«Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ»
картотека (старшая, подготовительная группа)

Голошевская Ирина Александровна

Практика показала, что такой инструмент, как ТРИЗ, можно и нужно с успехом применять в работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ»

Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.

Очевидно, что первой ступенькой развития творческого потенциала подрастающего поколения являются дошкольные учреждения.

 «Наукой думать для больших и маленьких», или «Азбукой талантливого мышления» называют ТРИЗ единомышленники. Практика показала, что такой инструмент, как ТРИЗ, можно и нужно с успехом применять в работе с дошкольниками. При этом не имеет значения, по какой программе они обучаются. «Каждый участник образовательного процесса сам решает: идти в ногу с будущим или вышагивать пятками вперёд».

Приемы развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Ценные рекомендации по развитию детского воображения дает известный итальянский писатель Джанни Родари в книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй". В частности, он предлагает развивать словесное творчество ребенка через предъявление ему пар слов для придумывания историй, соседство которых было бы необычным. Например, Золушка - пароход, трава - сосульки и т. п.

Складываясь в игре, воображение переходит в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок, стишков. Так же как и в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге. Сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и нередко повторяют запомнившиеся фразы. При этом младшие дошкольники обычно не осознают, что это они не придумали, а просто запомнили. Они искренне верят, что сочинили это сами. Детские сочинения целиком строятся на памяти, не включая работу воображения.

В 5 лет ребёнок уже может придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение? Существует множество разнообразных способов. Лучше всего использовать  специальные игры и упражнения.

1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. Упражнение «Волшебные кляксы»

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

3. Игра – «Неоконченный рисунок»

Цель: развитие творческого воображения.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

4. Упражнение «Волшебники»

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

5. Игра «Поможем художнику»

Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

6. Игра «Волшебные картинки»

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

7. Игра «Чудесные превращения»

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

8. Игра «Перевертыши»

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

9. Игра «Разные сказки»

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

10. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…»

11. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий»

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко - хорошо, потому что лето и т. д.

12. Игра «Сказочное животное (растение)»

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

13. Упражнение «Сказка – рассказ»

Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

«Чудо-юдо»

Цель: развитие творческого воображения, мышления и фантазии.

Ребенку предлагают карточки с изображениями различных частей тела человека или животного, предметы и т.д. Его задача - построить из них фантастический образ (существо, предмет). Затем описать, какими свойствами обладает созданный образ и как его можно использовать. Инструкция: «Ребята, перед вами лежат карточки с различными элементами изображений: глаза, хвосты, уши, носы и т.д. Вам нужно придумать и сложить некое фантастическое существо, которое не живет на земле, а затем придумать про него историю: как его зовут, что оно любит, какое оно, для чего оно нужно».

   «Чудесный лёс»

На большом листе бумаги нарисованы несколько деревьев и еще в нескольких местах - небольшие неопределенные фигурки и линии. Теперь можно приступать к созданию леса. Необходимо дорисовать все неоконченные изображения (каждый ребенок дорисовывает свою фигурку), превращая их во что угодно: в бабочек, птиц, цветы, Деревья, людей - и даже в то, чего не бывает на самом деле: в невиданные растения, животных, пришельцев.

После окончания рисования дети пробуют разгадать рисунки друг друга и вместе сочиняют историю про одного из обитателей чудесного леса. - Так же можно нарисовать «Чудесное море», «Чудесную поляну», «Чудесный парк» и т.п. Важно только, чтобы рисунки включали в себя заранее заготовленные фи гурки.

«Волшебные очки»

«Представьте, что вы надели круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые (квадратные, треугольные, овальные и др.) вещи. Осмотритесь и назовите мне по очереди все круглые (квадратные, треугольные, овальные и др.) предметы в этой комнате. Теперь закройте глаза и представьте, что в этих очках вы вышли на улицу.

  • Назовите 5 предметов круглой (квадратной, треугольной, опальной и др.) формы, которые вам встретились.
  • Вспомните, какие круглые предметы есть у вас дома».

«Признаки»

Назовите по 3 предмета, которые могут сочетать в себе 2 названных признака

(можно в переносном смысле). Например: яркий, желтый - свет, солнце.

пушистый, зеленый;

прозрачный, голубой;

сильный, добрый;

звонкий, громкий;

черствый, черный;

сладкий, легкий.

Для усложнения: «Назови 2 предмета, которые бы обладали сразу тремя признаками: гладкий, черный, тихий; темный, тяжелый, шумный; светлый, легкий, блестящий; белый, мягкий, съедобный».

Тризовская игра «Найди предмет по его свойствам»

 

     Цель. Упражнять детей в умении находить предмет по его свойствам.

     Материал. Фрукты, овощи.

     Содержание. Ведущий (ребенок) называет свойства того или иного фрукта или овоща, а другие находят муляж этого овоща или фрукта. Например: круглое, румяное, наливное, сочное, кисло-сладкое, что это? (Яблоко).

сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.
Ход игры:
1-й вариант: 

каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог: 
- Тук, тук, кто в теремочке живет? 
- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто? 
- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок? 
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь. 

Игра "Маша-Растеряша"
Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.
Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?..
Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.
Ход игры:
1-й вариант: 
ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным: 
- Ой! 
- Что с тобой? 
- Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать)?
Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.Литература:

Альтшуллер Г. С. Краски фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения// Шанс на приключение./ Сост.А. Б. Селюцкий. Петрозаводск, 1991.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

Гин А. А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып.2.

Корзун А. В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.

Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1978.

Сидорчук Т. А., Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 1997.

Шустерман М. Н. Новые приключения Колобка. М., 1993.

Технологии ТРИЗ. Цель технологии: научить детей находить позитивные решения возникающих проблем, развивать мышление и творчество, фантазию и речь.

Педагоги нашего детского сада разработали тризовские  игры («Фоторобот» - создание образа фантастического героя из комбинации частей других героев,

 «Чей след?» - ассоциативные цепочки на основе случайных изображений, «Каляка» - дорисовка линии или фигуры с последующим рассказыванием по содержанию, творческие задания для детей («Сочиняем сказки по опорным схемам» и др.), конспекты занятий.

 Педагогами изготовлены дидактические пособия для игр («Хорошо - плохо» для сравнения признаков предметов, явлений, морфологические дорожки, карточки с разными схематическими изображениями. Дети, пользуясь ими, могут сочинять рассказ или сказку.
Большую работу провели с родителями: родительские собрания, индивидуальные консультации, дни открытых дверей, посещение занятий. В настоящее время инновационные идеи находят поддержку у родителей воспитанников: с их помощью приобретена литература, магнитный мольберт для занятий.
Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий — ключ к творческому мышлению.

Методы и приемы технологии ТРИЗ используются во всех разделах воспитания ребенка:

- НОД по различным областям;

 - кружковая работа;

 - работа с педагогами;

-  работа с родителями;

-  праздники, вечера развлечений;

- индивидуальная работа с детьми .

  В работе с детьми используются типовые приёмы фантазирования, метод Мозгового Штурма, метод маленьких человечков. Эти методыи приёмы способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения, учат ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Технология ТРИЗ и используемые в ней методы и приемы помогают педагогам нашего детского сада развивать у детей  такие качества как: диалектическое мышление, сообразительность, самостоятельность и т. д. За два года внедрения образовательной технологии ТРИЗ можно отметить ряд положительных результатов:
- произошло сплочение педагогического коллектива, педагоги заинтересованы в нововведениях, повышается их профессиональное мастерство;
- дети на занятиях стали раскрепощённее, не бояться ответить неправильно;
- обогащается словарный запас детей и развивается речь;
- занятия способствуют расширению кругозора детей, обогащают их воображение, развивают логическое мышление, приобщают к простейшим исследованиям. В результате систематического использования технологи ТРИЗ, программа к концу учебного года усвоена даже  детьми с низкими возможностями. Повысился темп работы на занятиях, возросла активность дошкольников. Повысился интерес к занятиям, следовательно – познавательная активность. Обеспечивается эмоционально – личностное развитие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ»

 Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффекти...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИГРЫ   И   УПРАЖНЕНИЯ   ДЛЯ   РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У  ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА...

Игры и упражнения для развития творческого воображения у детей

Презентация "Игры и упражнения для развития творческого  воображения у детей младшего дошкольного возраста"Первой ступенькой развития творческого потенциала подрастающего поколения являются ДОУ. ...

Игры и упражнения для развития творческого воображения у детей

Презентация "Игры и упражнения для развития творческого  воображения у детей младшего дошкольного возраста"Первой ступенькой развития творческого потенциала подрастающего поколения являются ДОУ. ...

«Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ»

«Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ»Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходи...

Картотека. Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ

Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ...