Комплексное занятие "Экскурсия в весенний лес"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

 

Конспект комплексного занятия в  логопедической подготовительной к школе  группе для детей с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_v_vesenniy_les.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия в  логопедической подготовительной к школе  группе для детей с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи.

Садовничая Тамара Григорьевна, учитель- логопед МАДОУ ДС КВ №4 ст. Северской

Тема: «Экскурсия в весенний лес»

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Закрепить четкое произношение звука [Э] в словах.
  2. Развивать фонематический слух.
  3. Закрепить навык звукового анализа и синтеза слов.
  4. Развивать умение анализировать состав предложения.
  5. Упражнять в составлении распространенных предложений.
  6. Расширить словарь признаков по теме: «Весна».

Коррекционно-развивающие:

  1. Совершенствовать умения выражать свои чувства и эмоции.
  2. Развивать тонкие движения пальцев рук и координацию движений.
  3. Развивать внимание, память, логическое мышление и творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: картинки первоцветов (подснежник, пролеска, фиалка, ландыш, одуванчик, примула, медуница, крокус);  электронная игра «Четвертый лишний», мультимедийная установка, карточка с буквой Э, наборы с мелкими предметами, наборы со схемами предложений, кассы, пеналы с символами звуков.

Ход занятия.

Дети входят в зал под музыку. Здороваются с гостями.

Дети: Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнемся.

Здравствуйте, гости!

Логопед:   Солнце ярче светит,

Дует теплый ветер.

Птицы с юга прилетели,

Звонко капают капели.

Вот и кончилась зима,

К нам опять пришла…

Дети:         Весна!

Логопед: Да, ребята. К нам опять пришла весна.

       Изменения в природе она нам принесла.

       Давайте вспомним весенние месяцы.

Дети:      Первый – март.

      Второй – апрель.

      Третий – май.

Логопед: Предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес.

       Там сейчас полно чудес.

       Вашим экскурсоводом буду я.

В лес весенний мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

Дети идут маршевым шагом.

Топают ножки

По прямой дорожке.

Шагают по всей стопе.

И поскачут ножки

По прямой дорожке.

Делают подскоки.

Скакали, скакали

И встали. Стоп!

Останавливаются.

По узенькой дорожке

Пойдут тихонько ножки.

Идут на носках.

Друг за дружкой побежали

И нисколько не устали.

Бегут на носках.

И опять шагаем,

Ножки поднимаем.

Идут маршевым шагом.

Вот мы и в лесу.

Остановились.

Логопед: Ребята, посмотрите вокруг, как изменился лес весной? Назовите        

приметы весны. На экране мультимедийной установки изображаются картинки для описания примет весны.

Дети:

  1. Выглянуло яркое, лучистое солнце.
  2. По небу плывут легкие, воздушные, пушистые облака.
  3. Вернулись перелетные, шумливые птицы.
  4. Тает зимний, темный снег.
  5. Бегут веселые, быстрые, говорливые ручьи.
  6. На улице капают сосульки, слышна звонкая капель, появились темные проталины.
  7. На деревьях набухли пышные, клейкие почки.
  8. Распустились первые нежные цветы.

Логопед: Ребята, как называются цветы, которые зацветают первыми.

Внимательно послушайте: первые цветы.

Ребенок: Они называются первоцветы.

Логопед: Посмотрите на полянку, какие первоцветы вы сейчас видите. Назовите и подойдите к этому цветку.

Дети называют по одному цветку и останавливаются около картинки, на которой изображен этот цветок.

1. подснежник

4. ландыш

7. крокус

2. пролеска

5. одуванчик

8. медуница

3. фиалка

6. примула

Раз, два, три! Превратились дети в цветы.

Логопед: Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки начали вянуть.

Упражнение «Цветы»

Логопед

Сначала опустили головки,

Дети опускают головы, плечи,

потом листочки.

роняют руки вдоль туловища.

А потом согнулся весь стебелек

Приседают на корточки.

до самой земли.

Вдруг закапал дождь,

Медленно встают, поднимают руки,

и цветочки начали оживать.

потом поднимают головки.

Подул ветерок,

Руки над головой, произносят звук «ш»,

зашумели стебельки.

покачивают руками.

Затих ветерок.

Спокойно опускают руки.

Раз, два, три! Стали мы опять детьми.

Логопед: Давайте понюхаем эти цветы. Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем  «Ах, как чудно пахнет» и называете свой цветок.

Дети: 1. Ах, как чудно пахнет подснежник.

  1. Ах, как чудно пахнет пролеска.
  2. Ах, как чудно пахнет фиалка.
  3. Ах, как чудно пахнет ландыш.
  4. Ах, как чудно пахнет одуванчик.
  5. Ах, как чудно пахнет крокус.
  6. Ах, как чудно пахнет примула.
  7. Ах, как чудно пахнет медуница.

Логопед: Ребята, посмотрите, у нас появились три полянки.

А полянки не простые,

А полянки слоговые.

Сколько в названии цветка слогов, столько капелек на полянке.

Чтоб найти свою полянку, надо прошагать названия цветка.

Раз, два, три – каждый цветок свою полянку найди.

 Ребенок прошагивает свое слово и становится на свою полянку.

 

лан-дыш

кро-кус

под-снеж-ник

про-лес-ка

фи-ал-ка

при-му-ла

о-ду-ван-чик

ме-ду-ни-ца

Звучит музыка.

Логопед: Ребята, слышите, к нам кто-то скачет. Давайте, тихонько посидим и посмотрим, кто это может быть.

Под музыку на полянку выбегает белый зайка, огляделся кругом и загоревал.

Зайка: Что я буду делать в своей белой шубке? Я стал теперь очень заметным, меня сразу заметят лиса и волк.

Под музыку входит Весна

Весна: Я весна-красна, всем радость принесла. И тебе, зайка, помогу.

Я подарю тебе серую шубку, в ней ты будешь незаметным.

Весна дарит зайцу серую шубку.

Зайка: Спасибо тебе, весна! Эх, удивлю сейчас я всех! Эге-ге-э-э-э!

Эхо: Э-э-э-э…

Зайка: Ой, кто-то отзывается,

От меня скрывается.

Побегу его искать,

Чтобы с ним весну встречать.

Заяц убегает. Весна уходит.

Логопед: Дети, скажите, кто это отозвался зайке?

Ребенок:  Зайке отозвалось эхо!

Логопед: Правильно, это эхо.

 Песня «Эхо».

Логопед: Ну что ж, вы все правильно решили,

С эхом мы разобрались.

А теперь пора нам в сад,

Становитесь дружно в ряд.

Друг за другом мы пойдем,

В садик наш мы попадем.

В детский садик мы шагаем,

Дети идут маршевым шагом.

Ноги выше поднимаем.

Топают ножки

По прямой дорожке.

Шагают по всей стопе.

И поскачут ножки

По прямой дорожке.

Делают подскоки.

Скакали, скакали и встали. Стоп!

Останавливаются.

По узенькой дорожке

Пойдут тихонько ножки.

Идут на носках.

Друг за дружкой побежали

И нисколько не устали.

Бегут на носках.

И опять шагаем,

Ножки поднимаем.

Идут маршевым шагом.

Вот мы и в нашем детском саду.

Остановились.

Логопед: Давайте, вспомним, где мы с вами были?

Ребенок: Мы были на экскурсии в весеннем лесу.

Логопед: Кто проводит экскурсии?

Ребенок: Экскурсии проводит экскурсовод.

Логопед: Вслушайтесь в эти слова:

Экскурсия, Экскурсовод, Эхо

Какой звук слышится в начале этих слов?

Ребенок: Слышится звук [Э].

Логопед: Давайте еще раз произнесем этот звук хором: «Э…Э…Э…Э…». Что мы слышим?

Реб-к: Звук поется и тянется, значит, он гласный.

Реб-к: Звук [Э] – гласный, потому что он поется и тянется.

Игра «Четвертый лишний»

Логопед: Давайте поиграем в игру «Четвертый  лишний». С нами играет «волшебный экран».

На экране мультимедийной установки появляются картинки:

  1. Автобус, эскимо, апельсин, арбуз.

Логопед: Какая картинка лишняя и почему?

Ребенок: Лишняя картинка – эскимо, т.к. все слова начинаются  со звука  [А], а слово эскимо на звук  [Э].

  1. Электричка, этажерка, эму, утюг.

Логопед: Какая картинка лишняя?

Ребенок : Лишняя – утюг, т.к. все слова начинаются  со звука  [Э], а слово утюг на звук  [У].

Облако, обруч, экран, окна.

Логопед: Здесь какая картинка лишняя?

Ребенок : Лишняя – экран, т.к. все слова начинаются  со звука  [О], а слово зкран  на звук  [Э].

Экскаватор, иголка, индюк, игрушки.

Логопед: Какая лишняя картинка?

Реб-к: Лишняя – экскаватор, все слова начинаются  со звука  [И], а слово экскаватор на звук  [Э].

Логопед: Ребята, давайте вспомним, что такое звук и буква.

Дети: Звук мы произносим и слышим,

А букву мы видим и пишем.

Логопед: Совершенно верно, пришло время мне показать вам букву Э. (Показывает карточку с буквой.)

Логопед: На что похожа эта буква?

Дети: - Буква Э похожа на половинку буквы О.

- Буква Э похожа на лук и стрелу.

- Буква Э напоминает половину руля.

Звучит музыка, на экране мультимедийной установки на голубом небе пролетает ласточка в виде буквы Э.

Логопед: Над лучами в синеве

Пролетает буква Э.

Это ласточка весной

Возвращается домой.

Логопед: Ребята, обратите внимание, что ласточка летит вперед. Значит, буква Э повернута влево. Подойдите к своим местам. У каждого на столе лежит материал, из которого можно смастерить букву Э.

1. нитки (2), бархатная бумага

5. фасоль

2. камушки

6. пазлы

3. ракушки

7. макароны

4. пуговицы

8. пробки бутылок

Логопед: Приступайте к изготовлению буквы Э. Обратите внимание, куда смотрит буква Э.

Ребенок: Буква Э смотрит влево.

Логопед: Молодцы, никто не ошибся. А теперь обратите внимание, перед вами картинка мальчика. Придумайте ему имя, которое начиналось бы на звук [Э].

Ребенок: Имя мальчика – Эдик.

Логопед: Это Эдик. Что я произнесла?

Ребенок: Вы произнесли предложение.

Логопед:Сколько слов в этом предложении?

Ребенок: В этом предложении два слова.

Логопед: Назовите первое слово.

Ребенок: Это.

Логопед: Назовите второе слово.

Ребенок: Эдик.

Логопед: давайте выложим схему предложения.

        ●

Логопед: Почему первую полоску вы взяли с уголком?

Ребенок: Потому что, первое слово в предложении мы пишем с большой буквы.

Логопед: Поделим первое слово на слоги. Обозначим слоги.

                ●

Логопед: Поделим второе слово на слоги. Обозначим слоги.

        ●

Л-д: А теперь обозначим звуки в первом слове.

        ●

  ●              

 Логопед: Обозначим звуки во втором слове.

        ●

  ●              ●          ●             ●

Логопед: А теперь добавим буквы.

        ●

  ●              ●          ●             ●

  Э           Т  О          Э            Д И К

Логопед: Почему второе слово печатаем с большой буквы?

Ребенок: Имена мы пишем с большой буквы.

Логопед: Повторим правила написания предложения.

Дети: 1. Первое слово в предложении пишем с большой буквы.

2. В предложении между словами оставляем расстояние.

3. в конце предложения ставим точку.

Логопед: давайте прочтем это предложение.

Вместе произносят.

Логопед: Молодцы! Вы сегодня постарались. Давайте вспомним, с каким звуком познакомились. Дайте характеристику звука  [Э].

Пора прощаться нам с гостями.

Дети: Снова за руки возьмемся, в круг веселый соберемся.

Мы не будем огорчаться, что уже пора прощаться. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового комплексного образовательного процесса на тему : "Весенняя сказка" (2 младшая группа).

Программное содержание :Воспитательные задачи:воспитывать бережное отношение к пробуждению природы ,к ее отдельным явлениям; продолжать формировать у детей доброжелательность, дружелюбие, желани...

Конспект итогового комплексного образовательного процесса на тему : "Весенняя сказка" (2 младшая группа).

Программное содержание :Воспитательные задачи:воспитывать бережное отношение к пробуждению природы ,к ее отдельным явлениям; продолжать формировать у детей доброжелательность, дружелюбие, ...

Конспект итогового комплексного образовательного процесса на тему : "Весенняя сказка" (2 младшая группа).

Программное содержание :Воспитательные задачи:воспитывать бережное отношение к пробуждению природы ,к ее отдельным явлениям; продолжать формировать у детей доброжелательность, дружелюбие, ...

конспект комплексного занятия в старшей группе "Путешествие за весенним сюрпризом"

Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях;учить вести беседу по картине, чётко и выразительно читать стихи, активизировать словарь словарь;закрепить умение работать в различных техник...

Комплексное занятие по рисованию Тема:" Весеннее настроение"

Занятие по рисованию.Тема:"Весеннее настроение"Цель: Развивать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.Познакомить с фольклорным речевым материалом. Обогащать представление детей об бъектах ж...

Комплексно-тематическое планирование "Весенний перезвон"

Комплексно-тематическое планирование "Весенний перезвон" (старшая группа)...