Главные вкладки

    "Мастер-класс для родителей на тему "Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей."
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Карпушева Лариса Янтимировна

    Мастер-класс для родитедей на тему "Здоровьесберегающие технологии в развитие речи детей раннего возраста" .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass.docx28.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                    

    детский сад№26 присмотра и оздоровления

    Информационная справка о мастер-классе

    Сведения об авторе: Карпушева Лариса Янтимировна

    Тема мастер-класса: Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий

    Аннотация (краткое содержание мастер-класса):

    Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

              Задачи:

    Познакомить родителей с эффективными методами использования здоровьесберегающих технологий в жизни ребёнка.

    Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта  для улучшения собственного.

    Познакомить родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной; релаксационной; пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа.

    Основные этапы мастер-класса:

           1 Теоретическая часть.

    Практическая часть.

    Итог.

    Актуальность темы

    Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.

    Дата проведения мероприятия:15 апреля 2015 г, 16.30, музыкальный зал

    Продолжительность мероприятия: 30 минут

    Оборудование:Использование природного материала( шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни), « сухой» бассейн, применение различных бытовых предметов ( прищепки, карандаши, пробки ), мячики Су-Джок.

    Ожидаемый  результат: Родители могут использовать здоровьесберегающие технологии в жизни своего ребёнка.

    Ход мастер-класса

         1 Теоретическая часть

    Объявление темы и цели мастер-класса.

    Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня я хочу провести вместе с вами мастер-класс тема «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий».

    Сейчас я вас познакомлю с здоровьесберегающими технологиями, которые я использую в работе с детьми по развитию речи.

    Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

    В. Сухомлинский

    Цель  нашего мастер – класса: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

    Задачи:

    1. Познакомить родителей с эффективными методами использования здоровьесберегающих технологий в жизни ребёнка.

    2. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

    3. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной; релаксационной; пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа.

    Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.

    Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.

    Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

    На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные здоровьесберегающие  технологии.

    Что такое здоровьесберегающие технологии? Это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

    Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

    Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.  

    Одним из видов здоровьесберегающих технологий является гимнастика. Виды гимнастики,  используемые мною для развития речи детей:

    •        артикуляционная гимнастика;

    •        дыхательная;

    •        релаксационная;

    •        пальчиковая гимнастика;

    •        игровой массаж, самомассаж.

    Активизация родителей:

    – Крикните громко и хором, друзья,

    Деток вы любите? Нет или да?

    Пришли на собрание, сил совсем нет,

    Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

    Я вас понимаю. Как быть, господа?

    Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

    Дайте мне тогда ответ:

    Помочь откажетесь мне? (Нет.)

    Последнее спрошу вас  я:

    Активными все будем? (Да.)

    Практическая часть.

    Сейчас я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

    1.        Артикуляционная гимнастика -выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

    Упражнение «Жаба Квака» Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки.

    Жаба Квака с солнцем встала,     - потягиваются, руки в стороны

    Сладко-сладко позевала,              - дети зевают

    Травку сочную сжевала                 - имитируют жевательные движения,

    Да водички поглотала,                   - глотают

    На кувшинку села,

     Песенку запела:

     "Ква-а-а-а!                                - произносят звуки отрывисто и громко

    Ква-а-а-а!

    Ква-а-а-а!

     Жизнь у Кваки хороша!

    2.Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо  –  эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

    Игра-упражнение «Машина»

    Цель: обучение постепенному выдоху воздуха Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

    3.Релаксационная гимнастика–снимает психическое и физическое напряжение. Проводится в любое время в течение дня. Продолжительность 1 – 7 минут.

    Пример (Дети стоят, спина и руки расслаблены, голова опущена)

    Закройте глаза и слушайте мой голос.

    Представьте, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло – голубое. Воздух свежий. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой путь дальше.

    Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уносить прочь.

    4. Пальчиковая гимнастика -  позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

    Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития: развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.

    Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «сорока- сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

    ИГРЫ: «Моя семья»

    Этот пальчик – мамочка,

     Этот пальчик – папочка, попеременно массируем пальцы руки,

     Этот пальчик – дедушка, на последней строке сжимаем и разжимаем

    Этот пальчик – бабушка, кулачки.

    Этот пальчик – я,

    Вот и вся моя семья!

    «Капуста»

    Что за скрип? (сжимаем и разжимаем кулачки)

     Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

     Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

    Как же быть без хруста

    Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)

     Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

     Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

    Мы капусту солим, солим… (щепотками)

    Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем кулаки)

    5. Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.

    В несколько игр мы с вами поиграем.

    Игры с сыпучими материалами

    1. Насыпаем в кружку сухую фасоль. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую чашку.  Одной рукой, потом другой рукой.

    «Зашагали наши ножки: топ-топ-топ,

     Прямо по дорожке: топ – топ – топ.

     Ну-ка, веселее: топ- топ- топ.

     Вот как мы умеем: топ - топ-топ».

     2. «Чудесный мешочек» В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы.

    3. Игры с пробками от бутылок

     Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

     «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,  

    Мы любим забавы холодной зимы»

    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Если пробки просверлить посередине – можно использовать для нанизывания бус.

     4. Игры с прищепками.

     Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

    «Сильно кусает котенок - глупыш.

     Он думает это не палец, а мышь,                  (смена рук)

    Но я же играю с тобою, малыш

    А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! »

     5. Игра с карандашом.

    (лучше использовать карандаш - шестигранник)

     Карандаш в руке катаю,

     Между пальчиков верчу.

     Непременно каждый пальчик

     Быть послушным научу!

    6. Массаж Су – Джок шарами, /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

    Я мячом круги катаю,

    Взад - вперед его гоняю.

    Им поглажу я ладошку.

    Будто я сметаю крошку,

    И сожму его немножко,

    Как сжимает лапу кошка,

    Подвижно – речевые игры.

     1. Игра «Два круга»

     Взрослые строятся в два круга – внешний (большой) и внутренний (3-4 человека) Родители из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем… фрукты». Игроки большого круга должны быстро назвать любой фрукт, например яблоко. Родитель первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («… с собою берем посуду, мебель, животное,  и т. д.) Последний взрослый, оставшийся в большом круге должен выполнить какое-либо задание.

    2. Игра «Шаги» («Кто быстрее доберется до… »)

    С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи, в общем. 2 игрока стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш.

    Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое - нибудь вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Слова утешения», «Ласковые слова для мамы»….

    Рефлексия

    Завершающее упражнение "Благодарю! "

    Дорогие родители  предлагаю каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят БЛАГОДОРЮ! Психологический смысл упражнения позволяет завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

    Итог:

    Таким образом, приоритетным в работе с детьми по развитию речи являются здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают ребёнку возможность обрести уверенность в себе, улучшить результаты коррекции речи.

    Благодарю за сотрудничество! Спасибо за внимание !


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер – класс «Веревочные игры, как элемент здоровьесберегающих технологий в развитии речи дошкольника».

    Представлены разнообразные игры для развития мелкой моторики рук с нетрадиционным материалом, а именно с веревочкой и веревочным кольцом. Это удивительный материал, с которым можно придумать множество...

    КВН для родителей "Использование инновационных технологий в развитии речи детей с ОНР"

    Повысить интерес родителей к овладению  новыми знаниями по вопросам обучения и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной  взаимоподдержки. Познак...

    Памятка для родителей "Влияние здоровьесберегающих технологий на развитие речи детей"

    Данный материал может быть использован учителями-логопедами и воспитатели дошкольных учреждений для ознакомления родителей с видами здоровьесберегающих технологий, используемых для работы с детьми....

    Мастер – класс для педагогов «Использование игр с песком для развития речи детей »

    Цель: Способствовать овладению педагогами техники рисования и развивающих игр с песком.Задачи: Познакомить педагогов с возможностями песочного рисования, с играми, используемыми на заня...