Картотека. Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ
картотека

Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Галя\Desktop\РАБОЧАЯ\картинки для сайта\дошк обр в семье.jpg Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:

  • Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
  • Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Одним из таких условий является использование ТРИЗ-игр и упражнений в работе с детьми.

Цель технологии: научить детей находить позитивные решения возникающих проблем, развивать мышление и творчество, фантазию и речь.

Приемы ТРИЗ учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий — ключ к творческому мышлению.

Методы и приемы технологии ТРИЗ используются во всех разделах воспитания ребенка:

- НОД по различным областям;

 - кружковая работа;

 - работа с педагогами;

-  работа с родителями;

-  праздники, вечера развлечений;

- индивидуальная работа с детьми .

  В работе с детьми используются типовые приёмы фантазирования, метод Мозгового Штурма, метод маленьких человечков. Эти методы и приёмы способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения, учат ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Технология ТРИЗ и используемые в ней методы и приемы помогают педагогам нашего детского сада развивать у детей  такие качества как: диалектическое мышление, сообразительность, самостоятельность и т. д. положительные моменты применения образовательной технологии ТРИЗ:

-  сплочение педагогического коллектива, педагоги заинтересованы в нововведениях, повышается их профессиональное мастерство;

- дети на занятиях становятся раскрепощённее, не боятся ответить неправильно;

- обогащается словарный запас детей и развивается речь;

- занятия способствуют расширению кругозора детей, обогащают их воображение, развивают логическое мышление, приобщают к простейшим исследованиям;

- повышается темп работы на занятиях, возрастает активность дошкольников;

- повышается интерес к занятиям, следовательно – познавательная активность;

- обеспечивается эмоционально – личностное развитие детей.

Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение? Существует множество разнообразных способов. Лучше всего использовать  специальные игры и упражнения.

1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. Упражнение «Волшебные кляксы»

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

3. Игра – «Неоконченный рисунок»

Цель: развитие творческого воображения.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

4. Упражнение «Волшебники»

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

5. Игра «Поможем художнику»

Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

6. Игра «Волшебные картинки»

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

7. Игра «Чудесные превращения»

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

8. Игра «Перевертыши»

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

9. Игра «Разные сказки»

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

10. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…»

11. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий»

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко - хорошо, потому что лето и т. д.

12. Игра «Сказочное животное (растение)»

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

13. Упражнение «Сказка – рассказ»

Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

14. Упражнение «Чудо-юдо»

Цель: развитие творческого воображения, мышления и фантазии.

Ребенку предлагают карточки с изображениями различных частей тела человека или животного, предметы и т.д. Его задача - построить из них фантастический образ (существо, предмет). Затем описать, какими свойствами обладает созданный образ и как его можно использовать. Инструкция: «Ребята, перед вами лежат карточки с различными элементами изображений: глаза, хвосты, уши, носы и т.д. Вам нужно придумать и сложить некое фантастическое существо, которое не живет на земле, а затем придумать про него историю: как его зовут, что оно любит, какое оно, для чего оно нужно».

15. Упражнение   «Чудесный лес»

На большом листе бумаги нарисованы несколько деревьев и еще в нескольких местах - небольшие неопределенные фигурки и линии. Теперь можно приступать к созданию леса. Необходимо дорисовать все неоконченные изображения (каждый ребенок дорисовывает свою фигурку), превращая их во что угодно: в бабочек, птиц, цветы, Деревья, людей - и даже в то, чего не бывает на самом деле: в невиданные растения, животных, пришельцев.

После окончания рисования дети пробуют разгадать рисунки друг друга и вместе сочиняют историю про одного из обитателей чудесного леса. - Так же можно нарисовать «Чудесное море», «Чудесную поляну», «Чудесный парк» и т.п. Важно только, чтобы рисунки включали в себя заранее заготовленные фи гурки.

16. Упражнение    «Волшебные очки»

«Представьте, что вы надели круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые (квадратные, треугольные, овальные и др.) вещи. Осмотритесь и назовите мне по очереди все круглые (квадратные, треугольные, овальные и др.) предметы в этой комнате. Теперь закройте глаза и представьте, что в этих очках вы вышли на улицу.

  • Назовите 5 предметов круглой (квадратной, треугольной, опальной и др.) формы, которые вам встретились.
  • Вспомните, какие круглые предметы есть у вас дома».

17. Упражнение    «Признаки»

Назовите по 3 предмета, которые могут сочетать в себе 2 названных признака (можно в переносном смысле). Например: яркий, желтый - свет, солнце.

пушистый, зеленый;

прозрачный, голубой;

сильный, добрый;

звонкий, громкий;

черствый, черный;

сладкий, легкий.

Для усложнения: «Назови 2 предмета, которые бы обладали сразу тремя признаками: гладкий, черный, тихий; темный, тяжелый, шумный; светлый, легкий, блестящий; белый, мягкий, съедобный».

18. Упражнение    «Найди предмет по его свойствам»

      Цель. Упражнять детей в умении находить предмет по его свойствам.

     Материал. Фрукты, овощи.

     Содержание. Ведущий (ребенок) называет свойства того или иного фрукта или овоща, а другие находят муляж этого овоща или фрукта. Например: круглое, румяное, наливное, сочное, кисло-сладкое, что это? (Яблоко).

Далее разбираются персонажи сказки "Теремок" и детям предлогается сыграть сказку в измененном виде.

Ход игры:

1-й вариант: 

каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог: 

- Тук, тук, кто в теремочке живет? 

- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто? 

- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок? 

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь. 

Литература:

Альтшуллер Г. С. Краски фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения// Шанс на приключение./ Сост.А. Б. Селюцкий. Петрозаводск, 1991.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

Гин А. А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып.2.

Корзун А. В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.

Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1978.

Сидорчук Т. А., Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 1997.

Шустерман М. Н. Новые приключения Колобка. М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ»

 Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффекти...

«Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ»

«Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ»Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходи...

Презентация Картотека игр и упражнений для развития творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет

Картотека игр и упражнений для развития  творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет...

Картотека «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников»

Картотека "Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения" будет очень полезна не только воспитателям. но и родителям дошколников....

«Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ»

Практика показала, что такой инструмент, как ТРИЗ, можно и нужно с успехом применять в работе с дошкольниками....