Занятие-экскурсия «Красота гор»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Мария Кожемяко

Занятие-экскурсия «Красота гор»

Цель. Формирование у детей желания к познанию и творчеству в процессе восприятия образа гор.

Репродукции картин: Н.К. Рерих «Путь на Кайлас», «Канченджанга», «Великий дух Гималаев», «Святогор», «Звезда героя», фотопейзаж «Панорама Больших Гималаев. Эверест».

Словарь: горный пейзаж, легенда, былина, красота гор.

Оборудование и материалы: стойки для картин, стол для изготовления плаката «Красота гор»

Мотивационная ситуация. Рассказ педагога о горах.

Начну с загадки.

Если скалы и хребты

Гордо смотрят с высоты,

Речки быстрые бегут,

Камнепады там и тут.

Ну, какие разговоры -

Знаешь ты, что это … (горы)

Воспитатель: Да, это горы. Сегодня вы узнаете, что такое горы, что встречается в горах и  какие бывают горы.

Воспитатель загадывает загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.

Что это? (Глобус).

Воспитатель: Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).

- Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).

Воспитатель: Ребята, а что такое горы? (Ответы детей)

Горы – это участки земной поверхности сильно возвышающиеся над окружающей местностью.

Воспитатель: А как вы думаете, зачем нужны горы? (Они нас спасают от ветров и ураганов).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как образуются горы? (Предположения детей)

- Земная кора ни минуты не находится в покое. Она то опускается, то поднимается, то вздрагивает, то собирается в складки. В результате появляются горы, долины и возвышенности. Конечно, на это уходит очень много времени - несколько десятков миллионов лет.

Иногда горы рождаются в результате извержения вулканов. Из жерла вулкана вырывается магма, летят камни, пепел. Все это падает на землю. Постепенно лава застывает и образует холм, который с каждым новым извержением растет и увеличивается.

Воспитатель: Ребята, скажите, горы могут нам что – нибудь рассказать о себе? (Ответы детей).

Воспитатель: Горы всегда поражали человека своим величием, труднодоступностью и непредсказуемостью, и в тоже время они притягивали человека. Многие поэты слагали стихи.( А. С. Пушкина, люди слагали легенды про горы ) 

Физкультминутка.

А сейчас все дружно встали,

Отдохнули на привале.. .

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вниз,

Руки в бок, и на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

 

Воспитатель  приглашает детей отправиться в путешествие по горам, рассаживает на стульчиках  перед фотопейзажем «Панорама Больших Гималаев. Эверест», спрашивает о том, что изображено на фото. Выслушав ответы детей, воспитатель  рассказывает о горах.

Самая большая горная система на земле – это Гималаи – здесь находятся десять из четырнадцати самых высоких гор на планете (выше 8000 метров), за что она получила название «Крыша мира». Эверест — самая высокая гора в мире, выше Эвереста гор на Земле нет. Гималаи, в том числе и Эверест, продолжают расти на несколько сантиметров в год, становясь выше. Вершины высоких Гималайских гор покрыты вечными снегами, словно снежное царство, которое не каждому дано увидеть. Но те, кто видел его своими глазами, никогда не забудут чувство восторга от величия и красоты гор.

Красотой гор восхищались и многие художники. Одни использовали горы как задний план картины, другие делали их главными героями. Именно к ним можно отнести Николая Константиновича Рериха.

«Путь на Кайлас» - картина, на которой художник изобразил одну из вершин Гималаев – Кайлас. Её образ предстаёт зрителю не сразу.

 На переднем плане холмы, покрытые зеленой травой, с выступающими каменными домами и тропинками. Дома, по форме напоминающие камни, удивительным образом вписываются в горные массивы, не нарушая их гармонии. Вряд ли в горах можно встретить небоскрёбы. Это отличие горных селений от городских. Возможно, путешественники, идущие в горы, делают здесь остановку и набираются сил для восхождения. Вот и зритель останавливает свой взгляд, размышляя о сложном пути, который нужно преодолеть, чтобы увидеть горные вершины.

На следующей картине мы видим одну из красивейших и высочайших гор мира – Канченджанга (она чуть-чуть ниже Эвереста). Название горы переводится как «Пять сокровищ великих снегов». Пять вершин этой горы раскрываются на картине словно диковинный цветок: белоснежные пики, окутанные жемчужным покрывалом из облаков, утопают в синеве небес. Картина написана так, как будто художник находился на большой высоте, на одной из горных вершин, но никак не внизу.

Художник Н.К. Рерих прожил в горах более двадцати лет, создавая удивительной красоты картины, на которых ему удалось показать не только великолепные виды горных вершин, но и дух Гималаев. Следующая картина так и называется – «Великий дух Гималаев».

Гималаи предстают перед нами в образе скалистых гигантов, от которых исходит сила и твёрдость камня. Они вызывают восторг и изумление, пробуждают фантазию и воображение - горы на полотне дышат и живут своей таинственной жизнью. Напоминая очертания людей, они словно вышли из легенд и сказок: охраняют Гималаи и сокровища, сокрытые в глубоких пещерах.  Ни одного человека не видно на картине, всё вокруг выглядит нетронутым. Человек, зашедший сюда, прикоснулся бы к горам, вдохнул бы холодный чистый горный воздух и, наверное, прислушался бы к каменным стражам: кажется, что они хотят поделиться с нами тайнами, рассказать древние истории… Но они молчат… Словно не пришла ещё пора раскрыть все сокровенные секреты людям…

Посмотрите на следующую картину (Святогор). Как вы думаете, художник изобразил здесь закат или рассвет? Почему? (Рассвет – цвета не сочные, нежные оттенки розового, сиреневого, голубого. Солнце осветило первыми лучами горные вершины лишь с одной стороны – розовые оттенки, в тени горы остались голубыми).

Кто же изображен на этой картине в рассветный час?

Среди высоких гор живёт былинный русский богатырь Святогор. Не существует человека, способного одолеть его, однако же и он сам не в силах совладать со своею силушкой богатырскою. Шагает он по земле, выше самых высоких деревьев, может достать до самого неба. Под его могучей поступью дрожит сыра земля и выходят из берегов моря да озера. Только лишь горы способны выдержать его мощь. И вынужден Святогор-богатырь жить всё время в горах.

Полотно «Звезда героя» повествует о смелом юноше, который ценой собственной жизни спас других людей от чудовища. Каждый день страшное животное отправлялось охотиться на людей; облетая селение, оно высматривало самого слабого и беззащитного. Люди жили в страхе и в отчаянии, но однажды, дождавшись темноты, один бесстрашный молодой человек решил обмануть чудовище и в момент погони прыгнул в горное озеро и глубоко нырнул. Летевшее за ним чудовище тоже оказалось в воде. В этот момент юноше удалось взобраться на его спину и ухватиться за гребень. В надежде сбросить человека со спины, чудовище с огромной скоростью устремилось в небо. Извергая огонь, оно летело так быстро, что языки пламени охватывали всё его туловище и сидящего на нём смельчака. Они сгорели, оставляя в небе огненный след, похожий на след падающей звезды. Сидящий у костра старец стал свидетелем этого подвига. Наутро он рассказал всем жителям горного села о том, что чудовище повержено, и, что отважный юноша, погибнув, подарил всем людям спокойную жизнь. А ещё старец сказал, что это небесное сражение с земли выглядело как падающая звезда, «звезда героя»!

Итог. По окончании экскурсии воспитатель предлагает детям подойти к картинам ближе и детально их рассмотреть.  Далее воспитатель  предлагает ребятам перейти в игровую зону и сделать плакат «Красота гор» и еще раз закрепить   пройденное на экскурсии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-ekskursiya_krasota_gor.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-экскурсия «Красота гор»

Цель. Формирование у детей желания к познанию и творчеству в процессе восприятия образа гор.

Репродукции картин: Н.К. Рерих «Путь на Кайлас», «Канченджанга», «Великий дух Гималаев», «Святогор», «Звезда героя», фотопейзаж «Панорама Больших Гималаев. Эверест».

Словарь: горный пейзаж, легенда, былина, красота гор.

Оборудование и материалы: стойки для картин, стол для изготовления плаката «Красота гор»

Мотивационная ситуация. Рассказ педагога о горах.

Начну с загадки.

Если скалы и хребты

Гордо смотрят с высоты,

Речки быстрые бегут,

Камнепады там и тут.

Ну, какие разговоры -

Знаешь ты, что это … (горы)

Воспитатель: Да, это горы. Сегодня вы узнаете, что такое горы, что встречается в горах и  какие бывают горы.

Воспитатель загадывает загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.

Что это? (Глобус).

Воспитатель: Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).

- Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).

Воспитатель: Ребята, а что такое горы? (Ответы детей)

Горы – это участки земной поверхности сильно возвышающиеся над окружающей местностью.

Воспитатель: А как вы думаете, зачем нужны горы? (Они нас спасают от ветров и ураганов).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как образуются горы? (Предположения детей)

- Земная кора ни минуты не находится в покое. Она то опускается, то поднимается, то вздрагивает, то собирается в складки. В результате появляются горы, долины и возвышенности. Конечно, на это уходит очень много времени - несколько десятков миллионов лет.

Иногда горы рождаются в результате извержения вулканов. Из жерла вулкана вырывается магма, летят камни, пепел. Все это падает на землю. Постепенно лава застывает и образует холм, который с каждым новым извержением растет и увеличивается.

Воспитатель: Ребята, скажите, горы могут нам что – нибудь рассказать о себе? (Ответы детей).

Воспитатель: Горы всегда поражали человека своим величием, труднодоступностью и непредсказуемостью, и в тоже время они притягивали человека. Многие поэты слагали стихи.( А. С. Пушкина, люди слагали легенды про горы ) 

Физкультминутка.

А сейчас все дружно встали,

Отдохнули на привале.. .

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вниз,

Руки в бок, и на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

Воспитатель  приглашает детей отправиться в путешествие по горам, рассаживает на стульчиках  перед фотопейзажем «Панорама Больших Гималаев. Эверест», спрашивает о том, что изображено на фото. Выслушав ответы детей, воспитатель  рассказывает о горах.

Самая большая горная система на земле – это Гималаи – здесь находятся десять из четырнадцати самых высоких гор на планете (выше 8000 метров), за что она получила название «Крыша мира». Эверест — самая высокая гора в мире, выше Эвереста гор на Земле нет. Гималаи, в том числе и Эверест, продолжают расти на несколько сантиметров в год, становясь выше. Вершины высоких Гималайских гор покрыты вечными снегами, словно снежное царство, которое не каждому дано увидеть. Но те, кто видел его своими глазами, никогда не забудут чувство восторга от величия и красоты гор. 

Красотой гор восхищались и многие художники. Одни использовали горы как задний план картины, другие делали их главными героями. Именно к ним можно отнести Николая Константиновича Рериха.

«Путь на Кайлас» - картина, на которой художник изобразил одну из вершин Гималаев – Кайлас. Её образ предстаёт зрителю не сразу.

 На переднем плане холмы, покрытые зеленой травой, с выступающими каменными домами и тропинками. Дома, по форме напоминающие камни, удивительным образом вписываются в горные массивы, не нарушая их гармонии. Вряд ли в горах можно встретить небоскрёбы. Это отличие горных селений от городских. Возможно, путешественники, идущие в горы, делают здесь остановку и набираются сил для восхождения. Вот и зритель останавливает свой взгляд, размышляя о сложном пути, который нужно преодолеть, чтобы увидеть горные вершины.

На следующей картине мы видим одну из красивейших и высочайших гор мира – Канченджанга (она чуть-чуть ниже Эвереста). Название горы переводится как «Пять сокровищ великих снегов». Пять вершин этой горы раскрываются на картине словно диковинный цветок: белоснежные пики, окутанные жемчужным покрывалом из облаков, утопают в синеве небес. Картина написана так, как будто художник находился на большой высоте, на одной из горных вершин, но никак не внизу.

Художник Н.К. Рерих прожил в горах более двадцати лет, создавая удивительной красоты картины, на которых ему удалось показать не только великолепные виды горных вершин, но и дух Гималаев. Следующая картина так и называется – «Великий дух Гималаев».

Гималаи предстают перед нами в образе скалистых гигантов, от которых исходит сила и твёрдость камня. Они вызывают восторг и изумление, пробуждают фантазию и воображение - горы на полотне дышат и живут своей таинственной жизнью. Напоминая очертания людей, они словно вышли из легенд и сказок: охраняют Гималаи и сокровища, сокрытые в глубоких пещерах.  Ни одного человека не видно на картине, всё вокруг выглядит нетронутым. Человек, зашедший сюда, прикоснулся бы к горам, вдохнул бы холодный чистый горный воздух и, наверное, прислушался бы к каменным стражам: кажется, что они хотят поделиться с нами тайнами, рассказать древние истории… Но они молчат… Словно не пришла ещё пора раскрыть все сокровенные секреты людям…

Посмотрите на следующую картину (Святогор). Как вы думаете, художник изобразил здесь закат или рассвет? Почему? (Рассвет – цвета не сочные, нежные оттенки розового, сиреневого, голубого. Солнце осветило первыми лучами горные вершины лишь с одной стороны – розовые оттенки, в тени горы остались голубыми).

Кто же изображен на этой картине в рассветный час?

Среди высоких гор живёт былинный русский богатырь Святогор. Не существует человека, способного одолеть его, однако же и он сам не в силах совладать со своею силушкой богатырскою. Шагает он по земле, выше самых высоких деревьев, может достать до самого неба. Под его могучей поступью дрожит сыра земля и выходят из берегов моря да озера. Только лишь горы способны выдержать его мощь. И вынужден Святогор-богатырь жить всё время в горах.

Полотно «Звезда героя» повествует о смелом юноше, который ценой собственной жизни спас других людей от чудовища. Каждый день страшное животное отправлялось охотиться на людей; облетая селение, оно высматривало самого слабого и беззащитного. Люди жили в страхе и в отчаянии, но однажды, дождавшись темноты, один бесстрашный молодой человек решил обмануть чудовище и в момент погони прыгнул в горное озеро и глубоко нырнул. Летевшее за ним чудовище тоже оказалось в воде. В этот момент юноше удалось взобраться на его спину и ухватиться за гребень. В надежде сбросить человека со спины, чудовище с огромной скоростью устремилось в небо. Извергая огонь, оно летело так быстро, что языки пламени охватывали всё его туловище и сидящего на нём смельчака. Они сгорели, оставляя в небе огненный след, похожий на след падающей звезды. Сидящий у костра старец стал свидетелем этого подвига. Наутро он рассказал всем жителям горного села о том, что чудовище повержено, и, что отважный юноша, погибнув, подарил всем людям спокойную жизнь. А ещё старец сказал, что это небесное сражение с земли выглядело как падающая звезда, «звезда героя»!

Итог. По окончании экскурсии воспитатель предлагает детям подойти к картинам ближе и детально их рассмотреть.  Далее воспитатель  предлагает ребятам перейти в игровую зону и сделать плакат «Красота гор» и еще раз закрепить   пройденное на экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Экскурсия в зимний парк"

Занятие по экологии. Знакомство и наблюдение в природе  зимой....

Занятие-экскурсия по развитию экологических представлений у детей.

Занятие в форме экскурсии напрвлено на формирование у детей второй младшей группы представлений о зимних изменениях в природе....

музыкальное занятие - экскурсия "Музей под открытым небом"

На занятии дети знакомятся с достопримечательностями  музея деревянного зодчества "Малые Карелы". Занятие проходит в игровой форме с наглядным изображением достопримечательностей, что делает соде...

Комплексное занятие "Экскурсия в весенний лес"

Конспект комплексного занятия в  логопедической подготовительной к школе  группе для детей с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи....

Занятие - экскурсия по экологии "Экскурсия в весенний парк"

Экскурсия в весенний парк совместно с родителями. Ознакомление с весенними растениями и деревьями....

Занятие - экскурсия «Экскурсия на почту».

Занятие - экскурсия «Экскурсия на почту»....