Мастер - класс для воспитателей «Пословицы и поговорки в развитии речи детей»
материал по развитию речи (подготовительная группа)

ЛАНЦИНОВА  НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

Консультация для воспитателей

по теме

«Пословицы и поговорки в развитии речи детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx151.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

по теме

«Пословицы и поговорки в развитии речи детей»

Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребёнка к смысловой стороне слова: отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям. Краткие, ёмкие по смыслу изречения соединяют в себе культурно-историческое и языковое богатство фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностным ориентирам духовной культуры, которая выражается в малой фолклорной форме А.П.Илькова.

 Первый этап обучения предусматривает расширение представлений о малых жанрах словесного фольклора. В ходе занятий и тематических развлечений у дошкольников развивается познавательный интерес к различным формам фольклора с эмоциональной направленностью (частушки, потешки, прибаутки), с его практической соотнесённостью с миром скороговорки и с

иносказательностью народной речи (загадки, пословицы, поговорки).

Для этого использую сценарии фольклорных праздников: «Встреча с любимыми сказками», «Год кончается, год начинается», «Посиделки».

Цель: обратить внимание детей на форму и содержание метких образных изречений, тонизирующих различные явления жизни.

Второй этап обучения направлен на формирование у детей понимания лексико-семанитических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам и поговоркам.Критерии отбора пословиц и поговорок:

1.Сематическая доступность выражений – возможность осмысления детьми слов и словосочетаний, а также понятия, которые они обозначают.

2.Художественная ёмкость пословиц и поговорок, выразительность эмоционально-экспрессивной стороны, изобразительность текста.3.Частотность употребления выражений - относительная регулярность воспроизведения фольклорной формы в речевой практике.

Пословицы и поговорки систематизированы в виде следующих групп:

- тематической

- художественной

- логико-тематической

Третий этап обучения посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками: учебно-речевой, игровой, художественно-речевой, бытовой, досуговый. Здесь основным приёмом работы выступает толкование пословиц, поговорок, как фразеологических единиц.

С помощью приёмов речевых ассоциаций, пантомимических действий и иллюстрирования пословиц, поговорок углубляется противопоставление детей о прямом и переносном значении слов и словосочетаний.

Четвёртый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц и поговорок в самостоятельной речи. Детям предлагается продолжить пословицу по заданному началу:

-«Как аукнется…(так и откликнется)»;

-назвать пословицу по рифмующимся словам: рука-скука (Умелые руки не знают скуки);

-подобрать поговорку к заданному слову: белка (Крутится, как белка в колесе)

-составить рассказ по тексту пословицы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Консультация для воспитателей

по теме

«Пословицы и поговорки в развитии речи детей»

https://1.bp.blogspot.com/-XLQrN5rk7o4/XtZ9kh46q1I/AAAAAAAAGQg/O0L-9OH-hTg8kOrXRo0jLPxiimUjqxPfQCLcBGAsYHQ/s1600/hello_html_m76a1d223.jpg

Подготовила воспитатель:

ЛанциноваН.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста" (с презентацией)

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста

Цель : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и фор...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста

Цель : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и фор...

Мастер-класс для воспитателей и педагогов дополнительного образования «Развитие речи детей с использованием игровых технологий»

Представление опыта работы по речевому развитию детей в разновозрастной студии. Участники мастер-класса через погружение в игровую ситуацию пробуют себя в разных социальных ролях, развивают устную и п...

Мастер - класс для воспитателей "Современные игровые технологии в развитии речи детей с речевыми нарушениями

Отклонения в речевом развитии детей спонтанно не преодолеваются, они требуют от  педагогов  (в том числе от родителей ребёнка) специально организованной  работы по их коррекции, где одн...

Мастер-класс для воспитателей "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

Целью мастер-класса является повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционны...