с понятиями «свет», «освещенность», «искусственные и естественные источники света», «отражение»
  • Учить сравнивать освещенность различных объектов
  • Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_svet.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Что такое свет? Что такое освещенность? Почему я все вижу?

Задачи:

  • Познакомить детей с понятиями «свет», «освещенность», «искусственные и естественные источники света», «отражение»
  • Учить сравнивать освещенность различных объектов
  • Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам

Лаборатория Свет.

Обучающая информация: Что такое свет? Мы видим благодаря свету.

Измерения: Измерить силу света в комнате; измерить силу света фонарика

Свободный режим: измерить силу света разных фонариков, лампочки

Ход ООД:

1 часть. Посмотрите на стол, что вы там видите? (Коробка)

Хотите узнать, что в ней находится? Предлагаю вам по очереди подойти и заглянуть в нее.

Как вы думаете, почему вам ничего не видно? (в коробке темно и нет света)

Как сделать так, чтобы мы смогли увидеть то, что находится внутри коробки? (включить фонарик и посветить в отверстие коробки)

Воспитатель просит детей посмотреть в коробку с включенным фонариком и ответить на вопрос:

Что вы увидели в коробке? (игрушка)

Почему мы теперь видим то, что находится внутри коробки? (появился свет, стало светло и мы увидели внутри коробки игрушку)

Дети и воспитатель открывают коробку

Итак, почему в темноте ничего не видно? (В темноте человек почти ничего не видит, потому что, для того чтобы видеть, глазу необходим свет)

2 часть Зачем нам нужен свет? (чтобы видеть мир, свет нас согревает, помогает существовать на земле живым существам)

Что нам дает свет, ребята? (солнце, луна, звезды, огонь, свеча, лампочка, фонарик)

Слайд 1,2

Верно, все это источники света. Солнце, луна, звезды – естественные источники света, те что создала природа

Свеча, лампочка, фонарик – искусственные источники света, те, что создал человек.

3 часть Свет нельзя пощупать и взять в руку. Без света мы не смогли бы видеть окружающий нас мир, и тем не менее нам не известно точно, что же такое свет!

В настоящее время считается, что свет имеет характерные особенности и частиц, и волн одновременно. Поэтому пока нет ответа на вопрос, что же такое свет.

4 часть Ребята, как вы думаете, почему мы все видим?

Слайд 6

Когда лучи света натыкаются на преграду, сквозь которую им не пройти, они как бы отскакивают от нее – точно так же, как мячик отскакивает от земли. Это явление называется отражением. Именно благодаря ему мы видим. Свет отражается от предметов нам в глаза, и тогда мы воспринимаем предметы зрением.

Когда ты наклоняешься над лужей, ты видишь свое отражение в воде. Почему? Потому что спокойная вода отражает свет прямо тебе в глаза.

5 часть Физкультминутка.

Поиграем в игру «Светло – темно». Если я говорю, «Светло» - вы улыбаетесь друг другу, если говорю: «Темно» - закрываете лицо ладонями. Будьте внимательны!

Переходим в лабораторию, проводим игровые измерения.

Но прежде, давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории:

1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно.

2. Внимательно слушать научного руководителя.

3. Приступать к выполнению опыта только после моего указания.

В лаборатории «Свет» находится теплица, в которой растут растения. И там живёт КИБЕРКРЫС. Над теплицей расположена шкала с делениями и табло с цифровыми значениями. Чем больше света или светлее, тем больше делений будет загораться на шкале и цифровой показатель будет больше. Если света меньше – темнее, то, соответственно, делений на шкале загораться будет меньше, а цифровой показатель меньше.

Освещенность – это количество света.

Ребята, мы измерили освещенность в помещении. Освещенность – это количество (внешнего) света, падающего на поверхность в единицу времени. Освещенность в нашей комнате достаточная, чтобы проводить занятия.

В комнате свет идёт от искусственных источников освещения - лампы и от естественных – солнечный свет из окна. Потоки света встречаются и рассеиваются по всей комнате. Как вы думаете, если направить поток света непосредственно на датчик, освещённость будет больше или меньше?.

Давайте проверим…

Проведение опыта с фонариком. Поднести фонарик близко к датчику, измерить освещенность от фонарика на удалении от датчика.

Какой вывод можно сделать?

ВЫВОД: При попадании на датчик направленного пучка света, освещенность будет больше, показатели выше. При удалении фонарика, освещенность падает.

Если мы с вами находимся в комнате, освещенность в комнате для наших глаз комфортная, мы всё видим, не напрягая глаза. А если мы с вами посмотрим на лампочку, нам станет не так комфортно, захочется зажмуриться. Потому что на наши глаза, будет воздействовать большая сила света.

  1. Давай измерим освещенность у нас в комнате? Датчик на моем столе
  2. Измеряем освещенность за окном (1 ребенок), в комнате (датчик на столе), выключить свет в комнате (датчик на столе)
  3. Давай проверим твой фонарик (2 ребенок)
  4. Сравнить как светят два фонарика (3 ребенок)
  5. Измерить как светит лампочка (4 ребенок)
  6. Сравнить как светит лампочка и фонарик (5 ребенок)
  7. Сравнить как светит за окном и фонарик (6 ребенок)

У каждого ребенка в лаборатории есть дневник исследователя, там мы фиксируем тему исследования, по теме свет дети зарисовывают один источник искусственного и естественного излучения и фотон.

Так же приклеивают обозначение темы, в данном случае это лампочка.

Подвижная Игра «Ток бежит по проводам»

Дети встают в круг, берутся за руки, поочерёдно поднимают руки вверх, дойдя до воспитателя, в обратном порядке опускают их вниз, говорят слова:

К дальним селам, городам,

Кто идёт по проводам

Светлое Величество.

Это - электричество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое капризы? Почему они возникают, каковы их причины? Как с ними бороться

Что такое капризы, почему они появляются, и как с ними справиться....

Что такое "мелкая моторика рук" и почему ее так важно развивать?

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими услови...

Ситуация письменной речи.Что это такое и почему она важна для дошкольника?

Оказалось, что можно создавать для дошкольников так называемые «ситуации письменной речи», и это действенное средство развития детской речи, её самой сложной – монологической формы....

Что такое детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает и как развивается? В чем ее смысл?

Многие ошибки практики в методике обучения и развитии детей в изобразительной деятельности идут от слабого понимания изобразительного искусства вообще и зрелой изобразительной деятельности - в частнос...

Рекомендации для родителей о просмотре детских мультфильмов, которые на доступном языке рассказывают, что такое бактерии, почему нужно мыть руки и чем опасны вирусы.

Рекомендации для родителей  о просмотре детских мультфильмов, которые на доступном языке рассказывают, что такое бактерии, почему нужно мыть руки и чем опасны вирусы....