Сообщение "Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игры"
учебно-методический материал

Клишина Валентина Викторовна

Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка.Развитию нравственно-волевых качеств способствует систематическое проведение различных подвижных игр с соблюдением правил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр

Как научить ребенка не бояться трудностей, соблюдать очередность в совместной деятельности, не мешая другим, делиться игрушками и помогать сверстникам?

Конечно, с помощью игр – и, в первую очередь, подвижных игр с правилами.

Проводить их следует с учетом уровня волевого и нравственного развития дошкольников,

переходя от простых совместных «догонялок» к играм, предполагающим определенную ролевую позицию, требующим от ребенка умения выполнять в движении

игровую задачу и считаться с чужими интересами.

(СМИРНОВА Е.О., профессор, д-р психол. наук, руководитель

Московского городского центра психолого-педагогической

 экспертизы игр и игрушек МГППУ)

Формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. Развивать нравственно-волевые качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте. К ним относятся:

  • способность не пугаться трудностей;
  • умение мобилизовывать свои усилия для достижения цели;
  • умение соблюдать очередность, не мешая другим;
  • готовность делиться игрушками;
  • делать приятное сверстникам, помогать им.

О неразвитости или деформации нравственно-волевой сферы личности могут свидетельствовать некоторые отклонения в поведении дошкольника, которые становятся наиболее очевидными в определенных ситуациях.

Так, например, адаптация к условиям пребывания в ДОО — важный момент в жизни ребенка. Каждый дошкольник проживает этот период по-своему. Одни дети довольно быстро осваиваются в новой обстановке, другие долгое время бывают растеряны, испуганы или же агрессивны, некоторые открыто сопротивляются указаниям взрослого, кричат и капризничают, требуя выполнения своих желаний.

Чаще всего это происходит вследствие неправильного воспитания в семье, когда ребенка либо очень балуют, постоянно опекая, либо позволяют делать все, что ему захочется, либо, наоборот, сковывают свободу бесконечными запретами и угрозами наказания. Не менее вредны и противоречивые требования к ребенку со стороны разных членов семьи.

Важной задачей воспитателя является преодоление этих негативных проявлений, которые наносят вред и ребенку, и окружающим его людям. Нельзя ограничиваться лишь беседой с родителями. Гораздо важнее организовать деятельность дошкольника таким образом, чтобы поведение его перестроилось. Деятельность, которая приносит ребенку удовольствие, способствует его воспитанию значительно больше, чем прямые требования исправиться, слушаться взрослых.

Развитию нравственно-волевых качеств способствует систематическое проведение различных игр и, прежде всего, подвижных игр с правилами. Они создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха, кроме того, стимулируют доброжелательные отношения со сверстниками. Игры формируют согласованность движений, которая является средством достижения игровой цели, способствуют повышению активности сознания дошкольника, что, безусловно, сказывается на его поведении.

В качестве примера в приложении представлены игры, направленные на развитие у детей нравственно-волевых качеств.

Организовывать их следует в порядке возрастания сложности обучающей задачи, причем каждая игра является ступенькой последовательного волевого и нравственного развития. Например, такие игры, как «Догонялки» и «Лохматый пес», учат дошкольников преодолевать нерешительность, робость, страх перед новым, неизвестным. Помогает им в этом поддержка сверстников. Так, держась за руки, дети все вместе направляются к «опасной черте». Эмоциональный подъем, который они испытывают при этом, также является опорой для преодоления страха.

В последующих играх дети действуют уже не одновременно, а небольшими группами, по очереди. Чтобы получить активную роль, теперь приходится немного подождать, что приучает дошкольников считаться не только с собой, но и с другими. Действие по сигналу требует от ребенка еще больших усилий, ведь нужно уметь сдерживать себя. Опорой для такого произвольного поведения в играх становятся роль и воображаемая ситуация, а средством выполнения игровых задач — движение.

Игры «Пустое место» и «Кто раньше дойдет до флажка?» содержат элементы соревнования, что требует от ребенка мобилизации своих усилий.

В более сложных играх («Ай, гу-гу», «Салочки-выручалочки», «Я принес тебе подарок») дошкольники учатся помогать сверстникам и делать приятное друг другу. Иногда приходится отдавать другому то, что нравится самому, — а это очень непросто, особенно детям младшего дошкольного возраста.

Взрослому нужно создать во время игры такую обстановку, чтобы удовольствие, получаемое ребенком от своего доброго поступка, побеждало другие чувства. Таким образом, выполняя по очереди разные привлекательные действия и наблюдая за другими, дети учатся оценивать их, замечать ошибки сверстников. На этой основе возникает умение анализировать и свои действия.

Рассмотрим это на примере одной игры.

Игра «Ай, гу-гу!» (вариант народной игры)

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Эта игра отличается от игры «Лиса и гуси» лишь тем, что помощь друг другу дети оказывают уже индивидуально и по собственному побуждению.

Описание игры.

Воспитатель рассаживает детей на стулья. Переходя от одного ребенка к другому, он говорит: «Иду, иду, иду, дружка себе найду!» Затем останавливается перед одним из воспитанников. «Хочешь играть со мной? - спрашивает он. — Тогда пойдем вместе.»

Воспитатель берет ребенка за руку, и они вместе идут дальше, говоря: «Идем, идем, идем, дружка себе найдем!» Постепенно педагог собирает в одну цепочку всех игроков. Последнего ребенка он просит остановиться, не отпуская руки соседа, потом подходит к нему и замыкает круг. Затем воспитатель проговаривает текст и просит участников повторять за ним движения, наглядно объясняя таким образом содержание игры:

Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу,
Не кружися на лугу.
(Дети ведут хоровод вправо и с последним словом слегка приседают.)
На лугу-то лужица.
(Держась за руки, идут влево.)
Голова закружится.
(Слегка приседают.)
Ой, вода! Ой, вода!
(Опускают руки, поворачиваются лицом к центру.)
Вот беда так беда!
(Берутся руками за голову и качают головой.
На последнем слове поворачиваются спиной к «луже».)

Прыг-скок, прыг-скок.
(Делают несколько прыжков от центра и останавливаются.)
Прыгал, прыгал и скакал,
Прямо в лужицу попал!
(С последним словом приседают, «попадают в лужу».)

Воспитатель подходит к любому ребенку, берет его за руки и помогает выскочить из «лужи». «Спасенный» воспитанник может по собственному желанию таким же образом помочь любому из игроков «выскочить из лужи». Так дети вместе с воспитателем «спасают» всех, и игра начинается сначала.

Правила игры.

  • движения необходимо выполнять в соответствии с проговариваемым текстом, вовремя переходить от одного движения к другому;
  • разрешается помогать любому игроку, по собственному выбору.

Советы воспитателю.

Своеобразное начало игры поможет педагогу создать непринужденную обстановку в группе, обратиться к каждому ребенку и пригласить его принять участие в совместном действии. При повторении игры в этот же день можно опустить ее вступление. Однако такое приглашение, настраивающее детей на общую деятельность, очень важно, т. к. дает каждому дошкольнику возможность почувствовать внимание и доверие сверстников, понять, что он является равным среди них. Необходимо постараться провести игру живо, весело, непринужденно. Раскованное, эмоциональное поведение воспитателя послужит для детей примером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. Развивать нравственно- волевые качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте. К ним относятс...

«Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр» март

laquo;Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр» март...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие нравственно – волевых качеств дошкольников посредством игр».

Формирование нравственно - волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. Деятельность, которая приносит ребёнку удовольствие, способству...

Развитие нравственно- волевых качеств дошкольников посредством игр.

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка....

"Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр"

Дошкольное детство уникальный период жизни ребенка – это время, когда закладываются основы личности, вырабатывается произвольность психических процессов, развивается творчество, активность и ини...

Консультация для педагогов на тему «Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр»

laquo;Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр»...