«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»
статья на тему

Плотникова Яна Михайловна

В статье описывается опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, с привлечением всех участников образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

 «Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

«Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повелики,

На тропинке солнечные блики,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите. . .»

М.Дубин

В наш век принято считать, что человек — царь природы. К сожалению, усвоив это, он порой забывает, что является ее сыном и поэтому должен, как всякий порядочный сын, заботиться о своей матери. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег - это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Идея приобщения человека к природе, к её познанию, имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский видели в природе могучий источник знаний. Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы.

Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то даёт, а потому, что она самоценна. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает с ней знакомиться до того, как произносит первые слова. Во время прогулок на природе, можно всесторонне развивать ребёнка, воспитывать у него многие положительные качества. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде всего как эстетическое чувство, так как природа является основой красоты, источником живописи и музыки. Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять её как источник радости и счастья.

Экологические проблемы в городе Отрадном Самарской области очень актуальны. Наш город расположен в непосредственной близости от промышленных предприятий и заводов, которые в процессе своей деятельности загрязняют атмосферу, почву, воду.

Поэтому постановлением Главы городского округа Отрадный была утверждена Городская экологическая программа.

На протяжении двадцати с лишнем лет педагоги дошкольной образовательной организации детский сад №16 "Ивушка" города Отрадного считают экологическое воспитание дошкольников приоритетным направлением своей работы.

Особенностью нашего дошкольного учреждения является то, что наш детский сад в августе 2010 года получил статус «Школа-участница» проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». А, как известно, одним из направлений деятельности ЮНЕСКО является охрана окружающей среды, ее изучение и уход за объектами природы. Именно поэтому вопросам экологического воспитания дошкольников мы уделяем особое значение. В рамках деятельности ЮНЕСКО в нашем дошкольном учреждении за последний год были проведены такие акции, как: международная акция «Посадим дерево- сделаем мир зелёным», «Чистые берега». Педагоги и воспитанники нашего образовательного учреждения приняли участие в конкурсе социальной рекламы на экологическую тематику «ЭкоШот»

Цель работы по экологическому воспитанию: формирование у дошкольников экологической культуры — совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической

деятельности.

Основные задачи экологического воспитания это:

  1. формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом
  2. развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к       соблюдению норм поведения в природе, обществе
  3. совершенствование экологического сознания педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения
  4. формирование познавательных, практических и творческих умений   экологического характера, навыков природоохранной деятельности
  5. пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам   - экологического воспитания детей в семье

Для решения этих задач были выбраны «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А Васильевой и «Юный эколог» С.Н. Николаевой. С.Н. Николаева подчеркивает, что программа экологического воспитания успешно реализуется при условии создания предметно-развивающей среды, обеспечения заинтересованности педагогического коллектива в усвоении, передачи основ экологической грамотности родителям и приобщения их к целенаправленной работе с детьми. Опираясь на данные рекомендации мы организуем свою работу по трём направлениям: с педагогами, детьми и родителями.

Первое направление - это повышение компетентности педагогических кадров. Ведь главной фигурой экологического воспитания детей является воспитатель, осознанный характер его действий и творческий поиск оптимальных условий для педагогического процесса. Получить новые знания в области экологического образования и просвещения дошкольников педагоги смогли, участвуя в  педагогических советах на тему «Что такое экология?», «Концепция экологического воспитания дошкольников», смотр-конкурсах « Лучший уголок природы», « Поделки из природного материала», «Лучший участок и лучший огород детского сада», консультациях «Что нужно знать воспитателю», «Как организовать уголок природы», «Как составить букет» и др, семинарах «Значение экологического воспитания для развития личности ребёнка», «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о природе и формах отношения к ней», экологические КВН. ( Практическая апробация методов и приемов в работе с детьми с последующим обсуждением результатов обсуждалась в работе творческой группы, участниками которой были изучены теоретические и практические аспекты программы экологического воспитания. Полученные знания способствовали успешному овладению воспитателями методикой экологического образования детей, изучению целостных педагогических технологий. Для реализации поставленных задач и в направлении по работе с детьми, педагоги детского сада прикладывают все усилия:

  1. Создают предметно-развивающую среду, обеспечивающую выработку экологических знаний дошкольников
  2. Осуществляют ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на НОД, играх, в повседневной жизни
  3. Регулярно планируют и проводят тематические прогулки, экскурсии, походы, помогают детям наблюдать за погодой и природой в естественных условиях
  4. Активно используют развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребёнком
  5. Рационально используют земельные участки для выработки экологических знаний: создают уголки природы, ухаживают за растениями на клумбе и в огороде.

Для реализации программного содержания образовательной деятельности используются различные методы обучения детей: наблюдения разного вида, рассматривание картин, моделирование, беседы с воспитателем, чтение художественной литературы, опытная и трудовая деятельности. Выбор методов определяется возрастными возможностями детей и характером задач, которые решает педагог.

Наиболее значимым методом экологического воспитания детей является наблюдение. С его помощью дети знакомятся с внешними признаками объектов природы и познают их связи со средой. Наблюдения лежат в основе разных видов деятельности детей (труда по уходу за растениями и животными, заполнение календаря природы и пр.), как компонент их используют в ходе бесед, прогулок, экскурсий.

Особое место в работе по экологическому просвещению детей отводится беседе. Четкая последовательность вопросов дает возможность дошкольникам понять причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения.

Эффективными формами экологического образования в нашем детском саду являются: «Уроки Доброты», тематика которых может быть самой разной, например, «Как можно заботиться о комнатных растениях»; «Уроки мышления» на которых познавательная деятельность сочетается с эмоциональным восприятием природы, например, прослушивание художественного произведения, что способствует формированию чувства природы. «Коллекционирование» с последующей организацией выставки; «Эколого- психологический тренинг» - упражнения на тренировку органов чувств, внимания, умения сравнивать; «Исследователи природы»- упражнение привлекает детей к запахам, звукам и осязательным ощущениям как средству получения информации об окружающей среде; «Прогулка с увеличительными стёклами» с последующей зарисовкой увиденного.

Третье направление это эколого-педагогическое просвещение родителей воспитанников. Такая система взаимодействия ДОО с семьей включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Повышению экологической культуры родителей способствовало их непосредственное участие в различных мероприятиях экологической направленности.

Внимание родителей не смогла ни привлечь экологическая газета ДОО, над выпуском которой трудились педагоги. Газета содержала интересные факты из жизни растений и животных, о явлениях природы, предлагала домашние задания в виде загадок, ребусов, кроссвордов. Домашние задания, которые дети выполняли вместе с родителями, выявляли их заинтересованность. Групповые родительские собрания и экологические КВН, проведенные с организацией чаепития, выступлением детей, показом видеофильмов открыли возможность для свободного общения, обсуждения различных вопросов и выработки единых подходов к воспитанию.

Родители были привлечены к участию в семинарах-практикумах, которые носят просветительский характер. С целью обсудить проблемы и расширить представления о системе оздоровления детей на основе свободного обмена мнениями между родителями, педагогами, медперсоналом.

Особо хочется отметить участие родителей в проектной деятельности. Так как 2005-2015 годы объявлены ЮНЕСКО, как Международное десятилетие действий «Вода для жизни». В рамках данного направления каждая возрастная группа  детского сада совместно с детьми и родителями разработала проект «Вода в жизни человека». Работа над проектами велась в течение трех месяцев, за это время дети вместе с родителями и педагогами проводили эксперименты и опыты с водой, участвовали в акциях, выпускали газеты и альманахи, рисовали и сочиняли сказки о «волшебной капельке». Проекты в каждой группе получились необычными и интересными. Так же нельзя не отметить активное участие родителей в уже названных акциях «Посади дерево» и «Чистые берега»

Разработанная система сотрудничества педагогического коллектива и родителей способствовала воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.

В детском саду ведет свою работу экологический кружок «Юный эколог». Деятельность руководителя кружка направлена на обеспечение более грамотного подхода к реализации задач экологического образования, требующего от коллектива новых знаний и умений. Этому способствует разработка воспитателями и специалистами детского сада совместных проектов по экологическому воспитанию: «Уши, лапы и хвосты», «Покормите птиц зимой», «Люби и знай родной свой край»,  «Наши зелёные друзья», «Аптекарьский огород», «Огород на окошке», «Лекарственные растения», «Грибы бывают чайные». Цель проектов – развитие заинтересованного, бережного эмоционального отношения дошкольников к природе, способности удивляться и удивлять, проявлять творчество в изобразительной, конструктивной и театрализованной  деятельности. Работа над проектом объединяет работу специалистов детского сада, воспитателей и детей, вовлекают в педагогический процесс родителей, способствует созданию творческой атмосферы в учреждении, которая побуждает к поиску новых путей экологического воспитания дошкольников.

Наш детский сад расширяет содержательные и взаимовыгодные связи с учреждениями дополнительного образования и другими социальными партнерами, которые позволяют обогатить работу педагогического коллектива. Дети, педагоги и родители активно участвуют в конкурсах и фестивалях различного уровня:

  • «Всероссийский конкурс инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста «Росточек: мир спасут дети»;
  • Областной конференции детских творческих исследовательских проектов «Я узнаю мир»;
  • В областном этапе всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета»;
  • Ежегодно в региональном конкурсе «Эколидер»;
  • В окружном  конкурсе детского творчества «Живая природа»

Таким образом, создание системы экологического образования в детском саду, экологизация всего образовательного процесса, профессионализм педагогов, эффективная работа с родителями и учреждениями социума позволили интегрированно решать задачи экологического образования.

Список литературы:

  1. Аксёнова З.Ф. Войди в природу другом., ТЦ СФЕРА, М. 2008
  2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 1998
  3. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог»., Мозаика-синтез, 2004
  4. Научно-методический журнал для педагогов и родителей «Детский сад от А до Я» 6/2008, М., 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду

С помощью презинтации раскрыта система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду....

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»...

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Начало формирование экологической культуры и ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в д...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С наукой экологии дети познакомятся в школе, однако экологическое воспитание необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Кому-то может показаться это преждевременной мерой. Однако детские психологи...

Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

В современном мире проблемы сохранения окружающей среды приобрели первостепенное значение. Особое внимание уделяется экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Именно в первые...

Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

В современном мире проблемы сохранения окружающей среды приобрели первостепенное значение. Особое внимание уделяется экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Именно в первые...