Ситуация письменной речи.Что это такое и почему она важна для дошкольника?
статья по развитию речи по теме

Зайнуллина Лидия Игоревна

Оказалось, что можно создавать для дошкольников так называемые «ситуации письменной речи», и это действенное средство развития детской речи, её самой сложной – монологической формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situaciya_pismennoy_rechi.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

СИТУАЦИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

Что это такое и почему она важна для дошкольника?

«Он уже говорит?» - вопрос, который с тревожным любопытством задают окружающие родителям.

«Говорит» - поначалу, применительно к двухлеточке, значит «объясняется словами, словами обозначает свои желания или протесты, словами отвечает на свои вопросы». Мы зафиксировали: да, речь стала для ребёнка способом общения, коммуникации.

Но подобное «говорение» - лишь старт речевого развития. Это уже не отдельные звукокомплексы с размытым смыслом, а узнаваемые грамматические конструкции. И слова в этих конструкциях начинают приобретать значение, близкое к тому, которое фиксируют словари. Ведь те «слова», которые ребёнок произносит до этого момента, не являются словами в привычным смысле. Они обладают другой ёмкостью, заменяют собой развёрнутые высказывания и не могут быть отнесены ни к какой части речи. Слово «мама», к примеру, для годовалого малыша означает много-много всего разного, в зависимости от ситуации: и «дай», и «страшно», и «хочу на ручки» и «пожалей-приласкай».

Иными словами, в тот момент, когда малыш раннего возраста «заговорил», речь как таковая только начинает формироваться. И это сложный, многоступенчатый процесс. Считается, что речью как способом коммуникации ребёнок овладевает к пяти годам. К этому возрасту он уже должен обладать достаточно богатым словарным запасом, строить основные грамматические конструкции использовать речь как средство самовыражения. Собственно, это последнее и является главным показателем развитости речи: развитая речь позволяет сочинять.

Но все эти достижения ребёнка существуют пока только в одной плоскости – в плоскости устной речи.

Когда он пойдет в школу, ему предстоит невероятно сложная задача: научиться делать все это ещё и на письме.

        Что сложнее – устная или письменная речь – вопрос дискуссионный. Конечно, письмо само по себе – сложный вид деятельности. Писать трудно. На первый взгляд труднее чем говорить. Но сочинение на письме допускает черновые варианты, поиск формулировок, повествовательных конструкций, подбор языковых средств. Устная речь должна сразу рождаться ясной и выразительной.

        Разным людям разные формы речи даются по-разному: это зависит от индивидуальных особенностей личности. Но в процессе развития устная и письменная речь влияют друг на друга и стимулируют совершенствование друг друга.

          Какое отношение все это имеет к маленькому ребёнку? К проблемам развития речи в детском саду? Что-что, а уж самовыражение на письме – точно не дошкольный вид деятельности.

          Это так. Но оказалось, что можно создавать для дошкольников так называемые «ситуации письменной речи», и это действенное средство развития детской речи, её самой сложной – монологической формы.

         В «ситуации письменной речи» сам ребёнок ничего не пишет. Он только рассказывает, а его речь записывает взрослый.

         Не все, что записано за ребёнком, - продукт ситуации письменной речи. Вы можете записывать за детьми забавные словечки и выражения, можете вести протоколы наблюдения за детской игрой, фиксируя детские фразы и диалоги. Это совсем другое.

        Ситуация письменной речи должна быть специально организована, когда ребёнок знает, что вы за ним записываете. Когда он сочиняет текст специально «для записи», «диктует» взрослому. А взрослый фиксирует устную речь, превращая её в знаки.

        Это своего рода магия, волшебство. Ведь что происходит? Слышимое, но невидимое превращается в видимое, но неслышимое. То, что ребёнок произнес, не растворяется, не исчезает. Взрослый даже по прошествии времени сможет в точности воспроизвести то, что ребёнок сочинил

         Почему это так важно?

         Во-первых, это наглядный урок на тему:» В чем смысл письменности?» И ребёнок узнает об этом смысле не из навязчивых и непонятных рассуждений взрослого, а из собственного опыта. Это своего рода пропедевтика, опережающие действия, создающие у дошкольника мотив к овладению новым видом деятельности. Если учесть, сколько пота и крови стоит первокласснику обучение письму, мотивация должна быть очень сильной.

          Во-вторых, ученые отмечают: в ситуации письменной речи речевое поведение детей меняется. Они невольно начинают говорить чуть медленнее, их фразы становятся длиннее и сложнее. Объяснения таким изменениям разные. У ребёнка к какому-то моменту уже есть образ письменной речи (если это нормальный ребёнок, которому время от времени читают). Он интуитивно чувствует, что письменная речь связана с более сложными грамматическими конструкциями и «не вырубается топором». К тому же в ситуации письменной речи он оказывается главным, а взрослый должен следовать за ним, подчиняться логике действий, заданной ребёнком, - и это очень острое переживание. За ребёнком записывают его фантазии! То есть проявляют интерес к нему, к тому, что у него внутри. Ведь слова, как ни крути рождаются «изнутри».

            Иными словами, ситуация письменной речи оказывается сильнодействующим средством развития устной речи дошкольника, мобилизирующего его речевые ресурсы. Только нужно правильно её организовать.

            Сформулируем некоторые правила, позволяющие психологически грамотно выстроить ситуацию письменной речи.

           Ребёнку нужно предложить интересную, близкую, личностно важную для него тему. С этой точки зрения предлагать детям составлять рассказ о зиме или о сезонных признаках осени неправильно. Эта тема традиционная, дидактическая, но к внутренней жизни ребёнка отношения не имеющая. И рассказы по картинкам для ситуации письменной речи не годятся. И даже рассказы по плану. Здесь нужно предоставить ребёнку свободу импровизации. Вопросы нужно задавать животрепещущие, на которые он внутренне откликнется.

          «С кем и во что я играю в детском саду?», «У меня дома есть игрушки», «какой подарок я попрошу у Деда Мороза?», «Что было, когда я болел?», «Я мечтаю, чтобы мне завели котенка». Можно предлагать «провокационные» темы, предварительно выяснив у детей, что они не любят: «Почему я не люблю понедельник?», «Почему я не люблю спать днём?», «Что я люблю и что не люблю есть за обедом?», «Когда я обижаюсь?» и т.п.

           Только когда ребёнок получит некоторый опыт высказываний на значимые для себя темы, можно перейти к придумыванию фантастических или волшебных историй. И – опять-таки – в этой ситуации главным персонажем таких историй должен быть ребёнок. Он про себя, про свои желания должен рассказывать.

            Взрослый, организующий ситуацию, должен показать ребёнку: ему очень важно, что тот скажет. Важно и интересно. Поэтому он готов за малышом записывать.

            Ребёнок должен видеть, как взрослый за ним записывает. Время от времени нужно показывать ребёнку текст, в который превратился детский рассказ. Время от времени уточнять: «Я вот так записал. Ты ведь это говорил? Нет? Тогда я зачеркну. Скажи ещё раз, чтобы точнее получилось.» Зачеркивание допустимо, потому что взрослый работает в черновике. Очень ванное замечание, и ребёнку нужно об этом знать. Наконец, в конце нужно обязательно прочитать малышу весь текст. Ведь это итог. Это и есть результат «превращения» устного в письменное.

          Можно создать дополнительную мотивацию для ребёнка –рассказчика. Например, пообещать, что текст будет красиво оформлен. Результат опять надо показать ребёнку и обязательно записанное прочитать: вот что ребёнок говорил. Даже если он и сам уже что-то подзабыл, на бумаге в письменном виде, его слова сохранились.

          Ситуацию письменной речи можно организовывать для детей с четырех с половиной лет – когда они «дозревают» до коллективных игр, когда начинает заметно расширяться их социальный опыт и общение становится более разнообразным.

          Эффект от использования  ситуации письменной речи особенно заметен во взаимодействии с пятилетками и шестилетками.

           И эффект связан не только с предшкольной подготовкой. Ситуация письменной речи, организованная в семье, - прекрасный способ развития отношений между родителями и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ РОДИТЕЛЯМ ТЕМА: «Что такое мелкая моторика, и почему так важно её развивать?»

это методическая рекомендация позволяет молодым родителям помощь в развитии мелкой моторики  . Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей...

Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...

Праздник по безопасности. "Что такое безопасность. Для чего она нужна, почему она важна".

Сценарий праздника в игровой, занимательной форме знакомит детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения и правилами пожарной безопасности. Праздник можно проводить в любое время года как ...

Дети в "ситуации письменной речи"

Развитие творческой самостоятельности, развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей с активным участием родителей....

Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"

Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...

Отчет о проделанной работе по теме «Ситуация письменной речи»

Развитие связной речи является наиболее важной и сложной задачей речевого развития дошкольников. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок овладел богатством родного языка, его грамматическим...