Мастер-класс для воспитателей "Использование здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей компенсирующей направленности"
материал

"Путешествие по городу Здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей групп компенсирующей направленности»

«Путешествие по городу Здоровья»

Подготовил:

 инструктор по физической культуре

Пряникова О.С.

Цель: применение  здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно - образовательном процессе

Задачи:

познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.  

Место и дата проведения: спортивный зал. 28 февраля 2019г.

Оборудование: канат, фишки, кочки, музыкальный центр, массажные мячи.

Ход мастер - класса

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас на мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей групп компенсирующей направленности»

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. Ведущей  педагогической работой является подбор и использование здоровьесберегающих технологий на занятиях с дошкольниками, имеющие нарушения речи.

Всестороннее обследование двигательной сферы детей с тяжелыми нарушениями развития речи позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:

- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

- нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);

- нарушение ручной моторики;

- общая скованность и замедленность в выполнении движении;

- дискоординация движений;

- несформированность функций равновесия;

- недостаточное развитие чувства ритма;

- нарушения ориентировки в пространстве;

- замедленность процесса освоения новых движений;

- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.

Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные здоровьесберегающие технологии.

Что такое здоровьесберегающие технологии? Это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Так давайте же с Вами на практике разберем несколько видов здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками имеющие нарушения речи.

Сегодня мы отправимся в путешествие по городу ЗДОРОВЬЯ.

Построение в одну колонну. Ходьба вокруг зала. Перестроение в две шеренги.

- Вот и пришли к первой улице:

1. улица Разминки - «Колёсики» под музыкальное сопровождение.

- Теперь мы с Вами готовы посетить следующие улицы нашего города Здоровья для этого нужно пройти между камушков (фишек).

2. Улица Пальчиковая - «Путешествие».

Тук-тук-тук,Тук-тук-тук.

 Наши ушки слышат стук. (возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза) 

Вот ладошечки шуршат, (потирание ладоней друг о друга) 

Наши пальчики трещат. (потирание кулачков друг о друга) 

Теперь в ладоши громко бей, (хлопки)

А теперь ты их согрей. (ладони на щеки)

К путешествию готовы? (кулаки на коленях)

Да! (руки вверх, ладони раскрыть)

В путь отправимся мы снова: (вращательные движения кистями)

Сядем мы на самолет И отправимся в полет. (руки в стороны, ладони напряжены)

Мы теперь на корабле, Нас качает на волне. (ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз)

Едет поезд, (ребром ладони двигаем по коленям или по столу)

Колеса стучат (кулачки стучат по коленям или по столу) 

А на поезде много веселых ребят (подушечками пальцев поочередно нажимаем на другие пальчики)

- Молоды! Пройдемте дальше.

Прыжки на двух ногах по кочкам.

3. улица Игровая.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, целесообразно для детей с нарушениями речи использовать физкультурные занятия, построенные на подвижных играх. Они подбираются таким образом, чтобы их содержание было знакомо детям и включало в себя те движения, обучение которым проводилось в течение месяца.

- Так давайте же поиграем.

Подвижная игра «Ловишки»

По считалки выбирается ловишка, который становится в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. По сигналу педагога игроки начинают движение в правую сторону, повторяя за педагогом слова:

Ау-ау-аукаем,

Весну приаукиваем,

Весна! Весна! Красным – красна!

Весна пришла,

Свет, тепло принесла!

Весну встречаем,

В ловишки играем!

Раз, два, три, лови!

После слов «раз, два, три – лови!» игроки врассыпную разбегаются по спортивному залу. Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные игроки присаживаются на скамейку. Когда ловишка поймает 2 – 3х игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется.

 - А теперь нам нужно восстановить дыхание и поэтому посетим улицу Дыхательную.

4. улицу Дыхательная.

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

Дыхательная гимнастика «Каша кипит»

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

- Очень хорошо. Дыхание восстановили можно отправляться дальше. Следующая улица у нас находится на другом берегу. Нам необходимо перейти по мосту (канату).

5. улица Массажная

Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.

Су-Джок терапия. В переводе с корейского языка Су-кисть Джок –стопа

Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Массажный шарик – прокатывая его между ладоней, улучшается тонус мышц, мелкой моторики.

- Предлагаю вам выполнить короткое упражнение массажным шариком.

Я мячиком круги катаю, взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко, как сжимает лапы кошка.

Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.

6. улица Расслабляющая  «Транспорт»

Элементы релаксации, активизируя деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют расслабить или нейтрализовать вызванное стрессом напряжение. Такое физиологическое действие релаксации на организм обуславливает целесообразность её проведения в заключительной части физкультурного занятия.

Уже круг, шире круг.

Видим руки. Нету рук.

Упражненье начинаем, Руки выше поднимаем. Кулачки зажали.

Тихо посчитали:1, 2, 3, 4, 5. Ручки могут отдыхать.

Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились.

Оказались за рулем - Мы машину вдаль ведем. Крепко руль держали. Ехали — устали. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились.

На корабль мы попали, Волны сильно нас качали. Чтоб случайно не упасть, Ноги нужно напрягать.1, 2, 3, 4, 5. Ноги могут отдыхать.

Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились.

Вот мы на велосипеде едем, едем, едем, едем. Все проехали дороги, Отдыхают наши ноги. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились.

Набежала черная туча - Мы глаза зажмурим лучше. Все лицо мы напрягаем, Теперь спокойно отдыхаем.

Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились.

Дождь пошел и сильный ветер - Задрожали наши дети. Все наше тело в напряженье, Очень трудно без движенья.1, 2, 3, 4, 5. Теперь мы можем отдыхать.

- Наше путешествие по городу Здоровья завершился. Все оздоровились и повеселились.

Итог мастер-класса

- Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей.  Таким образом, физкультурно-оздоровительные занятия для дошкольников, имеющих нарушения речи должны быть разнообразны, носить преимущественно сюжетно — игровой характер, включать упражнения и игровые задания с речитативами, элементами релаксации, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастикой, а также средства и методы данстерапии, ритмопластики и иметь место, распределяя их в структуре недели, месяца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мастер-класс для родителей на тему "Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей."

Мастер-класс для родитедей на тему "Здоровьесберегающие технологии в развитие речи детей раннего возраста" ....

Мастер -класс " Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей

Мастер -класс " Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей был проведен на конкурсе "Воспитатель года -2018"....

Мастер-класс на тему: «Современные игровые технологии в развитие речи детей дошкольного возраста».»

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных п...

Мастер - класс для воспитателей "Современные игровые технологии в развитии речи детей с речевыми нарушениями

Отклонения в речевом развитии детей спонтанно не преодолеваются, они требуют от  педагогов  (в том числе от родителей ребёнка) специально организованной  работы по их коррекции, где одн...

Мастер-класс для воспитателей "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

Целью мастер-класса является повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционны...

Мастер-класс для педагогов "Современные игровые технологии в развитии речи детей"

Цель мастер-класса : повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, педагогических технологий (приёмов, методов и форм)...