Детское экспериментирование в проектной деятельности. Проект "Чудеса "Кока-колы" (старшая группа)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

В настоящее время  в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

 К. А. Тимирязев писал: "Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в  сравнении с теми, кто такой школы не прошел"

Знания подчеркнутые не из книги, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

На занятиях по экспериментированию как нигде лучше прослеживается личностно – ориентированная модель отношений между педагогом и детьми. Ребенок, работая самостоятельно, выдвигая свои предложения, гипотезы, проверяя их экспериментаторской деятельностью, работает как маленький ученый. Воспитатель вместе с детьми ищет истину, предоставляя детям самим найти решение проблемы, сделать выводы.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ:

• формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

• развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде ;

• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

• расширение кругозора детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу;

• воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

 

Поэтому в своей работе я использую метод проекта по опытно-экспериментальной деятельности. В последнее время в связи с развитием генной инженерии, широкого использования консервантов, красителей и искусственных вкусовых добавок многие родители стали задумываться о пользе или вреде того или иного продукта для их детей. Детей же в свою очередь привлекают яркие вкусы, красочность упаковки и рекламная кампания данных продуктов. Поэтому возникает ситуация, когда дети не принимают доводы родителей, отказывающих им в покупке, так как это вредно для здоровья.

Цель проекта «Чудеса Кока-колы»:

 исследование вредного влияния “Кока-колы” на организм человека.

Задачи проекта:

·        наблюдать влияние “Кока-колы” на чайный налет;

·        проанализировать взаимодействие “Кока-колы” и ржавчины;

·        изучить действие “Кока-колы” на зубы;

·        исследовать совместимость “Кока-колы” с другими продуктами.

Ожидаемый результат:

Учить детей видеть, что “Кока – кола” разрушает зубы и мясо, в ней много красителей. В “Кока – коле” есть такие вещества, которые разъедают ржавчину и налет от чая. Ее нельзя пить со всеми продуктами. В  “Кока-коле” очень много сахара, который вредит нашему организму. Помочь детям сделать вывод о том, что «КОКА-КОЛА» НЕ БЕЗОПАСНА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!

Мы предположили, что если больше узнаем о влиянии Кока-Колы на наш организм, то сможем для себя сделать правильный выбор: «Пить Кока-Колу или не пить! Кока-Кола: польза или вред?»

Медсестра детского сада Замиралова Инна Владимировна  рассказала, что напитки, подобные Кока-Коле , разрушительно воздействуют на клетки печени, при избыточном применении вызывают ожирение, вредят эмали зубов. Еще она объяснила, что ортофосфорная кислота применяется для травления зубной эмали перед пломбированием зубов.

На этикетке мы нашли состав напитка. Действительно, в состав Колы входит эта кислота и ещё здесь много сахара!

Рецепт Колы был секретным много лет. А исследователи установили, что загадочная добавка, которая придает цвет напитку – натуральный краситель «кармин» или пищевая добавка «кошениль», добываемая из кошенильных червячков.

Нам все больше хотелось узнать «Вредна или полезна Кола? Пить или не пить этот напиток?»

Мы провели ряд опытов.

1-й опыт назвали «Воздействие «Кока-колы» на зубы».

Мы взяли скорлупу куриного яйца. Она содержит много кальция, вещества, которое участвует в строении зубов и костей человека. В крышке вырезали отверстие. Скорлупу закрепили так, чтобы только одна её часть была погружена в Кока-Колу. Другая часть оставалась на поверхности. Наблюдения показали:

•        скорлупа, погружённая в Кока-Колу, потемнела и окрасилась;

•        на ней появились неровности и шероховатости.

Этот эксперимент подтвердил  гипотезу о способности Кока-Колы растворять кальций (зубы, ногти). Употребление Колы в больших количествах может привести к разрушению эмали зубов.

Опыт №2 «Воздействие «Кока-колы» на мясо»

Кусочек мяса замариновался и погрузился в напиток. Затем  потемнел, разбух и покрылся слизью. Напиток поменял свой цвет, и образовал осадок.

Опыт №3 «Воздействие «Кока-колы» на ржавчину»

 Погружаем в Колу ржавый гвоздь. Мы сделали выводы:

•        при погружении  ржавого гвоздя,  жидкость под названием «Кока кола» начала пениться. Когда гвоздь был извлечен, то от ржавчины практически не осталось ни следа. Следовательно, в жидкости под названием «Кока-Кола» есть растворители, которые удаляют ржавчину.

Опыт №4 Воздействие «Кока-колы» на стойкие пятна»

Мы помыли Колой  чашку с чайным пятном. Пятно исчезло.

Опыт №5 В «Кока-коле» очень много сахара.

Мы оставили  немного Колы в блюдце на ночь. Результат: жидкость испарилась, остался тягучий сироп.

Итак, мы узнали, что напиток Кока-Кола очень популярен, его любят во всех уголках земного шара.

А проведя свои исследования, мы можем смело утверждать, что Кока-Кола  отрицательно влияет на здоровье организма.

Гораздо больше пользы для здоровья принесут  натуральные соки.

Активно включились в работу над проектом родители воспитанников. Было проведены анкетирование и опрос  «Знаете ли вы о вреде «Колы»?»,  конкурс  рисунков «Вредное влияние “Кока-колы” на организм человека», консультация медицинского работника на тему «Влияние “Кока-колы” на организм человека».

В результате дети наглядно увидели, что «КОКА-КОЛА» небезопасна для здоровья.

По окончании экспериментов мы сделали фотографии и издали газету о результатах опытов. Затем дети с газетой посетили  подготовительную группу и объяснили, почему же «Кока-Кола» вредит организму.

Таким образом, освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование в проектной деятельности. Проект "Чудеса "Кока-колы" (старшая группа)

В настоящее время  в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.Детское экспериментиров...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Экспериментирование в проектной деятельности, как метод развития самостоятельности и познавательной активности» / консультация для воспитателей/

«Экспериментирование в проектной деятельности, как метод развития самостоятельности и познавательной активности»/  консультация  для  воспитателей/...

Детское экспериментирование в проектной деятельности

Материал предназначен для воспитателей детских садов. В статье представлен опыт работы по экспериментированию с дошкольниками в проектной деятельности....

Проектная деятельность «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в средней группе

Проектная деятельность «Детское экспериментирование  — путь к познанию мира» в средней группеПроектная деятельность «Детское экспериментирование  — путь к позна...

Консультация для родителей «Формирование знаний у детей дошкольного возраста через экспериментирование и проектную деятельность»

Дошкольники- прирожденные исследователи, это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возр...

Детское экспериментирование в проектной деятельности.

Внедрение в активную практику системы работы по экспериментированию дошкольников через проектную деятельность....