Проект «По экспериментированию» В старшей группе «Звездочки».
проект (старшая группа)

Якушкина Ольга Николаевна

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yakushkina.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «По экспериментированию»

В старшей группе «Звездочки».

Пояснительная записка.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Паспорт проекта.

Тип проекта: познавательный.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Предметы исследования: Магниты,

Проблемы:

Проблемная задача должна быть понятной, следовательно она должна вызывать интерес, определённые эмоциональные переживания и содержать новизну. Должна быть предоставлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщённый или непосредственно жизненный опыт детей. Проблемная задача должна мотивировать ребёнка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребёнка. Проблемная задача должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребёнка к эмоционально-познавательной деятельности. Предлагает стимулирование активности, инициативы через использование игровых приёмов, вопросов проблемного характера, беседы с элементами дискуссии, упражнений, примера взрослого и детей; обращение к книге и другим культурным источникам, выстраивание гипотезы, проведение опыта, эксперимента.

Цель – развивать познавательную активность детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

подобрать диагностический инструментарий по выявлению интереса к экспериментальной деятельности у детей;

разработать перспективный план по организации экспериментальной деятельности;

воспитывать познавательную активность ребёнка, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;

обеспечить информационное пространство для родителей по проблеме развития активной самостоятельности в экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты.

Для детей:

сформируются навыки исследовательской деятельности;

повысится уровень познавательной активности.

Для педагогов:

повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;

составление перспективного плана деятельности, способствующей расширению знаний об окружающих предметах, их свойствах через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Для родителей:

повышение интереса к проблеме детского экспериментирования;

помощь в создании уголка экспериментирования;

содействие и участие родителей в дальнейшей работе.

План реализации проета в старшей группе «Звездочки»

Этапы

Сроки

Программа действий

Подготовительный

Октябрь

2022г.

Подбор и изучение литературы, диагностика детей, анкетирование родителей по проблеме организации условий для самостоятельного экспериментирования дошкольников, анализ полученных результатов, выявление проблем.

Практический

Октябрь

2022г.

Реализация основного содержания проекта.

Заключительный

Ноябрь

2022г.

Открытое занятии «Лаборатория чудес»

Механизмы реализации проекта

Первый этап.

Подготовительный:

Содержание

Форма деятельности

Повышение собственного профессионального уровня

  • Изучение литературы по теме проекта.
  • Определение цели и задач.
  • Подбор диагностического инструментария для детей, разработка анкет для родителей.

Изучение развития интереса детей к поисковой деятельности

  • Проведение диагностики
  • Разработка перспективного плана по организации экспериментирования с детьми.
  • Подбор необходимого материала, коллекции предметов природного и рукотворного мира, составление картотеки опытов.

Работа с родителями

Анкетирование родителей по теме: «Изучение интереса к экспериментированию детей»

Создание условий в группе

Создание в группе «Центр экспериментирования», пополнение оборудованием и материалами предметно-развивающей среды

Второй этап.

Практический:

Содержание

Форма деятельности

Деятельность с детьми

  • Наблюдение в природных условиях.
  • Проведение опытов, экспериментов с детьми в блоке совместной деятельности педагога и детей по разработанному перспективному плану.

Деятельность с родителями

  • Групповое собрание на тему: «Мастер класс по экспериментированию, что это такое?»
  • Оформление информационного материала по теме: «Познавательные опыты для детей».
  • Индивидуальные консультации с родителями по проблеме

Деятельность с педагогами

Консультация для родителей «Опытно - экспериментальная деятельность детей дома»

  • Открытое занятие для молодых специалистов.

Третий этап.

Заключительный.

Содержание

Форма деятельности

Форма оценивания

Оценка уровня работы с детьми

Диагностика развития интереса детей к экспериментированию.

Диагностика, анализ полученных результатов.

Оценка уровня работы с родителями

Определение уровня заинтересованности к проблеме детского экспериментирования у своих детей.

Анкетирование.

Оценка эффективности в целом

  • Подведение итогов работы.
  • Открытое занятие «Лабораиория чудес»
  • Изучение мониторинга.
  • Презентация.

Преимущества проекта.

Реализация задач по развитию познавательной активности через исследовательские методы обучения.

Участие каждого ребёнка в экспериментальной деятельности.

Готовность родителей действенно сотрудничать и оказывать помощь в создании условий для экспериментальной работы в группе.

Творческий подход педагога.

Возможные ограничения и риски.

Недостаток методической литературы.

Ограничение во времени.

Большая наполняемость групп.

Принципы реализации проекта

  • Принципы развивающего обучения. Обучение ориентировано не только на достигнутый уровень, а всегда опережает его.
  • Принцип систематичности и последовательности предполагает изучение нового материала с опорой на ранее полученное, постепенное повышение требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Принцип воспитывающего обучения. Давать детям не только новые знания, но и формировать правильное отношение к объектам живой и неживой природы, предметам рукотворного мира.
  • Принцип доступности обучения. Данный проект предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовки.
  • Принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний реализуется в проблемном обучении, в том, что дети самостоятельно постигают истины, размышляют, приходят к выводам.
  • Принцип наглядности учитывает особенности восприятия и мышления дошкольников.
  • Принцип индивидуального подхода предполагает организацию работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
  • Принцип безопасности, предполагающий, что используемые педагогом формы и методы обучения будут безопасными для ребёнка.

Ресурсное обеспечение.

Кадровое:

- Воспитатель.

Информационное:

Нормативно-правовая база:

- ФЗ «Об образовании» РФ и ЧР.

- Концепция дошкольного воспитания.

- Концепция о правах ребёнка.

- Типовое положение о ДОУ.

- Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Программно-методическое обеспечение:

- Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

- Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска».

- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование».

Материальное

- Уголок природы в группе.

- Уголок экспериментирования.

- Наглядный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование в проектной деятельности. Проект "Чудеса "Кока-колы" (старшая группа)

В настоящее время  в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.Детское экспериментиров...

Детское экспериментирование в проектной деятельности. Проект "Чудеса "Кока-колы" (старшая группа)

В настоящее время  в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.Детское экспериментиров...

конспект непосредственной образовательной деятельности по теме «Рыбки в аквариуме» (конструирование с элементами аппликации) (старшая группа «Звездочки»)

Образовательная область: художественно – эстетическое, социально – коммуникативное развитие.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое...

Перспективный план работы в старшей группе «Звездочки» по теме «Космос»

Задачи:Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей во Вселенной;Формировать представление о солнце, как источнике тепла и света; о Земле как планете жи...

Перспективный план по работе с родителями в старшей группе «Звездочки» (на весну)

Март1 неделяАктивная форма работы:Выпуск газеты «Доброе слово!» к 8 марта «Мамуличка!»Наглядная информация:Папка: «Природа в поэзии!» (весна).Поздравительная газета.Оформление выставки рисунков, раскр...

Проект в старшей группе «ЗВЕЗДОЧКА» на тему: «Занимательная математика в детском саду»

Проект направлен на решение вопросов развития интереса к игре и к математике. Помимо интересных форм работы с детьми, в проекте предложены описание продуктов творческой деятельности и критерии оценки ...