Экологическое воспитание детей в детском саду
статья

Орлова Вера Игоревна

Желание охранять природу, бережно относиться и использовать её запасы необходимо начинать с раннего возраста. Поэтому большое влияние на становление и развитие экологической культуры личности в раннем возрасте оказывают родители и дошкольное учреждение.

Цель экологического воспитания в детском саду - это формирование человека, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы.

Важное место в экологическом воспитании дошкольников принадлежит экологическим играм. Они также являются неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности.

Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту — одна из задач детского сада.

Воспитание положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_detey_v_detskom_sadu.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей в детском саду

В современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение. С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается. Человечество потребляет дары природы, не задумываясь о последствиях варварского уничтожения, истребления и загрязнения.

Важной задачей является принятие мер по защите окружающей природы от загрязнения и разрушения, сохранению всего разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Экологический кризис заставил переоценить достижения мировой цивилизации, по-иному взглянуть на отношение человека и природы.

Желание охранять природу, бережно относиться и использовать её запасы необходимо начинать с раннего возраста. Поэтому большое влияние на становление и развитие экологической культуры личности в раннем возрасте оказывают родители и дошкольное учреждение.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать.

Слово «экология» и его производные крепко вошли в наш ежедневный словарь. При становлении мировоззрения личности существенную роль играют окружение дошкольника, социальная и культурная среда, а также его особенная точка зрения на все с самого раннего возраста.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Самоценность дошкольного детства очевидна, у детей старшего дошкольного возраста идет становление самосознания: дошкольник выделяет себя из предметного мира (окружающей среды), начинает понимать свое место в кругу знакомых и близких людей, осмысленно разбираться в окружающем предметно-природном мире, выделять его ценности. В данный период закладываются начала взаимодействия с природой, при помощи старших дошкольник начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Основополагающий смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни». Это отмечает С.Н. Николаева, автор многих программ по экологии. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у дошкольника с помощью педагога складываются необходимые качества и свойства личности.

Цель экологического воспитания в детском саду это формирование человека, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям. Одна из задач экологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе.

Нужно воспитывать в детях заботу о родной природе и её богатствах. Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, повадки, суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребёнок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы, но и испытывать любовь к муравью, лягушке, цветам и деревьям – ко всему, что его окружает.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только надо им помочь сохранить её на всю жизнь. Это и будет формирование основ экологической культуры у детей.

Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы. Перечень форм и приемов экологической работы с дошкольниками: экологические экскурсии; уроки доброты; уроки мышления; экологические кружки; экологические конкурсы; экологические аукционы, викторины; экологические акции; клуб исследователей природы; лаборатория юного эколога; составление экологических карт; экологические выставки и экспозиции; экологически музеи; дни экологического творчества; экологические праздники и фестивали; экологические сказки; экологические тропы.

Так, например, создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе. Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять. Задачи экологической тропы: 1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность. 2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы. 3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическая тропа может создаваться в ДОУ по следующим этапам:

1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2. Составление картосхемы тропинки разного назначения.

3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки (например, фигурка сказочного персонажа на территории ДОУ).

4. Составление паспорта экологической тропы.

5. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

6. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

Можно использовать разнообразные формы и методы работы с детьми на экологической тропе: экологические беседы; экологические конкурсы; наблюдения; элементарные опыты; экскурсии; целевые прогулки; решение экологических ситуативных задач; труд в природе; «Красная книга природы»; коллекционирование; экологические развлечения, праздники; экологические игры; театрализации.

Также можно активно взаимодействовать с родителями. Это изготовление рисунков, поделок. Участие в различных конкурсах, в совместных экологических развлечениях, праздниках. Фотовыставки на экологическую тематику. Проведение субботников по облагораживанию экологической тропы. Маршрут экологической тропы может представлять собой последовательное движение по часовой стрелке от одного объекта к другому. Так, путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога. На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отнести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, и другие. Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдения как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Метод наблюдений в экологическом воспитании детей является основным.

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели:

календарь наблюдений за сезонными изменениями природы;

календари наблюдений за ростом и развитием растений;

календарь наблюдений за птицами;

макет водоёма, в котором размещены обитатели морских глубин.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она представляет собой эмоциональную деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, он активен и доброжелателен. В игре ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов.

Важное место в экологическом воспитании дошкольников принадлежит экологическим играм. Они также являются неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада.

Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы, например, «Солнышко и дождик», «Мыши и кот».

Можно устроить маленький театр с игровыми персонажами – куклами. Пусть герои расскажут о том, как себя нужно вести по отношению к природе. Можно спорить, шутить и смеяться вместе со своими героями.

Прогулки тоже широко используются для экологического воспитания детей. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь. Ознакомление детей с природой не ограничивается пассивным созерцанием ее явлений.

Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме того можно использовать разнообразные игровые упражнения: "Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Возможность проводить систематические наблюдения и эксперименты позволяет удовлетворять любознательность детей.

Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому экспериментирование очень важный вид деятельности детей. Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми и многое другое. Опыты необходимы для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности и мыслительной деятельности.

Экологические занятия как одна из форм организации воспитания детей имеют свою совершенно определённую и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни позволяет им накопить конкретные представления о природе ближайшего окружения. Занятия как особая форма обучения способствуют тому, что чувственные представления дошкольников могут быть качественно преобразованы – расширены, углубленны, объединены, систематизированы. Много знаний о природе дети получают во время организованной образовательной деятельности. На занятиях дети устанавливают экологические связи, существующие в природе. Без этих знаний трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей невозможно полноценное экологическое воспитание.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая экологию, ребенок научится видеть, понимать и ценить природу. Поэтому необходимо предоставить возможность общаться с живой и не живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Интерес к книге возникает еще задолго до начала посещения детского сада и развивается очень легко. Книга играет важную роль в воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения.

Очень любят малыши сказки. Сказка является, одним из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира. Она не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам более по душе волшебные сказки.

Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей - это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводится беседа. В их глазах видно сочувствие, сопереживание, либо радость, восторг главному герою книги.

Формирование экологического воспитания проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Прежде чем начать экологическую работу с детьми, необходимо провести работу с родителями в форме: родительских собраний, информационных листов, анкетирования, индивидуальных бесед, ведения экологических дневников.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем, весеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера экологических чувств, экологического восприятия ребенка.

По мнению исследователя Горбатенко О.Ф. успех реализации задач экологического образования дошкольников достигается за счет построения целенаправленной и систематической работы по данному направлению, включающей следующие компоненты:

 - выявление уровня готовности педагогов детского сада к экологическому образованию дошкольников и на основе результатов диагностики – к организации системы методической работы;

- построение экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;

 - создание системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей (специально организованное обучение, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей);

- постоянное общение детей с природой ближайшего окружения;

- активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников;

 - поддержание тесных связей с социумом: школа, станции юннатов, музеи, экологические организации и др. субъекты.

Экологическое образование детей в дошкольном учреждении подразумевает специально организованное обучение в форме занятий, организация совместной деятельности взрослого и ребенка, а также поддержание свободной самостоятельной деятельности ребенка. При этом возможно применение широкого спектра различных форм работы по экологическому воспитанию и образованию.

Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту — одна из задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители. “Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы” (Д. Рескин)

Следует отметить, что целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательного интереса детей является эффективным фактором развития познавательного интереса в условиях ДОУ в процессе экологического воспитания.

Воспитание положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство любви к природе и соответствующее ему поведение развиваются постепенно от положительно-эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности, имеющей общественную значимость.

Воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство – важная задача нашего общества.

Список  литературы:

1. Аджигитова, М. А. Влияние дошкольного учреждения на становление и развитие экологической культуры ребенка / М. А. Аджигитова // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XXXIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 февраля 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 121-123. – EDN EIVTOZ.

2. Батурина, О. Ю. Осуществление экологического воспитания детей в детском саду в современных условиях / О. Ю. Батурина // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога : Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, Тверь, 26–28 марта 2015 года. – Тверь: Тверской государственный университет, 2015. – С. 261-266. – EDN UYIFQV.

3. Бауман, Н. В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения / Н. В. Бауман, И. В. Пережогина // Проблемы педагогики. – 2017. – № 8(31). – С. 26-29. – EDN ZRDAHR.

4. Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание. 5-6 лет. ФГТ / Т.М. Бондаренко. – Воронеж.: Лакоценина Н.А., 2012. – 190 с. – ISBN: 978-5-905311-49-9.

5. Горелова, Л. Н. Игра как метод экологического воспитания детей в детском саду / Л. Н. Горелова // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : Международная научно-практическая конференция: сборник статей, Белгород, 02 февраля 2018 года. – Белгород: ООО ГиК, 2018. – С. 138-140. – EDN YRMUAZ.

6. Иванова. А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.

7. Масленникова, О.М., Филиппенко, А. А. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2019. – 232 с.: ил. ISBN 978-5-7057-1994-5.

8. Мосягина Л.И. Экологическое воспитание. Парциальная программа для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет) / Л.И. Мосягина. – Издательство: «Детство-Пресс», 2016. – 48 с. – ISBN: 978-5-906797-34-6

9. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа / Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 329с.

10. Оспанова, М. Д. Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста / М. Д. Оспанова // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы : сборник статей V Международной научно-практической конференции : в 3 ч., Пенза, 10 декабря 2017 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. – С. 264-274. – EDN YKJLGR.

11. Пономарева, Л. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду в условиях ФГОС / Л. Н. Пономарева // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, Белгород, 30 сентября 2019 года. – Белгород: ООО ГиК, 2019. – С. 177-181. – EDN ZOBNMM.

12. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]: информ.-метод. материалы, экологизация развив. среды дет. сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры / сост. О. Ф. Горбатенко. – 2-е изд., стер. – Волгоград: Учитель, 2008. - 286 с.: ил. – ISBN 978-5-7057-0940-3.

13. Тугушева. Г.П, Чистякова.А.Е: Методическое пособие: Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду

С помощью презинтации раскрыта система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду....

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»...

Экологическое воспитание детей в детском саду

Экологическое воспитание - это направление дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагог...

Презентация "Экологическое воспитание детей в детском саду". Тема: "Птицы".

Презентация на закрепление знаний детей старшего возраста....

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

В статье описывается опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, с привлечением всех участников образовательного процесса...