Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"
материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Якутова Анастасия Виссарионовна

Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксическую структуру предложений. Диктуя взрослому, ребенок старается вносить больше уточнений в свой текст, его предложения стано- вятся более сложными. Кроме того, участие в такой работе готовит ребенка к восприятию письменного текста в будущем. Упражнение целесообразно использовать в работе с детьми пяти-шести лет. Выберите тему, которая может быть интересна вашим воспитанникам и их родителям, актуальна для жизни вашей группы. Например, это может быть рассказ на тему «Моя мама», «Однажды летом со мной случилось такое!», «Мне подарили новую игрушку», «Знаете, о какой игрушке я мечтаю?», «У нас дома живет... (котенок, щенок, хомячок, черепашка и т.п.)», «Почему я люблю играть с... (Машей, Таней, Максимом)», «Как мы ездили на поезде (на метро, машине, автобусе)». Запишите за детьми сообщения или небольшие рассказы. Покажите им, во что «превратилась» их речь: она приобрела письменную форму!Используйте эти тексты для оформления родительского угол- ка, стенной газеты или журнала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontr_2_1_sent.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Для участия в «ситуации письменной речи» была выбрана тема « Мои питомцы», так как эта тема интересна нашим воспитанникам, дети любят рассказывать про своих любимцев. А так же рассказы по этой теме являются подготовкой к лексической теме «Домашние  питомцы», которую нам предстоит изучать следующей по нашему календарному плану.

Большинство детей для участия в «ситуации письменной речи» были взяты из средней группы, в которой я работаю. Я взяла тех детей, которые были на тот момент в группе и речь которых мне понятна. Потому что есть дети говорящие очень плохо и дети, для которых русский язык не родной. Большинству детей 4 года. Все дети имеют разный уровень психологического и коммуникативного развития. Есть дети очень зажатые и неразговорчивые. А также я взяла одного ребенка 5 лет и одного ребенка 6 лет ( племянницу и дочь). Мне было интересно посмотреть как меняется речь детей по мере взросления. Мой эксперимент показал, что их рассказы полней, но не на много.

Участвовать в ситуации детям понравилось. Все с удовольствием рассказывали о своих питомцах, правда с начала дети рассказывали неохотно, а уже в процессе раскрывались и наговаривали все больше и больше. Были дети, у нет питомцев, но им так хотелось поучаствовать в упражнении, что они рассказывали про игрушечных животных.

Рассказы получились очень интересными, у некоторых детей они получились неожиданно большими и полными, так как эти дети обычно в саду не разговорчивы. А те дети, которые обычно разговорчивы сказали очень мало. В рассказах детей было очень много повторов, например такие слова, как он, она, у неё и т.п.Абсолютно всем детям был интересен результат. Так же дети захотели повторить упражнение, и я им предложила тему «Моя любимая игрушка». Рассказы на эту тему получились еще более полными, с большим количеством уточнений. Дети смотрели на то, что у нас получается и им хотелось говорить побольше, чтобы рассказ получился длиннее.

Родителям было очень интересно читать рассказы детей, были родители которые очень удивились тому, что их дети столько много рассказали. Некоторые захотели повторить дома «ситуацию письменной речи».

Тярина Василиса.

У меня есть дома, здесь, собака, то есть в сарае. У неё есть ошейник белый от блох. От него блохи убегают и спрыгивают с Марты. Она живет в большой, огромной будке. У меня Марта один раз убежала от бабушки Светы. Мы искали, искали её и нашли. Мы с бабушкой все гаражи обошли, потом вышли на дорогу и увидели её с каким-то дедушкой. Я люблю с ней играть, только она на меня прыгает.

А ещё у меня есть кот Васька. Он живет тоже с Мартой в сарае. У него есть ошейник синего цвета. Он постоянно бегает у нашего дома. Ещё забегает домой. Мы с ним постоянно играем, только он на улице от меня убегает, и под машины бегает ещё.

У меня ещё есть Рыжик. Это мой кот. Он постоянно меня царапает. У него болит ухо  здесь ( показывает). Оно каким-то непонятным цветом покрашено, бабушка покрасила. Мама говорит не трогать, потому что я заражусь от Рыжика болезнью. У него давно болел хвост, он его не мог держать и задними лапами ходил на мысочках.

И про Кешу теперь. У меня есть Кеша. Он мой попугай. Он живет у бабушки в клетке на гардеробе. Гардероб очень высокий, на котором Кеша живет, и приходится бабушке всегда вставать на стул. Кеша гладкий, хвостик длинный у него. Головка белая, тут он весь голубой (показывает туловище), а перышки беленькие и черные на них пятнышки, и хвостик на конце у него черненький. Мы Кеше с мамой купили друга, он как статуя. Кеша у нас как будильник. Бабушку раньше чем на работу пора будит. Мы такую белую штуку для клюва повесили, и он её клювом вот так тук-тук. И ещё у него такая же есть розовая. А другую белую штучку сняли, и он как в футбол играет. И он её за корзину для еды ложит. И за эту миску он запинает.

Горчаков Илья.

У меня живет кошка. Она белого цвета. Носик чуть-чуть коричневый. Роста средний. Папа ходит с ней гулять. И я хожу с ней гулять. Кошка ходит по нашему дому. Она любит молоко. Она любит играть с маленьким шаром.

Баженов Валера.

У меня есть Барсик. Его зовут мальчик. Я хожу с ним гулять. Барсик играет с мячиком, у меня есть мячик. У меня есть ещё Мотя. Мотя белого цвета. Они вообще дерутся, они ещё бегают. Они вообще бегут, бегут и быдыщ. А Мотя меня защищает от Барсика. Они дерутся. Ещё Барсик меня ощарапал. Когда я ходил гулять, потом я пришел домой, и он меня ощарапал, и укусил, и ощарапал. Ещё котик умеет прыгать. Всё.

Трепова Ульяна.

У меня есть собака. Её зовут Ирма. У Ирмы порода алабай, она овчарка. Ей нужно много бегать, потому что эта порода охраняла овец. Ирма большая, она белая и у неё почти нет ушей. Она любит купаться, ещё она любит побегать. Я с Ирмой играла в мяч на участке, я мячик кидала, а Ирма за ним бегала. Потом она приносила мяч к Вовиному домику, а я брала и  бросала, а Ирма его опять приносила. А ещё Ирма у Вовиного домика закопала косточку и накрыла её плёнкой.

Когда мы приходим её кормить, она стоит на будке и «танцует». Ирма так виляет хвостом, что всё её тело трясётся. Она любит кушать мясо, макароны и грызть кости. Я с ней гуляю в лесу, мы ходим гулять с ней к речке. Она, когда мы с ней идём, перепрыгивает через поваленные деревья. А когда она приходит с прогулки, то все собаки на неё лаят и она на них.

А у бабушки есть дома щенок Максик. Его порода называется чихуа-хуа. Он у меня маленький, даже когда он вырастет, он будет не большой. Он любит погрызть кость, которая больше него. Я хожу с ним гулять на поводке. Мы с ним ходим вместе на диван мультики смотреть. Максику будут делать 4 мая прививку, его нельзя будет брать на руки, потому что ему будет больно.

Когда Вова уезжает на работу, Вова мой крёстный, он всегда дразнит Макса. И Максик кусается. Он меня кусает. Моя сестричка Вика боится собак. А когда мой братик Толя хочет взять Макса, он его кусает.

Мне Макс нравится, потому что он маленький и его можно положить на куклину кроватку, но он оттуда убегает. А Ирму люблю, потому что она нас охраняет и с ней можно поиграть в мячик.

Фролова Соня.

У меня есть попугай. Мы его кормим семечками. Даём ему воду. Он сидит в клетке. Он большой. Он желто-зелёный, крылышки зеленые, а тело желтое. Он просыпается раньше всех. Он нас будит в сад. Он всегда чирикает. Я сплю на 2 этаже, а его даже на 2 этаже слышно. Я его назвала Соня. Он девочка. Он не играет, потому что сидит в клетке.

Шельгова Оксана.

У меня есть собака, её зовут Тузик. Мой Тузик охраняет от врагов. Я с ним играю. Я его кормлю. Он белый, он маленький, у него овальное туловище, у него круглая голова, у него хвостик похож как у волка. Он покрыт шерстью. Я его люблю, потому что он хороший, замечательный.

Егорова Таня.

У меня есть черепаха, и кошка, и собака. Я хочу рассказать про черепашку. У нас черепашка живет в воде. Она может ползать по столу нашему, ей иногда мама разрешает. И мы её кормим. Мы её очень любим. Мама когда у ходит на работу, мы её вместе кормим: няня, баба, я и деда. Она зелененькая с лапками и плавает в аквариуме обыкновенном. Может она по столу.

Филаткин Илья.

У меня есть собака и котик. Его зовут Мася. Он большой и ещё тяжелый. Он не щарапается. Он цветом черный. Он ещё не умеет играть. Дана тоже не умеет играть- это моя собака. А попугаев у меня нет. Они все едят корм, Мася и Дана. Дана ещё быстро бегает, что её никто не догонит. Она самая быстрая. Это всё. Я больше не знаю таких слов.

Алексеев Ярослав.

У меня есть собака. Её зовут Джесика, она девочка. Папа идет с ней гулять, мы тоже идем с папой. Она большая, шерсть у неё коричневая. Она дома у нас живет. Она ест корм. Она нам нужна, чтобы охранять нас с Даней. А ещё играть с нами. Мы её любим и за ней ухаживаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего возраста с применением игровых методов и приемов

Все упражнения представлены по уровням сложности.Разбиты на следующие блоки: 1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам3. Составление рас...

Игры и упражнения на развитие связной речи у детей с ТНР

Рекомендации для родителей и педагогов особенно речевых группы, какие игры и упражнения можно использовать на развитие сявзной речи у детей с ТНР...

Упражнения для развития связной речи.

В данной статье представлены практические упражения в работе с детьми дошкольного возраста по развитию сввязной речи. Упражнения могут быть использованы как воспитателями дошкольных учреждений, так и ...

Игры и упражнения для развития связной речи детей

Игры и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Игры и упражнения для развития связной речи

«Исправь ошибку»Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточност...

Игры и упражнения для развития связной речи детей.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.  Основными средствами развития связной речи являются:- сказки;- дидактические игры;- ...

Каким образом осуществляется развитие связной устной и письменной речи?

Наиболее сложной стороной речи является связная речь.  Каким образом осуществляется развитие связной устной и письменной речи?...