«ПУТЕШЕСТВИЕ В «СТРАНУ ЭТИКЕТА», методическая разработка НОД
учебно-методический материал (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Манурова Инна Маратовна

"Путешесчтвие в страну Этикета", конспект  НОД в подготовительной к школе группе по ОО «Социализация»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_etiketa.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ   НОД  В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» «ПУТЕШЕСТВИЕ В «СТРАНУ ЭТИКЕТА»»

Манурова Инна Маратовна, воспитатель подготовительной группы,

1 квалификационной  категории 

муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад общеразвивающего вида № 54 г Кировска»

Интеграция с ОО «Познание», «Коммуникация», «ЧХЛ», «Труд»,

«Музыка»

Программное содержание:

  1. Формировать внимательное отношение к окружающим  людям с помощью правил этикета и моделей  поведения в общественном транспорте.
  2. Расширять диапазон диалоговой речи старших дошкольников с помощью осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
  3. Поддерживать стремление детей совместно с партнёрами выбирать материал для построек и игровые атрибуты, распределять роли, обращаться к партнёру  по имени игрового персонажа, меняя тембр, интонацию и силу голоса.
  4. Побуждать детей выразительные и оригинальные, соответствующие условиям постройки, самостоятельно используя различные виды строительного материала, атрибутов  и предметов -  заместителей.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:

-  соблюдает правила поведения в общественных местах,

- эмоционально откликается на переживания детей, персонажей сказок и историй.

Материалы и оборудования:  картинки: эскимо, тигр, избушка, клубника, ель, телефон, буквы; карта «Страны Этикета» со следующими остановками: Тупик Правил Поведения, улица Добрых слов, Весёлая поляна, Аллея Игр, улица Частушек;  плоская модель автобуса,  мяч, руль, сумка для кондуктора, телеграмма от Жадины.

Указание к игре:  каждую  остановку дети отмечают на карте -  переносят модель автобуса на нужное место.

Предварительная работа: дидактическая игра «Правила дорожного движения», «Ласковое слово», «Волшебные слова», «Хорошо – плохо»; разучивание стихотворения И. Рахилло «Игра в гостей»; беседы: «Кто и зачем придумал правила поведения», «Воспитанность и вежливость», «С чего начинается дружба», «Как принимать гостей»,  «Щедрость и Жадность»;  с - р игры «Гости», «День рождения», «Семья», «Поездка в отпуск», «Пассажиры автобуса», чтение художественных произведений по теме.

Ход занятия:

Воспитатель (В): Ребята, мы с вами отправимся в гости к волшебнику, который научит нас правильному и красивому поведению. Но сначала нам нужно узнать, как зовут этого волшебника. Чтобы это узнать, нам нужно вписать в пустые клеточки буквы, с которых  начинаются их названия.

 Игра «Собери имя»  /Дети подбирают буквы по картинкам, собирают слово/.

В.:  Правильно, нашего волшебника зовут Принц Этикет. Он нам прислал карту,  по которой мы должны доехать до  его страны.  Страна  называется  «Страны Этикета». Сейчас я предлагаю вам вместе подумать,  на чём мы можем отправиться к нему в гости. /Обсуждение видов транспорта, способов передвижения. Дети предлагают разные варианты, принимают общее решение/.

В.:  Вы очень много придумали средств передвижения, но решили добраться до страны этикета на автобусе. но автобуса у нас нет, Что будем делать? /ответы детей, выбор материала для постройки, атрибутов для водителя, кондуктора  и пассажиров/.

Разыгрывание игровых ситуаций: 

  1. Ситуация «Садитесь пожалуйста»: 

Мама, Нюша и Федя заходят в автобус. Нюша села у окна, Федя рядом с ней.

- Нюшка! – закричал Федя на весь автобус. – ты заслоняешь всё окно. Ничего не видно.

Он вскочил на сиденье и, стоя на коленях, стал смотреть в окно.

- Мальчик, - сказала женщина, которая стояла рядом, - если тебе не трудно, уступи, пожалуйста, место.

Федя смутился:

- Садитесь, пожалуйста. Извините, я не заметил, что вы стоите.

- Спасибо, мальчик.

Пожалуйста, не стоит благодарности».

Рефлексия

В.:  - Как вы думаете, правильно ли вёл себя в автобусе Федя? (сначала нет, потому что громко, на весь автобус, разговаривал. Кроме того, он не сидел на сиденье, а стоял на коленях. Он не обратил внимания на то, что рядом стояла женщина).

  1. Ситуация «Передайте, пожалуйста на билет»:

Федя спокойно стоял, держась за спинку сиденья. И тут его попросили:

-Передай, пожалуйста, деньги за проезд.

Федя растерялся….

- Девочка,- обратилась к Нюше старушка. – Передай, пожалуйста, за проезд.

- Простите, пожалуйста, - ответила Нюша, - я не знаю, что нужно сделать.

Выбор модели поведения:

В.:  А вы знаете, что нужно сделать, когда пассажир просит передать деньги на билет. Научите Федю, как следует вести себя в таком случае и что нужно сказать в ответ на просьбу.

В.:  Вот мы приехали на первую остановку «Тупик правил поведения».

Проблемная ситуация – инсценировка стиха И. Рахилло «Игра в гостей»:

- Здрасте, здрасте, мы вас ждём!

- Намочило нас дождём.

- Ожидали мы гостей!

- М промокли до костей.

- Где ваш зонтик?

- Потеряли.

- Где калоши?

- Кот унёс!

- Где перчатки?

- Скушал пёс!

- Это, гости, не беда, заезжайте ворота, поднимитесь на порог, к нам на яблочный пирог.

В.:  Ребята, давайте проверим себя, знаете, ли вы, что такое правила культурного поведения и как вести себя в гостях? Какие правила нарушили гости?

/Дети обсуждают поведение гостей, вспоминают правила этикета, внешний вид гостей/.

В.:  Давайте и мы не будем опаздывать в гости. Поехали дальше.

Следующая остановка «Улица Добрых слов»:

Дидактическая   Игра с мячом «Кто больше знает вежливых слов».

Воспитатель стоит напротив детей с мячом в руках. Тот, кому он кидает мяч, должен его поймать и вспомнить вежливое слово или выражение. Правильно ответивший  делает шаг  вперёд. Выигрывает тот, кто первым дойдёт до воспитателя.

Усложнение: Задания могут быть разными: «обратись к другу вежливо», «Позвони по телефону», «Попроси помощи», «Пригласи ребят в гости» и др.

В.:  Ну вот, «Волшебные слова» мы вспомнили. А как вы думаете, от чего зависит их сила? Правильно, сила «Волшебных слов» зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом: спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть «волшебными».

В.:   Нас ждёт принц, пора ехать дальше. А пока мы едем, давайте вспомним сказки, в которых говорится о победе добра? /Дети называют сказки: «Золушка», «Аленький цветочек», «Крошечка-хаврошечка» и др./

Посмотрите на карту, мы попали на Весёлую полянку. Выйдем из автобуса и немного отдохнём.

Физминутка «Если нравится,  то делай так».

В.: Весёлая полянка не отпустит нас, пока, вы, ребята, не решите две задачи по знанию правил вежливости. Послушайте их условия и найдите в каждой задаче ошибки и исправьте их.

  1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите сколько сейчас часов?» (Правильный ответ:  Надо не кричать, а вежливо спросить. Мальчик забыл слово «пожалуйста ». Правильнее говорить не «сколько часов», а «который час». После ответа взрослого, надо сказать «спасибо»).
  2. Девочка возмущённо жаловалась маме: «Во дворе один мальчишка такой невежа – всё время зовёт меня Валькой». «А ты как его зовёшь?» - спросила мама. – «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!» (Правильный ответ: Девочка должна  звать мальчика по имени, показывая ему верный пример правильного поведения, а не кричать: «Эй, ты!»).

Молодцы ребята, вы правильно решили обе задачи, а самое главное, вы научились вежливо вести себя с окружающими людьми. мы можем продолжать свой путь дальше.

В.:  Мы приехали на улицу Частушек. Здесь все поют. А вы умеете петь?  Кто из вас может спеть  частушки о  вежливости?   /дети поют частушки/.

  1. Зайграй-ка, балалайка,

Балалайка три струны,

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

  1. Петя ловко ловит рыбу,

Может лодки мастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

  1. Говорит лентяйке мать:

«Убери свою кровать!»

А лентяйка: «Маменька,

Я же ещё маленька!»

  1. Коля ссорится с друзьями,

в ход пускает кулаки –

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

  1. В поезд входят три юнната:

– Ой, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут!

  1. Тётя Сима попросила

Слазать Петю на чердак.

– Извините, тётя Сима,

Я вам вовсе не батрак!

  1. Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка три струны,

Подпевайте, не зевайте,

Выходите плясуны!

В.:  Давайте похлопаем в ладоши, поблагодарим наших исполнителей

/Выходит Принц Этикет/.

Принц Этикет. Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы приехали ко мне в гости.  Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что я решил построить в моём городе новую улицу, но пока я ездил в гости в другой детский сад, наша старая знакомая Жадина унесла весь строительный материал и прислала мне телеграмму, в которой говорится, что она совсем не желает, чтобы на карте была такая страна – «Страна этикета». Совсем не знаю, что делать.

В.: Уважаемый Принц! как вы думаете, пока мы к вам добирались, мы вспоминали  разные добрые и вежливые слова, сказки и пословицы.  Мы уже умеет правильно  вести себя в разных общественных местах, даже спели частушки о вежливости. Не может Страна этикета совсем исчезнуть. А чтобы  наша Жадина не радовалась своим плохим делам, мы тебе  поможем построить новый город и выберем для него  красивое название.

Принц Этикет. Я буду вам весьма благодарен, ребята за помощь.

/Дети сами выбирают себе материал для построек, строят дома. Потом происходит коллективное обсуждение выбора разных вариантов названия города и улиц: город: Приветливых людей,  Добрых дел, улицы: Дружная, Вежливых слов и др. дети принимаю общее решение/.

Принц Этикета:  Большое спасибо вам, ребята! Теперь я точно знаю,  что моя страна будет жить всегда,  у меня всегда будет много гостей и друзей. нам буде вместе интересно и весело. Вы не устали, друзья мои? я приготовил  вам подарок:  книгу В. Степанова «Уроки воспитания» и угощение (сок или фрукты). До свидания. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия«Путешествие в страну этикета»

Конспект интегрированногозанятия-развлечения....

Развлечение "Путешествие в страну этикета".

Данное развлечение поможет в игровой форме формиро­вать элементарные правила вежливос­ти; представление о хороших и пло­хих поступках; умение правильно оце­нивать себя и других; закреплять правила пов...

Путешествие в страну этикета

На этом занятии воспитатель с детьми продолжает закреплять элементарные правила вежливости с помощью психогимнастических упражнений и дидактических игр....

Мультимедийная разработка конспекта образовательной деятельности на тему " Путешествие в страну этикета"

Продолжать формировать у детей понимания необходимости выполнения правил и норм этического поведения. Закреплять знания культурного поведения за столом. Продолжать обогащать словарь детей другими форм...

Занятие по этикету "Путешествие в страну этикета"

Занятие поможет воспитателю в работе по формированию этических основ, а также навыков жизни в социуме у старших дошкольников....

«Формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста посредством игры – путешествия «В Стране Здоровья» Методическая разработка

Данная методическая разработка раскрывает интересную и актуальную на сегодняшний день тему, посвященную воспитанию культуры здоровья у дошкольников. Методическая разработка предназначена для воспитате...