Интегрированное занятие "Путешествие в страну этикета"
план-конспект занятия (старшая группа)

Картавская Ирина Игоревна

Говорить «спасибо» и «пожалуйста», правильно держать столовые приборы, не перебивать собеседника — эти правила, конечно, не закреплены в законе, но их соблюдение — первый признак воспитанности. Знакомить ребенка с этими важными правилами нужно с малых лет, чтобы для него следование этикету стало нормой, а не исключением.

Этикет в общении

Многие взрослые и дети ошибочно считают, что этикет — это исключительно правила хорошего поведения за столом и в общественных местах. На самом деле соблюдать нормы этикета нужно, к примеру, и в процессе общения с людьми. Ребенок должен научиться быть вежливым и уважительным по отношению к окружающим — благодарить, помогать, делать комплименты, сочувствовать. В дошкольном возрасте детям достаточно освоить самые простые правила этикета:

  • Всегда здороваться со знакомыми, даже если это знакомые родителей;
  • При общении со взрослыми следует обращаться к ним на «Вы»;
  • Использовать в соответствующих ситуациях слова «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините»;
  • Не перебивать своих собеседников;
  • Общаясь с товарищами, не обзываться, не дразниться и не хвастаться.

Если ребенок будет знать основы этикета общения, ему будет проще завести новых друзей, утвердиться в коллективе и заслужить уважение старших.

Поведение в общественных местах

Если понаблюдать за детьми в магазине, кафе, игровом центре, можно заметить, что даже дети одного возраста ведут себя совершенно по-разному. Кто-то смущается и старается не отходить от мамы или папы, а кто-то, наоборот, на эмоциях становится гиперактивным и даже непослушным. Чтобы поведение ребенка не заставляло родителей краснеть, нужно объяснить ему некоторые важные правила:

  • Громко разговаривать и кричать не нужно — мама и папа все хорошо слышат, а окружающим чрезмерный шум может помешать;
  • Пожилым людям необходимо уступать место;
  • Нельзя показывать пальцем на окружающих — это невежливо;
  • Выбрасывать мусор можно только в урну — не стоит бросать бумажки и фантики на улице;

Естественно, ребенку потребуется время, чтобы привыкнуть к общепринятым правилам поведения, поэтому родителям важно проявить терпение и помочь ребенку научиться применять их на практике.

Основные правила этикета за столом

Самый сложный момент в вопросах этикета для детей — правила поведения за столом. В дошкольном возрасте дети, как правило, едят так, как им удобно, не задумываясь о каких-то правилах. Задача родителей — научить ребенка уважать сидящих за столом и есть аккуратно:

  • Сидеть за столом нужно прямо, не раскачиваясь на стуле и не ерзая;
  • Локти на стол класть нельзя, потому что в таком положении можно помешать соседям;
  • Не следует разговаривать во время еды — это неэстетично, а также громко жевать, причмокивая;
  • Если какое-то блюдо не понравилось, не стоит об этом гвоорить
  • Вытирать руки и губы можно только салфетками или полотенцем, но не рукавом кофты и, тем более, не скатертью;
  • После приема пищи следует поблагодарить за вкусные блюда.

Объяснять правила этикета для детей дошкольного возраста не так уж и сложно — в этом помогут книги, стихи, иллюстрации, игры на определенные сюжеты с куклами или мягкими игрушками. Однако лучший способ — демонстрировать наглядный пример. Если мама и папа сами соблюдают правила этикета, то и ребенок, с большой вероятностью, будет следовать их примеру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия про этикет19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Путешествие в страну этикета»

Цели:

  • познакомить с правилами этикета;
  • воспитывать чувства уважения к сверстникам и взрослым;
  • развивать культуру речи.

Оборудование: паровозик, волшебная палочка, названия станций, плакаты с правилами, листы с пословицами, тарелка, вилка, нож, салфетка.

Воспитатель: Люди живут все вместе. И что бы нам друг с другом было удобно и радостно жить, учиться, отдыхать, работать, каждому из нас надо соблюдать правила, называемые этикетом.

ЭТИКЕТ – это установленный, принятый порядок поведения, правильное общение. И сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну этикета. У меня в руках волшебная палочка. И чтобы ей воспользоваться, давайте все вместе потихоньку скажем: «Раз, два, три – в волшебную страну перенеси!». И наша волшебная палочка переносит нас в город «Вежливых ребят»!

Ребята, давайте вспомним какие вежливые слова, мы знаем, а для этого отгадаем загадки:

Растает ледяная глыба, от слова теплого … (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь … (здравствуйте)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим … (прости, пожалуйста)

И в саду, и в стране Дании, на прощанье говорят … (до свидания)

Воспитатель: Молодцы! Вот как хорошо вы знаете волшебные слова. А давайте послушаем стихотворение Погореловского. И ответим на некоторые вопросы:

- Вот кто вежливость у нас

Проявил на деле –

Он в полночный тихий час

Поднял мать с постели

- Что с тобой?! – вскочила мать –

Заболел, сыночек?!

- Я забыл тебе сказать:

Мама доброй ночи!

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли считать вежливым этого мальчика? Почему?

Дети: (отвечают)

Воспитатель: Давайте послушаем правила вежливости:

Вежливость проявляется, прежде всего, в словах, а также в тоне, котором они сказаны.

Со взрослыми надо здороваться первыми.

Если тебе оказали услугу, что-то дали, надо сказать «спасибо». А ответ, когда тебе говорят «спасибо», отвечай «пожалуйста».

Когда идешь спать пожелай всем «спокойной ночи».

Выходя из-за стола, поблагодари родителей. Не забудь похвалить за заботливо приготовленную пищу.

Если надо обратиться ко взрослым, которые разговаривают, скажите «извините, пожалуйста» и только после этого изложите свою просьбу.

Когда просишь о чем-нибудь, не забудь также слова: «прошу вас …» или «я хочу попросить вас …».

Если нечаянно толкнул кого-то, сделал какую-то неловкость, надо извиниться: «извините, пожалуйста», «простите меня, пожалуйста».

Уходя, надо прощаться: «до свидания», «всего хорошего».

Очень важно, каким тоном ты говоришь, как обращаешься к человеку, смотришь ли на него, когда с ним разговариваешь.

Воспитатель: Ответьте мне на вопросы:

Что надо ответить, когда вам сказали «спасибо»?

В какую очередь вы должны приветствовать взрослых?

Что нужно сказать, если случайно задел кого-то?

Воспитатель: Молодцы! Правила вежливости теперь вы знаете, но запомните, что волшебные слова, сказанные грубо, небрежно, перестают быть вежливыми, поэтому не отворачивайтесь от того, кому говорите, и говорите их добрым голосом и с улыбкой.

Воспитатель: А давайте взмахнем волшебной палочкой и поедем дальше. А на следующей станции мы будем с вами говорить о правилах поведения за столом.

Сейчас вы, наверное, подумаете, ну кому мешает, что я ем некультурно? И почему это некультурно? А я вам отвечу: «Представьте себе, мешает!» если подумаем, как следует, то поймем, что все правила вежливости, в том числе и правила поведения за столом, существуют для того, чтобы люди своими поступками не мешали и не вредили друг другу, не обижали и не оскорбляли друг друга. Но этому тоже надо учиться, чтобы не чувствовать себя неловко от своего незнания правил поведения за столом.

А вы знаете как нужно вести себя за столом?

Дети: не хлюпать, не чавкать, не кричать …

Воспитатель: Все это правильно.

Садиться за стол нужно с чистыми руками. Сидеть прямо, не раскачиваясь, не прислоняться к спинке стула. Локти на стол не кладут.

Салфетка служит для того, чтобы вытирать руки и рот во время еды.

Нельзя разговаривать с полным ртом: можно поперхнуться, да и речь будет невнятной, непонятной.

Нельзя долго сидеть за столом, выбегать из-за стола во время еды.

Выходя из-за стола. Скажи «спасибо».

Воспитатель: А сейчас я проверю, как вы запомнили правила поведения за столом. Для этого мне понадобится один из вас.

Покажи как правильно сидеть за столом (прямо, не раскачиваясь, не прислоняться, локти на стол не кладут).

Возьми правильно вилку.

А для чего служит салфетка?

Что нужно сказать, когда выходишь из-за стола?

Молодцы!!! Теперь вы знаете как правильно вести себя за столом.

Воспитатель: давайте поиграем в игру «вежливо - невежливо»

Воспитатель:

Условия игры просты:

Если вы со мной согласны,

И поступок тот хороший,

Не сидите, не молчите,

Хлопайте в ладоши.

Ну, а если плох поступок

Он случался с вами,

То тогда все вместе,

Топайте ногам!

Если стали вам грубить,

Нужно вслед им нахамить. (Топают ногами.)

Если вам подарят книгу,

Вы ответите: «спасибо» (Хлопают в ладоши.)

Если вы зашли в кино,

А оно идет давно,

Нужно громко покричать:

«Кто посмел без нас начать?» (Топают ногами)

Если кто-то вдруг случайно

Вам на ногу наступил,

Как бы он не извинялся,

Мы поступок не простим! (Топают ногами.)

Воспитатель:

Какие волшебные слова помните из нашего путешествии?

Что нужно ответить, когда вам сказали «спасибо»?

В какую очередь вы должны приветствовать взрослых?

Что нужно сказать, если случайно задел кого-то?

Для чего служит салфетка?

Что нужно сказать, когда выходишь из-за стола?

Молодцы! Все это вы помните, давайте взмахнем волшебной палочкой, … и закончим наше волшебное путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия«Путешествие в страну этикета»

Конспект интегрированногозанятия-развлечения....

«ПУТЕШЕСТВИЕ В «СТРАНУ ЭТИКЕТА», методическая разработка НОД

"Путешесчтвие в страну Этикета", конспект  НОД в подготовительной к школе группе по ОО «Социализация»...

Развлечение "Путешествие в страну этикета".

Данное развлечение поможет в игровой форме формиро­вать элементарные правила вежливос­ти; представление о хороших и пло­хих поступках; умение правильно оце­нивать себя и других; закреплять правила пов...

Путешествие в страну этикета

На этом занятии воспитатель с детьми продолжает закреплять элементарные правила вежливости с помощью психогимнастических упражнений и дидактических игр....

НОД в старшей группе с использованием ИКТ. Познание. Формирование целостной картины мира «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭТИКЕТА»

Программные задачи: Заключить основы эмоционального, положительного настроя детей в отношениях друг с другом и с окружающими людьми. Формировать элементарные правила вежливости; представлени...

Занятие по этикету "Путешествие в страну этикета"

Занятие поможет воспитателю в работе по формированию этических основ, а также навыков жизни в социуме у старших дошкольников....