Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО.
учебно-методический материал (старшая группа)

Короткова Клавдия Георгиевна

Организация развивающей предметно – пространственной среды (РППС) ДОУ с учетом ФГОС ДО строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективнее развивать индивидуальность каждого воспитанника с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. РППС способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Правильно организованная РППС – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. В ней ребёнок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Для этого нужно обогатить развивающую предметно – пространственную среду предметами, пособиями, атрибутами и реквизитом, которые способствуют стимулированию детской деятельности (познавательной эмоциональной, двигательной).

Наполняемость РППС соответствует основным пяти направления развития ребенка (образовательным областям): физическому, социально – коммуникативному, познавательному, речевому и художественно эстетическому.

Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно – ориентированной модели дошкольного образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предъявляют следующие требования к развивающей предметно-пространственной средекоторая должна быть:

• содержательно-насыщенной (предоставляются необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной активности детей, обеспечивать эмоциональное благополучие, возможность самовыражения;

• полифункциональной (реализуется в ДОУ с помощью различного модульного оборудования, предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции дошкольников);

• трансформируемой (возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства, изменять среду в зависимости от возрастных особенностей детей);

• вариативной (предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, т. к. появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей, игрушки должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск);

• доступной и безопасной (организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям для основных видов детской деятельности, а так же должна соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности).

В РППС входит:

— групповое пространство;

— межгрупповое пространство;

— территория детского сада.

Все части группового пространства имеют условные границы. Важно то, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Для организации группового пространства РППС используют:

— центрирование (зонирование).

— мобильные центры детской активности;

В организации РППС группового помещения предлагается рамочная полифункциональная конструкция зонирования группового помещения, для этого достаточно разделить групповое пространство на три части, для того чтобы обеспечить содержательную базу образовательного процесса в ДОУ:

1) сектор для спокойной, по преимуществу, деятельности,

2) сектор активности,

3) рабочий сектор.

Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе):

- центр игры;

- центр двигательной деятельности;

- центр конструирования;

- центр музыкально театрализованной деятельности.

Спокойный сектор:

- центр книги;

- центр отдыха;

- центр природы.

Рабочий сектор (занимает 25% всей группы):

- центр познавательной и исследовательской деятельности;

- центр продуктивной и творческой деятельности;

- центр правильной речи и моторики.

Игровая деятельность детей – это ведущая деятельность детей и содержанию игровых центров придается большое значение в оформлении РППС. Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

Правильно организованная, в соответствии ФГОС ДО и Образовательной программой дошкольного образования, реализуемой в дошкольном учреждении, развивающая предметно-пространственная среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, приучить детей к самостоятельным играм, развивает индивидуальные способности каждого ребёнка, с учётом его интересов и уровня активности. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

В создании РППС очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей.

Специальным образом организованная среда способна оказывать активирующее влияние на деятельность, способствовать самообучению, стимулировать становление ребёнка как субъекта разных видов деятельности, обеспечивать самоутверждение, свободу выбора и направление действий.

Создавая развивающую предметно – пространственную среду, необходимо помнить, что:

• среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции;

• среда должна влиять на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка;

• необходимо гибкое и вариативное использование пространства;

• среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;

• форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ в ДОУ с учетом ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)...

Консультация для воспитателей "Организация музыкальной развивающей среды в ДО с учетом ФГОС"

Организация музыкальной развивающей среды в ДО с учетом ФГОСконсультация для воспитателей...

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО...

Презентация ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФГОС В ДОУ

Образовательная среда- часть совокупность условий целенаправленно создаваемых в целях обеспечения  полноценного образования и развития детей. ...

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективнее развивать индивидуальность каждого воспитанника с учётом его склонностей, интересов...