пословицы и поговорки в развитии речи дошкольника.
презентация к уроку (старшая группа)

маллаева эльмира рамазановна

Введение пословиц и поговорок в  русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания, для развития детской речи. Они кратки и выразительны, являются «строительным материалом» нашего языка.

   Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу золотых россыпей русской бытовой поэзии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslovitsy_i_pogovorki_v_razvitii_rechi_doshkolnika.pptx863.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Пословицы и поговорки в развитии речи дошкольника » Воспитатель ГБДОУ№40 Фрунзенского района СПБ Маллаева Эльмира Рамазановна

Слайд 2

«Пословицы и поговорки в развитии речи дошкольника» «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию. По форме – это животрепещущее проявление родного слова. По содержанию темы, важны тем, что в них как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими особенностями » . К.Д.УШИНСКИЙ

Слайд 3

С произведениями народного фольклора дети встречаются, как известно, рано. К концу дошкольного возраста они уже знают колыбельные песенки,потешки,считалки , загадки, пословицы и поговорки и другие виды устного народного творчества. Введение пословиц и поговорок в русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания, для развития детской речи. Они кратки и выразительны, являются «строительным материалом» нашего языка . Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу золотых россыпей русской бытовой поэзии . Пословицы легко соединяют и ярко, образно характеризуют разные области жизни: убеждения народа, жизненные трудности, труд, умение отдыхать и веселиться, дом, порядок, мир и лад в нем, просвещение, корыстолюбие, пороки, связь явлений, следствие и причины происходящего и многое другое.

Слайд 4

Пословица — краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм «Войти в пословицу» — стать общеизвестным благодаря своей характерности. Так, многие строки басен И.А.Крылова вошли в пословицу Поговорка — краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от поговорки, законченного высказывания (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, Толковый словарь русского языка). Чем отличается пословица от поговорки ? В общем случае, пословица учит людей, в ней скрыт глубокий смысл . Поговорка является метким замечанием относительно какого-либо события, явления, объекта. Сравните: «делу время, потехе час» — пословица, «час от часу не легче» — поговорка .

Слайд 8

Вслушиваясь в образность народного языка, дети приобщаются к красоте и самобытности русского слова. Знакомство с пословицами и поговорками обогащает их представление о мире, отношениях между людьми, даёт толчок фантазии и творчеству. Хорошо подобранные пословицы и поговорки помогают установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Поэтому они должны соответствовать уровню развития ребенка, должны быть понятны ему . Одни пословицы и поговорки побуждают к действию, другие – учат «уму-разуму».

Слайд 9

Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает и обогащает речь. Систематическая работа над пословицей очень многое дает детям. Во-первых, они учатся запоминать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, обобщать их, понимать их обобщенный характер. А у современных детей часто наблюдаются недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса; низкий уровень человеколюбия, трудолюбия в современном обществе; недостаточная изученность влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание дошкольника.

Слайд 10

В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? В пословицах и поговорках находится «мысль , которая даёт богатый материал для развития детского мышления ». К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям

Слайд 11

Методы применения пословиц: Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, « от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям ». Необходимо широко использовать этот вид фольклора, органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит». Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной, но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь – людей насмешишь ». Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит, когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др. (Пример)

Слайд 13

А.М. Леушина совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость. В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению, являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: « Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».

Слайд 14

Использование пословиц и поговорок в разучивании различных игр и упражнений : « Найди нужную картинку » (подбор детьми картинки соответствующего содержания к названной взрослым пословице); «Назови пословицу к картинке» ; «Я начну, а ты продолжи» (взрослый начинает, а ребёнок заканчивает пословицу; и наоборот): «Семеро одного… не ждут », «Один за всех, и все… за одного », «Как аукнется так и… откликнется » и др .; «Исправь ошибку» : («Что с возу упало, то… нашлось (пропало)», «Тяп-ляп – выйдет корабль (не выйдет)», «Готовь сани… зимой (летом), а телегу летом (зимой)», «К большому терпенью придёт и… безделье (уменье)»

Слайд 15

«Подбери слово в рифму» («Делано наспех – сделано… на смех », «Сделал дело – гуляй… смело », «У стряпухи Дарьи целый день… аварии », «Работай до поту, так поешь… в охоту », «Нужно наклониться, чтоб из ручья воды… напиться », «Чтобы рыбу съесть, надо в воду… лезть », «Хочешь есть калачи, так не сиди… на печи », «Без труда не выловишь и рыбку… из пруда », «На чужой каравай рта … не разевай , а пораньше вставай да свой… добывай », «Птицу узнают в полёте, человека - … в работе », «Терпенье и труд всё… перетрут », «К большому терпенью придёт и… уменье », «Умелые руки не знают… скуки », «Не за своё дело не берись, а за своим… не ленись », «У ленивой пряхи и для себя нет… рубахи », «Лень, отвори дверь, сгоришь. хоть сгорю да … не отворю »);

Слайд 16

Используемая литература: 1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4._М._1955. 2. Ушинский, К.Д. Собр. соч. – Т.6. - С.664. 3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод . пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина._М._2004 . 4. Детский словарь пословиц и поговорок в картинках С.Н. Зигуненко , - Изд-во «Астрель», 2014 5. Знакомим дошкольников с литературой О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш . – М., ТЦ «Сфера», 1998 6. Старинные русские пословицы и поговорки М., Изд-во «Детская литература», 1983 Источник: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/ispolzovanie_poslovicz_i_pogovorok_v_rabote_uchitelya_logopeda_nad_razvitiem_svyaznoj_rechi_starshix_doshkolnikov_s_onr/ https://www.maam.ru/detskijsad/rol-poslovic-v-razviti-rechi- doshkolnika.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы в развитии речи дошкольника

В пословицах и поговорках находится « мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления»....

Консультация для родителей «Пословицы в развитии речи дошкольника»

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и н...

Мастер - класс для воспитателей «Пословицы и поговорки в развитии речи детей»

Консультация для воспитателейпо теме«Пословицы и поговорки в развитии речи детей»...

Материал в родительский уголок "Пословицы и поговорки в развитии ребёнка"

Материал в родительский уголок подготовлен в рамках среднесрочного проекта "Если с другом вышел в путь..." о пословицах и поговорках о дружбе....

Пословицы и поговорки как средство приобщения дошкольников к основам национальной культуры

Пословицы и поговорки как средство приобщения дошкольников к основам национальной культуры...