Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».
материал

Кудрина Кристина Алексеевна

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум: «Использование устного народного творчества на занятиях по развитию речи и в повседневной жизни дошкольников»

Февраль 2024г.

Выступление на тему:

Устное народное творчество

как средство развития связной речи у детей с ОВЗ.

Деловая игра:

«Использование устного народного творчества

в работе с детьми».

Учитель-логопед: Кудрина К.А.

 Цель: привлечь педагогов к изучению данной темы, посредством приобщения их к культурному наследию.  

  Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное значение.

      Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира. Поэтому нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, до умения рассказывать детям сказки и предания своего народа. 

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки – это народная мудрость. Все, что пришло к нам из глубины веков, теперь называется народным творчеством. Очень важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

      

     Сейчас я хочу провести разминку со всеми, кто собрался в этом зале, а разминка называется: Определи жанр устного народного творчества.

«Друг познаётся в беде» (пословица)

А коток, а коток,
Кучерявенький лобок,
Украл бабушкин клубок
Да и спрятал в уголок.
А бабушка догнала
И за ушко подрала. (потешка)

Русский медленно запрягает, да быстро едет (поговорка)

«Я сидела на печи,

Сторожила калачи.

А за печкой мышки

Сторожили пышки» (частушка)

«Человек, который берется за многие ремесла, хорошо не владеет ни одним» (поговорка)

«Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала…» (Басня)

Вихрь, вихрь, не на меня, 
А на злого старика! 
Он в мышиной норе На медвежьей тропе! (закличка)

     Сидящие в зале педагоги делятся на две команды (Сударушки и Марьи Искуссницы.)

            Пословицы и поговорки.  Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Например: Замечаем на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорим: «Поспешишь – людей насмешишь».

1 Конкурс:  Игра «Собери пословицу» (Составить пословицу по карточкам, которые разрезаны  на слоги.)

- Ле  ни  ться да гу  лять доб ра не ви дать

- Вол  ков боя  ться  в лес не хо дить

- Жар кос тей не ло мит

- Без тру да не вы та щишь и рыб ку из пру да

- Ши ло в меш ке не ута ишь

- Че ло век без дру зей что де ре во без кор ней

Сказки

     С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых почитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине сердца.

2 Конкурс: «Как герой сказки»

Задание: нужно не только вспомнить, но и спеть или сказать как герой из сказки.

1. Какую песенку пел Колобок?

2. Что пела коза своим козлятам?

3. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

4. Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

5. Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?

(Ловись, рыбка, большая и маленькая! Нет, лучше ловись большая, да и побольше!)

6. Что говорила в это время лиса?

(- Ясни, ясни на небе звезды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!)

7.Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

8. Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

Загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. 

3 Конкурс:  «Загадки».

1.Пять братьев, годами равные, ростом разные. (Пальцы руки.)

2.Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок.)

3.Без тела — а живет, без языка — а кричит, никто его не видел, а всякий слышал   ( эхо )

4.Что с земли не поднимешь? (Тень.)

5.Сначала — блеск, а за блеском — треск, за треском — плеск. (Гроза.)

6.Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Дождь.)

7.Расколешь лед — возьмешь серебро. Разрежешь серебро — золото. (Яйцо.)

8.Летом спит, зимой ест. Тело теплое, а крови нет. (Печь.)

     Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они отражали различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий. Скороговорка – старинная забава, это игра - веселая и безобидная, а главное - очень и очень полезная. Играя в скороговорки, можно научиться четко и ясно произносить звуки. А ведь это так важно! Не каждому удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда.

4 Конкурс: «Скороговорки»

1. В какой музыкальный инструмент любили играть белые бараны? (Белые бараны били в барабаны.)

2. Какой головной убор купила кукушка своему любимому сыночку? (Кукушка кукушонку купила капюшон.

 Надел кукушонок капюшон,

 Как в капюшоне кукушонок смешон.)

3. Что летит от топота копыт? (От топота копыт пыль по полю летит.)

4.Кого увидел Грека в реке?( Ехал Грека через реку, Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап.)

Заклички — важный компонент народной игры, они относятся к группе фольклора. Это обращения к явлениям неживой природы - к солнцу, дождю, радуге. Иногда дети исполняют заклички хором, нередко они становятся игровыми припевками («дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи…», «радуга-дуга, наклони свои рога…»).

Заклички «украшают» народную игру, делают её ярче, веселее. Звонкие детские голоса, выкрикивающие закличку, создают отличное настроение, побуждает к активному действию, вызывают наибольший интерес к игре.

5 Конкурс: Угадай, с какой игры закличка

Я монах в синих штанах, пришел за …

Или

- Кто там?

- Покупатель.

- Зачем пришел?

- За краской.

- За какой?

Ответ: это игра «Краски»

Проходите, господа, открываем ворота,

Первой мать пройдёт,

Всех детей проведёт.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

А на третий раз не пропустим вас.

Ответ: это игра «Золотые ворота»

Я ношу, ношу колечко

И кому-то подарю!

Ответ: это игра «Колечко»

Вам прислали сто рублей

Что хотите, то купите,

Чёрный, белый не берите,

"Да" и "нет" не говорите!

Ответ: это игра «Вы поедете на бал?» или игра «Фанты»

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

Ответ: это игра «Заря»

     Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших предков. В нем отразилась широта и удаль славянской души.

В старину хороводы водились на особенных местах, каждое из которых получало свое название. Это были озера, реки, лужайки, рощи, пустоши, огороды, дворы. На одних местах собирались хороводы только праздничные, на других – повседневные.

     Приглашаются все педагоги на хороводную игру «Метелица».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

план работы по теме самообразования "Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь...

Народное творчество, как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста

В современном, динамично развивающемся мире, наполненном гаджетами, обилием шумов различного характера, мы, взрослые, педагоги, должны уделять пристальное внимание речевому развитию подрастающего поко...

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Консультация для воспитателей: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством».

МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» городского округа город Михайловка Волгоградской области» структурное подразделение «Солнышко»    Консультац...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: «Русская народная сказка как средство развития связной речи у детей».

Задачи:Вызвать интерес родителей к совместному чтению и рассказыванию сказок детям;Вовлечь родителей в совместную с детьми театрализованную деятельность;Укрепление традиций семейного чтения;Раскрыть ц...