Каким образом осуществляется развитие связной устной и письменной речи?
статья по развитию речи

Снычева Юлия Витальевна

Наиболее сложной стороной речи является связная речь.  Каким образом осуществляется развитие связной устной и письменной речи?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каким образом осуществляется развитие связной устной и письменной речи?

Связная речь является наиболее сложной стороной речи, так как характеризуется и осложняется смысловой, структурной и языковой связками частей речи. Можно сказать, что связная речь представляет собой единое, сложное целое, совокупность двух и более групп предложений, подчиненных единой тематике, имеющих четкую структурированность и специальные обусловленные языковые средства выражения и подчеркивания эмоционального состояния.

Таким образом, связная речь в отличие от простого предложения, служит более глубинным целям коммуникации разного уровня, что и вызывает основные сложности в ее употреблении.

Владение связной речью является определенной способностью детей воспринимать речь, а также создавать на ее основе самостоятельные высказывания в условиях конкретной ситуации общения.

Являясь одной из важнейших психических функций, связная речь стимулирует общее детей разных возрастных категорий, развивая их логическое и образное мышление, воображение, эмоции. Умение подмечать характерные особенности предметов и явлений формируется в процессе развития речи.

В разных ситуациях связная речь может выступать в различных формах. Письменная и устная формы связной речи имеют разную материальную основу: движущиеся слои воздуха (звуки) - в устной речи и краска (буквы) - в письменной речи.

Развитие связной письменной речи, в отличие от устной, требует от учащихся большего контроля, предъявляя характерные требования в выстраивании фраз, отборе лексики, использовании грамматических форм речи. Письменная же речь -это речь подготовленная, которая может поддаваться исправлению, совершенствованию. Ее дальнейшее развитие способствует повышению общей языковой и речевой культуры.

Развитие письменной речи является эффективным методом совершенствования  связной речи по следующим признакам:

- письменная речь занимает особое место в деятельности как наиболее сложная форма речевой деятельности;

- ее развитие совершенствует мыслительную деятельность, устную речь, память, внимание, воображение, волю, эмоциональную сферу;

- она является инструментом в постижении своего «я» и окружающего мира, обладает возможностями для раскрытия себя как личности.

Развитие устной речи способствует:

-изменению характера прерывистости устной речи;

-имеющиеся паузы могут свидетельствовать о поисках лучшего варианта для выражения мысли, не вызывая срыва начатой речевой конструкции;

-преодолевается интонационная нерасчлененность речи;

-развивается интонация целого текста, умение найти тон, соответствующий содержанию и назначению устных высказываний.

Таким образом, развитие связной устной и письменной речи, происходит на уровне функциональных разновидностей, отводя особое значение речи как средству познания, сохранения и передачи информации, а также как средству коммуникации, самосознания. Самовыражения и проявления своей индивидуальной творческой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной устной речи у старших дошкольников ДОУ

В настоящее время развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.•Снижается уровень бытовой культуры•Бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров•Насаждение телевиз...

Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"

Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...

Факторы, способствующие развитию устной и письменной речи детей дошкольного возраста.

В данной статье рассматриваются основне факторы, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста....

Воспитываем мужчину: с какого возраста и каким образом начать развивать в сыне «мужские качества»? Статьи / Психологическое просвещение Воспитываем мужчину с какого возраста и каким образом начать развивать в сыне мужские качества Когда в семье появляетс

Когда в семье появляется мальчик, то папа ждёт, что из него вырастет друг и соратник, а мама надеется видеть в сыне помощника и защитника.Но как воспитать из маленького человека настоящего мужчину?...

ОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ и КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ,

Цель программного содержания: Пересказ текстов (сказок) по серии сюжетных картин, на основе интеграции разных видов деятельности и  областей знаний....

Исследовательский проект "Влияние  мелкой моторики на развитие устной и письменной речи"

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию пальцев рук, развить речевую деятельность и письменную речь, что волнует детей, воспитателей и родителей, ...