Выступление на окружном методическом объединении 2019 г
материал

Елена Викторовна Курс

Тема выступления: "Информационно-коммуникационные технологии в педагогической практике".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_ikt_kurs_e.v.doc115.5 КБ
Файл programmka_na_rmo_2019.docx211.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 70 «Золотая рыбка»

Информационно-коммуникационные технологии в педагогической практике.

(доклад из опыта работы)

Выполнила

Воспитатель: Курс Е.В.

Мытищи, 2019

Одно из перспективных направлений развития дошкольной педагогики – активное использование педагогами современных компьютерных технологий. Благодаря включению в занятия компьютерных игр, мультимедийных презентаций, видеороликов у детей повышается мотивация к обучению. Т.к. сейчас наших детей трудно замотивировать к обучению традиционными методами (показ картинок, сюрпризные моменты в виде обычных игрушек), поэтому педагоги должны совершенствовать свои навыки в области ИКТ. В документе ФГОС ДО ……… информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетенции.

 Педагогу предоставлена большая база интернет-ресурсов, ему легче вести соответствующую документацию, проводить обработку данных, строить индивидуальные графики развития. Кроме того, расширяются возможности сотрудничества с родителями дошкольников. Однако главной задачей использования ИКТ остается не заменить традиционные средства работы, а дополнить их. 

Совершенствуя свои практические навыки и одновременно постигая возможности компьютера, наши педагоги признают, что ИКТ расширяют возможности их профессиональной деятельности, в т. ч. при решении коррекционных задач. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что грамотное овладение педагогом современными компьютерными технологиями и активное их использование является одним из перспективных направлений развития педагогики.

В нашем детском саду ИКТ применяются в нескольких направлениях:

  • работе учителя-логопеда с детьми с использованием портала МЕРСИБО;
  • оформлении и ведении соответствующей документации;
  • взаимодействии воспитателя с учителем-логопедом;
  • взаимодействии с родителями, воспитателями и специалистами ДОО.

Кто из педагогов использует в своей работе портал МЕРСИБО? В таком случае мы хотим с вами поделиться нашим опытом создания «мерситеки» с помощью Конструктора картинок.

С помощью ИКТ разрабатывается  наглядно-дидактическое сопровождение  к  занятиям, которое позволяет как воспитателю, так и специалисту сделать их более насыщенными, интересными, разнообразными. Общение с ПК вызывает у детей живой интерес, способствует формированию у них познавательной мотивации, развитию произвольной памяти и внимания, логического мышления.

Важно отметить, что несмотря на огромное количество игр, презентаций, находящихся в открытом доступе в сети Интернет, не так много практического материала, который педагог может использовать сам и предложить родителям без предварительной обработки. Причем имеющийся материал не всегда соответствует по содержанию дошкольному возрасту, часто не учитываются принципы обучения и воспитания детей с речевыми проблемами. Поэтому его доработка и расширение является на сегодняшний день актуальной задачей.

Эффективность занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка дошкольного возраста становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами: картинками, игрушками, разрезными моделями, складными кубиками. Дети, уже знакомые с компьютером, требуют при организации занятия особого внимания и особых средств воздействия. Но главная цель при использовании ИТК не заменить традиционные средства, а дополнить их.  

Необходимо помнить, что ни одна компьютерная технология, как бы она ни была эффективна, не заменит живого общения с детьми.
Компьютерные технологии на занятиях не цель, а инструмент педагога, средство, активизирующее познавательный процесс.

Применение ИКТ в работе с детьми дает возможность оптимально решить 7 задач:

• формировать на занятиях положительный эмоциональный фон;

• способствовать появлению у детей мотивации к успешному овладению компонентами родной речи;

• воспитывать стремление достичь положительного результата;

• развивать высшие психические процессы — память, внимание, мышление, воображение, восприятие;

• совершенствовать разные компоненты речевой системы;

• осуществлять индивидуальный подход в обучении;

• обучать некоторым элементарным действиям на ПК.

Так, применение презентаций, видеороликов на  занятиях позволяет работать с  материалом, соотносимым с реальными жизненными условиями, а также моделировать такие ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Немаловажное значение имеет и то, что с электронными изображениями можно совершать различные манипуляции (например, делать их крупнее, ярче, реалистичнее), что не всегда достижимо при использовании рисунков или иллюстраций на бумаге.

ПЕРИОДИЧНОСТЬ

Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз.

Основные направления развития
ИКТ в условиях ДОУ

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.

ИКТ - средство развития и воспитания ребенка (развивающие компьютерные игры), средство интерактивного обучения (аудиовизуальный ряд, презентации, дидактические

компьютерные игры), средство мониторинга за освоением программы (компьютерные игры для индивидуальной работы с ребенком).

Благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат. В качестве примера в приложении 1 представлены возможные варианты применения мультимедийных презентаций на логопедических занятиях.

Кроме того, ИКТ позволяют создавать базу интернет-ресурсов для оптимизации деятельности учителя-логопеда. Так, ссылки с сайтов, которые несут в себе нужную информацию, содержат как теоретические, так и практические материалы, сохраняются в оформленную в электронном виде и разбитую по темам таблицу. Систематизированная в таком виде информация позволяет специалисту путем перехода по гиперссылкам легко находить необходимый материал.

Игры и игровые упражнения на компьютере создают более комфортные условия для успешного выполнения предложенных заданий. Так, у учителя-логопеда появляется возможность познакомить ребенка с моделями взаимодействия с вымышленными персонажами компьютерной программы, что способствуют формированию межличностной коммуникации. Вслед за компьютерными героями дошкольник стремится говорить правильно, может видеть и контролировать ситуацию, исправлять ее. Он «помогает» героям решать различные проблемы, с которыми впоследствии может сам столкнуться в реальной жизни.

На индивидуальных логопедических занятиях с использованием ИКТ у детей пропадает негативный настрой, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов при автоматизации и дифференциации поставленного звука, появляется уверенность в собственных силах и желание научиться правильно говорить.

Использование ИКТ в рамках взаимодействия с родителями

Компьютерные технологии стали одной из форм эффективного сотрудничества педагогов и семей воспитанников. Так, в ДОО для родителей создаются игровые электронные презентации, видеоматериалы, которые можно использовать дома для закрепления с ребенком пройденной темы. Это особенно актуально в работе с теми детьми, которые часто пропускают занятия по болезни.

Задача создания и применения разного рода слайд-шоу и видеофрагментов — показать родителям те моменты в речевой практике ребенка, которые непосредственно вызывают затруднения (образцы неправильной речи, а также примеры правильной артикуляции, дыхания, темпа, ритма и т. д.). Кроме этого, семьям предлагаются записи речи детей, фотоотчеты с логопедических занятий. Возможность использования аудио- и видеоаппаратуры позволяет также организовать работу по правильному звукопроизношению. Кроме того, на сайте ДОО родители могут ознакомиться с материалами (рекомендациями, примерами игр и игровых упражнений), предоставленными учителем-логопедом.

Безусловно, компьютер не может заменить учителя-логопеда, поэтому работа педагогического коллектива ДОО ориентирована на разработку комплексной системы занятий с использованием возможностей ИКТ наряду с традиционными приемами и методами, направленными на развитие речевой активности дошкольников и коррекцию у них речевых трудностей. Одним из таких занятий стало итоговое мероприятие «Загадки от Федоры» для детей старшей логопедической группы, план-конспект которого представлен в приложении 3.

Информационно-коммуникационные технологии в логопедической практике

Одно из перспективных направлений развития коррекционной педагогики – активное использование учителями-логопедами современных компьютерных технологий. Благодаря включению в занятия компьютерных игр, мультимедийных презентаций, видеороликов у детей повышается мотивация к обучению. Педагогу предоставлена большая база интернет-ресурсов, ему легче вести соответствующую документацию, проводить обработку данных, строить индивидуальные графики речевого развития. Кроме того, расширяются возможности сотрудничества с родителями дошкольников. Однако главной задачей использования ИКТ остается не заменить традиционные средства работы, а дополнить их. 

Фрагмент индивидуального занятия с использованием ИКТ

В настоящее время в отечественной логопедии накоплен определенный практический опыт применения информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Между тем данный аспект в логопедической практике остается актуальной проблемой, т. к. возможности ИКТ для развития и обучения подрастающего поколения часто используются неэффективно или не в полной мере.

Совершенствуя свои практические навыки и одновременно постигая возможности компьютера, учителя-логопеды признают, что ИКТ расширяют возможности их профессиональной деятельности, в т. ч. при решении коррекционных задач. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что грамотное овладение учителем-логопедом современными компьютерными технологиями и активное их использование является одним из перспективных направлений развития коррекционной педагогики.

При внедрении в логопедическую работу ИКТ решаются следующие задачи: с одной стороны — у детей повышается мотивация к занятиям, а следовательно, эффективность коррекционной работы; с другой стороны — использование ИКТ позволяет расширить возможности сотрудничества учителя-логопеда с родителями и педагогами, что также отражается на результатах проводимой коррекции.

В ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» структурное подразделение «Детский сад № 16» ИКТ применяются в нескольких направлениях:

  • работе учителя-логопеда с детьми;
  • оформлении и ведении соответствующей документации;
  • взаимодействии с родителями, воспитателями и специалистами ДОО.

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда

Так, в ходе логопедической работы с помощью ИКТ проводится тестовая диагностика речевого развития воспитанников. В программе Microsoft Exсel в таблицу вносятся баллы за каждое выполненное ребенком задание, что позволяет провести количественную обработку данных, значительно ускоряя процесс подсчета результатов и построения индивидуальных графиков речевого развития (по результатам логопедического обследования в сентябре, январе, мае).

Кроме того, оформление документации (составление отчетов, расписаний занятий, заполнение бланков) в электронном виде сокращает работу учителя-логопеда с бумажными носителями информации.

С помощью ИКТ разрабатывается наглядно-дидактическое сопровождение к логопедическим занятиям, которое позволяет специалисту сделать их более насыщенными, интересными, разнообразными. Общение с ПК вызывает у детей живой интерес, способствует формированию у них познавательной мотивации, развитию произвольной памяти и внимания, логического мышления.

Важно отметить, что несмотря на огромное количество игр, презентаций, находящихся в открытом доступе в сети Интернет, не так много практического материала, который учитель-логопед может использовать сам и предложить родителям без предварительной обработки. Причем имеющийся материал не всегда соответствует по содержанию дошкольному возрасту, часто не учитываются принципы обучения и воспитания детей с речевыми проблемами. Поэтому его доработка и расширение является на сегодняшний день актуальной задачей.

Эффективность логопедических занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка дошкольного возраста становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами: картинками, игрушками, разрезными моделями, складными кубиками. Дети, уже знакомые с компьютером, требуют при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия. Но главная цель при использовании ИТК в логопедии — не заменить традиционные средства, а дополнить их.

Необходимо помнить, что ни одна компьютерная технология, как бы она ни была эффективна, не заменит живого общения с детьми.
Компьютерные технологии на логопедических занятиях не цель, а инструмент учителя-логопеда, средство, активизирующее коррекционный процесс.

Применение ИКТ в коррекционной работе с детьми дает возможность оптимально решить 7 задач:

• формировать на занятиях положительный эмоциональный фон;

• способствовать появлению у детей мотивации к успешному овладению компонентами родной речи;

• воспитывать стремление достичь положительного результата;

• развивать высшие психические процессы — память, внимание, мышление, воображение, восприятие;

• совершенствовать разные компоненты речевой системы;

• осуществлять индивидуальный подход в обучении;

• обучать некоторым элементарным действиям на ПК.

Так, применение презентаций, видеороликов на логопедических занятиях позволяет работать с речевым материалом, соотносимым с реальными жизненными условиями, а также моделировать такие ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Немаловажное значение имеет и то, что с электронными изображениями можно совершать различные манипуляции (например, делать их крупнее, ярче, реалистичнее), что не всегда достижимо при использовании рисунков или иллюстраций на бумаге.

Благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат. В качестве примера в приложении 1 представлены возможные варианты применения мультимедийных презентаций на логопедических занятиях.

Кроме того, ИКТ позволяют создавать базу интернет-ресурсов для оптимизации деятельности учителя-логопеда. Так, ссылки с сайтов, которые несут в себе нужную информацию, содержат как теоретические, так и практические материалы, сохраняются в оформленную в электронном виде и разбитую по темам таблицу. Систематизированная в таком виде информация позволяет специалисту путем перехода по гиперссылкам легко находить необходимый материал.

Игры и игровые упражнения на компьютере создают более комфортные условия для успешного выполнения предложенных заданий. Так, у учителя-логопеда появляется возможность познакомить ребенка с моделями взаимодействия с вымышленными персонажами компьютерной программы, что способствуют формированию межличностной коммуникации. Вслед за компьютерными героями дошкольник стремится говорить правильно, может видеть и контролировать ситуацию, исправлять ее. Он «помогает» героям решать различные проблемы, с которыми впоследствии может сам столкнуться в реальной жизни.

На индивидуальных логопедических занятиях с использованием ИКТ у детей пропадает негативный настрой, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов при автоматизации и дифференциации поставленного звука, появляется уверенность в собственных силах и желание научиться правильно говорить.

Использование ИКТ в рамках взаимодействия с родителями

Компьютерные технологии стали одной из форм эффективного сотрудничества педагогов и семей воспитанников. Так, в ДОО для родителей создаются игровые электронные презентации, видеоматериалы, которые можно использовать дома для закрепления с ребенком пройденной темы. Это особенно актуально в работе с теми детьми, которые часто пропускают занятия по болезни.

Задача создания и применения разного рода слайд-шоу и видеофрагментов — показать родителям те моменты в речевой практике ребенка, которые непосредственно вызывают затруднения (образцы неправильной речи, а также примеры правильной артикуляции, дыхания, темпа, ритма и т. д.). Кроме этого, семьям предлагаются записи речи детей, фотоотчеты с логопедических занятий. Возможность использования аудио- и видеоаппаратуры позволяет также организовать работу по правильному звукопроизношению. Кроме того, на сайте ДОО родители могут ознакомиться с материалами (рекомендациями, примерами игр и игровых упражнений), предоставленными учителем-логопедом.

О положительном отношении к применению ИКТ в логопедической работе свидетельствуют результаты проводимого анкетирования семей воспитанников (приложение 2).

В данный момент в ДОО разрабатывается мобильное приложение как дополнительная форма взаимодействия с родителями, с помощью которого они смогут оперативно получать необходимую информацию о ходе коррекционного процесса, использовать предложенные учителем-логопедом рекомендации.

Использование ИКТ в работе, направленной на развитие и коррекцию речи воспитанников, позволяет достичь высоких результатов. Так, сравнивая данные мониторинга речевого развития (диагностика проводилась в конце года) в двух группах, можно сделать следующий вывод: дети из группы, в которой в сочетании с традиционными средствами обучения на логопедических занятиях применялись ИКТ, показали более высокий результат в преодолении речевых нарушений, чем дети из группы, в которой данные технологии не использовались.

Результаты мониторинга речевого развития детей в группах

Компоненты речевого развития

Без применения ИКТ

С применением ИКТ

Моторная сфера

79

82

Неречевые функции

82

87

Импрессивная речь

78

85

Звукопроизношение

62

64

Фонематические процессы

70

78

Слоговая структура

85

89

Лексика

78

83

Грамматика

70

75

Связная речь

61

69

Среднее значение

74

79

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что применение ИКТ является одним из эффективных способов формирования у детей правильной речи и коррекции ее недостатков.

Безусловно, компьютер не может заменить учителя-логопеда, поэтому работа педагогического коллектива ДОО ориентирована на разработку комплексной системы занятий с использованием возможностей ИКТ наряду с традиционными приемами и методами, направленными на развитие речевой активности дошкольников и коррекцию у них речевых трудностей. Одним из таких занятий стало итоговое мероприятие «Загадки от Федоры» для детей старшей логопедической группы, план-конспект которого представлен в приложении 3.

уменьшительно-ласкательной  форме

Приложение 1

Возможные варианты применения мультимедийных презентаций на логопедических занятиях

Занятие

Презентации

Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения

Презентация «Артикуляционная гимнастика». Серия презентаций для автоматизации и дифференциации звуков («Простоквашино — звука [р]», «Приключения Лосяша — звука [ш]», «Цветочная поляна — звука [с]», «Самолет — звука [л]» и др.

Занятия, направленные на расширение, обогащение словаря

Презентации по основным лексическим темам: «Чудо-фрукты/овощи», «Времена года», «Путешествие в Осень», «Новый год», «Животные», «Насекомые», «Птицы», «Одежда», «Мебель», «Транспорт», «Мой дом — моя крепость», «Посуда» и др. Презентации на расширение глагольного словаря, умение подбирать многозначные слова, синонимы, антонимы и др.

Проведение дидактических игр

Презентации на развитие грамматического строя речи (для игр «Один — много», «Скажи ласково», «Большой — маленький», «Посчитай» и др.)

Занятия по обучению грамоте

Презентации, направленные на формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза

Приложение 2

Анкета для родителей
«Применение ИКТ на логопедических занятиях»

Уважаемые родители!

В настоящее время в педагогической практике широко используются информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ). Наш детский сад не является исключением. Для того чтобы узнать Ваше мнение по этому поводу, просим ответить на предложенные ниже вопросы.

1. Считаете ли вы внедрение ИКТ в детском саду необходимостью современной жизни?

 да;

 нет;

 затрудняюсь ответить;

 другое.

2. Есть ли у вас дома компьютер (планшет, ноутбук и др.)?

 да;

 нет;

 нет необходимости;

 другое.

3. Ваш ребенок использует домашний компьютер для…

 игр («бродилок» и стрелялок», «развивающих игр», «игр со специальных детских дисков»);

 просмотра мультфильмов, фильмов;

 детских презентаций;

 другого.

4. Ваш ребенок играет на компьютере:

 один;

 с родителями (или под их присмотром);

 с друзьями;

 другое.

5. Сколько времени в день ваш ребенок проводит перед компьютером, телевизором?

 30 минут;

 1 ч;

 2 ч;

 более 3 ч;

 другое.

6. Считаете ли вы, что грамотное использование ИКТ на логопедических занятиях может повлиять на речевое развитие ребенка в лучшую сторону?

 да;

 нет;

 в этом нет необходимости;

 другое.

7. Можно ли, по вашему мнению, использовать компьютерные презентации как одну из форм закрепления логопедического материала с детьми дома?

 да,

 дети будут охотнее выполнять задания с использованием презентаций;

 презентации помогают родителям объяснить детям логопедическое задание;

 презентации дают возможность объяснить материал детям, которые часто болеют, а также закрепить его, не вижу смысла в такой форме работы;

 другое.

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 3

План-конспект итогового мероприятия «Загадки от Федоры» для детей старшей логопедической группы

Задачи:

  • обогащение представлений детей о мире предметов;
  • развитие умения определять материалы, из которых изготовлены предметы, классифицировать их;
  • совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений;
  • обогащение речи детей существительными, обозначающими предметы посуды; прилагательными, характеризующими их свойства и качества;
  • закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными единственного числа в творительном падеже с предлогами «с» и «со»;
  • развитие диалогической речи;
  • развитие слухового восприятия;
  • закрепление знаний о правильном обращении с горячими предметами;
  • формирование навыков экологически грамотного поведения на природе;
  • развитие отзывчивости, доброжелательности, чувства коллективизма;
  • обогащение музыкальных впечатлений детей;
  • закрепление умения создавать игрушки-забавы, подбирая соответствующие детали.

Методы и приемы:

  • практические: игра «Что в коробке?», дидактическая игра «Накрой на стол», игровое упражнение «Подуем на чашечки», игровое задание «Сделаем игрушку»;
  • наглядные: видеосюжет «Обращение Федоры», рассматривание предметных картинок, предметов посуды, пособие «Чудо-коробка», пособие «Чашечки»;
  • словесные: аудиозапись «Звуки бьющейся посуды», «Звук скайпа», отрывки из музыкальных произведений, ситуативный разговор на темы «Как нужно обращаться с горячими предметами», «Культура поведения в лесу», беседа на тему «Какая бывает посуда?», игра «Какая посуда?», упражнение «Чай с вареньем».

Оборудование: экран, проектор, компьютер, колонки, столы для заданий, стульчики (по количеству детей), мольберт, видеосюжеты, презентация «Части картинки», музыкальные отрывки (электронное пособие), предметные картинки по теме «Посуда», пособие «Чудо-коробка», посуда из разных материалов, детский чайный сервиз, пособие «Чашечки», бумажные стаканчики, заготовки для игрушек, клей, салфетки (по количеству детей), таз с водой, ведерко, музыкальное сопровождение, подарочные наборы игрушечной посуды.

Содержание деятельности учителя-логопеда

Содержание деятельности воспитанников

Ожидаемые результаты

Учитель-логопед вместе с детьми входит в зал. В это время раздаются звуки бьющейся посуды. Стимулируя детей к речевой активности, учитель-логопед спрашивает, откуда доносятся звуки и на что они похожи

Дети слушают звуки бьющейся посуды, отвечают на вопросы учителя-логопеда, делают предположения, откуда они могут доноситься

Дети вступают в контакт с учителем-логопедом, настраиваются на занятие

Раздается звонок скайпа. Учитель-логопед говорит, что это не обычный звонок, а видеовызов, и предлагает послушать, от кого он.
Затем включает видеосюжет, в котором Федора из сказки К. Чуковского «Федорино горе» просит о помощи.
После того как дети высказывают желание помочь Федоре, учитель-логопед предлагает им выполнить несколько заданий. Спрашивает, готовы ли они

Дети просматривают видеосюжет, решают, что нужно помочь Федоре

Дети узнают героиню сказки «Федорино горе», называют ее автора. У них возникают чувство сопереживания и желание помочь Федоре

Учитель-логопед предлагает воспитанникам прослушать отрывки из детских песен, в которых упоминаются разные предметы посуды. Отгаданные предметы появляются на мольберте в виде соответствующих картинок.
После прослушивания учитель-логопед просит назвать все картинки одним словом.
Хвалит детей за правильные ответы и просит их посмотреть на экран.
На нем появляется часть картины, которую детям предстоит собрать

Дети садятся на стульчики полукругом и слушают отрывки из песен. Запоминают слова, обозначающие предметы посуды, и называют их.
Затем называют обобщающее слово «посуда»

Обогащение музыкальных впечатлений детей, появление интереса к музыкальным отрывкам. Дети вычленяют из звукового потока названия предметов посуды, запоминают и называют их, оперируют обобщающим понятием «посуда», принимают и следуют многоступенчатой инструкции учителя-логопеда

Учитель-логопед проводит игру «Что в коробке?» с использованием соответствующего пособия.
Затем дети играют в дидактическую игру «Накрой на стол», которая включает следующие задания: поставь блюдце справа от чайника; поставь чашку на блюдце; положи ложку в чашку; поставь сахарницу в центр стола и т. д.
Учитель-логопед спрашивает у воспитанников, как называется посуда для чая.
Потом хвалит их и обращает внимание на экран, где появилась следующая часть картинки. Объясняет детям, что им нужно выполнить еще задания, чтобы собрать ее целиком

В первой игре дети на ощупь определяют предмет, который лежит в коробке, и называют его.
В ходе второй игры расставляют посуду на столе, следуя инструкции специалиста.
Дети определяют, что расставленная посуда — чайная. Видят на экране еще одну часть картины, высказывают готовность дальше выполнять задания

Обогащение сенсорных впечатлений детей. Они узнают и называют предметы посуды, ориентируются в пространстве, понимают смысл предлогов, знают названия предметов чайной посуды, используют в речи понятие «чайная посуда», учатся действовать в команде

Учитель-логопед предлагает воспитанникам выбрать понравившуюся чашку, представить, что в ней горячий чай, осторожно взять ее, чтобы не обжечься, подуть, вдыхая через нос, выдыхая через рот.
При этом напоминает правила безопасности при обращении с горячими предметами

Дети переходят к следующему столу, выбирают по желанию чашку, делают глубокий вдох через нос, выдох через рот. Совместно со специалистом вспоминают, как нужно обращаться с горячими предметами

Дети целенаправленно выдыхают воздух через рот. Закрепление представлений о правильном обращении с горячими предметами

Учитель-логопед предлагает выполнить упражнение «Чай с вареньем»: он показывает поочередно картинки с изображением различных фруктов и ягод.
Дети должны представить, что они «пьют» чай, например, с малиновым, вишневым, абрикосовым вареньем и т. д.
Учитель-логопед говорит, что на картине остались незаполненные участки, а это значит, что нужно выполнить еще ряд заданий

Дети называют изображение на картинке (его можно спрятать на чашке, прикрыв салфеткой) и проговаривают, с каким вареньем они «пьют» чай

Дети образовывают прилагательные от существительных, согласовывают их с существительными в творительном падеже с предлогами «с» и «со», знают названия фруктов и ягод

Учитель-логопед проводит с детьми беседу на тему «Какая бывает посуда?».
Указывает на стол, где стоят различные предметы посуды. Рассказывает о том, что она может быть изготовлена из различных материалов (например, из глины, тогда посуду называют глиняной).
Глиняную посуду изготавливает мастер — гончар.
Посуда из стекла — стеклянная, ее создают на специальных стекольных заводах.
Ложки из дерева (деревянные) можно использовать в качестве музыкального инструмента.
Фарфоровая посуда изготавливается из глины, но белого цвета. Она очень хрупкая, красивая и легкая.
Специалист спрашивает у детей, как называется сковорода из чугуна (чугунная).
Поясняет, что в хозяйстве широко используется посуда из разных металлов (чугуна, алюминия, стали, железа), потому что она прочная, долговечная.
В заключение дополняет собираемую картинку еще одной частью

Дети рассматривают предметы посуды, которые стоят на столе. Называют материалы, из которых сделана посуда, ведут диалог с учителем-логопедом

Конкретизация и обогащение представлений детей о предметах посуды, материалах, из которых ее изготавливают, свойствах посуды (легкая, прозрачная, мнется, ломается) в зависимости от материала. Обогащение речи словами, обозначающими признаки предметов

Учитель-логопед, переходя вместе с детьми к следующему столу, показывает пластиковую и бумажную посуду.
Просит воспитанников объяснить, почему ее еще называют одноразовой.
Обобщая высказывания детей, делает вывод, что одноразовую посуду можно использовать только один раз (например, бумажную нельзя мыть), просит объяснить, почему. Ответы детей закрепляет простыми опытами.
Кладет в тазик с водой бумажный стаканчик, дети смотрят, что с ним происходит. Специалист объясняет, что он впитывает в себя воду, становится непрочным, промокает, легко разрывается.
Затем наливает в пластиковый стакан горячую воду и показывает, как он слегка плавится. И легко ломает вместе с детьми пластиковые тарелки и стаканы.
В заключение спрашивает, зачем нужна такая посуда и, обобщая высказывания детей, объясняет, что ее можно взять на пикник, в поход, она легкая, ее не надо мыть, она не разобьется. При этом делает важное замечание: уходя из леса, нужно обязательно убирать за собой мусор.
Затем предлагает детям сложить использованные стаканчики в ведро. Дополняет собираемую картинку еще одним фрагментом

Дети рассматривают одноразовую посуду, размышляют, почему она так называется, высказывают различные предположения. Изучают одноразовую посуду, проводят с ней опыты (рвут, мнут, опускают в воду, ломают). Собирают пластиковые стаканчики в ведро, чтобы после их действий не оставалось мусора

Знакомство детей с одноразовой посудой, преимуществами ее использования. Формулирование детьми вывода о том, что нужно беречь природу, убирать за собой мусор

Учитель-логопед говорит, что бумажным стаканчикам можно найти новое применение (они могут стать основой для игрушек) и предлагает детям изготовить игрушку из бросового материала с помощью наклеивания заготовок

Дети садятся за столы, берут бумажные стаканчики, выбирают понравившиеся заготовки с изображением частей животных (головы, лап), изготавливают игрушки

Закрепление навыков наклеивания, ориентировки на плоскости. Формирование положительных эмоций от достигнутых результатов продуктивной деятельности

Учитель-логопед предлагает поиграть с игрушками и потанцевать.
Затем просит детей посмотреть на экран — на нем картинка предстает целиком

Дети под музыку (на выбор педагога) танцуют с игрушками

Формирование положительных эмоций

Учитель-логопед детям предлагает посмотреть видеосюжет с Федорой. В конце мероприятия дарит им от имени персонажа наборы игрушечной посуды

Дети смотрят видеосюжет, в котором Федора благодарит их за помощь. Радуются достигнутому результату, тому, что решили все поставленные задачи, и благодарят Федору за подарок

Формирование положительных эмоций, чувства удовлетворения от достигнутых результатов


 



Предварительный просмотр:

 

До новых встреч!

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=19dd7f794628c69c2c682e299dccace3-l&n=13

МБДОУ №70 «Золотая рыбка»

Тел. 8(498)698-60-61

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 «Золотая рыбка»

Муниципальное методическое объединение для воспитателей старших групп

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников с использованием ИКТ в образовательном процессе»

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1-1433137322.jpg

Мытищи 2019 г.

D:\Рабочий стол\2018-2019\годовой план 70\годовой план на 2019-2020\График РМО\Attachments_Losadcheva@yandex.ru_2019-10-14_11-42-50\IMG-20191014-WA0010.jpg

Программа дня

9.00-9.30 Встреча гостей, регистрация.

9.30-9.35 Вступительное слово руководителя районного методического объединения воспитателей старших групп Нины Васильевны Чупеевой

9.35-10.00 Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в осенний лес» (старшая группа) воспитатель высшей кв. категории: Эсманова Анна Николаевна

10.30-10.40  Сообщение воспитателя МБДОУ № 70 «Золотая рыбка»  Курс Елены Викторовны «Информационно-коммуникационные технологии в педагогической практике».

10.20-10.25  Видеопрезентация мультстудии «Olodim Stories»

10.05-10.20 Сообщение-презентация из опыта работы c цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии» (старшая группа) воспитателя 1 кв. категории: Шейн Юлии Юрьевны

10.30-10.40 Сообщение из опыта работы «Использование ИКТ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста» музыкальный руководитель высшей кв. категории Церковная Светлана Васильевна

10.30-10.40 «Использование ИКТ в образовательном процессе учителя-логопеда» учитель-логопед высшей кв. категории Александрова Юлия Павловна

10.40-10.45 Обмен мнениями, подведение итогов

10.45 Чаепитие в «Золотой рыбке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итоговой образовательной деятельности по детскому экспериментированию в старшей группе на тему: «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории» (Показ на окружном методическом объединении)

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности. Все занятие проводится в игровой форме. С помощью экспериментов, дети приучаются к самостоятельному поиску причин, способов действий....

Фотографии. Окружное методическое объединение Открытое коррекционное занятие с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста

Окружное методическое объединение Открытое коррекционное занятие с детьми с ТНР старшего дошкольного  возраста. Фотографии с занятия...

Выступление на районном методическом объединении на тему: «Анализ работы и подведение итогов работы РМО в 2018 – 2019 учебном году»

Выступление на районном методическом объединении на тему: «Анализ работы и подведение итогов работы РМО в 2018 – 2019 учебном году»...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОКРУЖНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Организация сенсомоторной среды в группе 2-го раннего развития»

(Слайд 1)Добрый день, уважаемые коллеги!(Слайд 2)Меня зовут Анна Анатольевна,  сегодня я расскажу, почему для полноценного развития и воспитания подрастающего поколения сенсомоторное развитие дет...

Окружное методическое объединение в форме тренинга «Азбука общения»

Окружное методическое объединение в форме тренинга «Азбука общения»...

Выступление на окружном методическом объединении 2022 г.

Тема выступления: "Театрализованны игры в детском саду"...

Выступление на окружном методическом объединении 2022 г. (2)

laquo;Геокешинг- приключенческая игра с элементами туризма и краеведения, возможности её использования в ДОУ"...