Игровая деятельность, как средство социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО.
статья (младшая группа)

Перцевая Татьяна Александровна

В статье обоснована актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей через организацию игровой деятельности. Раскрываются задачи социально-коммуникативного развития дошкольников, решение которых направлено на развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровая деятельность20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность, как средство социально-коммуникативного развития дошкольников  в условиях ФГОС ДО.

 В статье обоснована актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей через организацию игровой деятельности. Раскрываются задачи социально-коммуникативного развития дошкольников, решение которых направлено на развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности.

 Коммуникативная деятельность, игровая деятельность, всестороннее развитие, образование, формирование.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников».

Социально-коммуникативное развитие – это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей.

Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников по ФГОС состоят в следующем:

  • Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, навыков доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  • Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
  • Развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет пять направлений развития и образования детей:

  – социально-коммуникативное развитие;

  – познавательное развитие;

 – речевое развитие;

 – художественно эстетическое развитие;

 – физическое развитие.        

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает, что в сложном процессе вхождения в мир людей , ребенку  необходима  квалифицированная  помощь.  Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на современном этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование. Современному обществу требуются инициативные  молодые  люди, способные  найти «себя» и своё место в жизни, которые восстановят  русскую духовную культуру, нравственно стойкие,  адаптированные в социуме, способные  к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром в последнее время становится особо актуальной. Этот факт находит отражение в основных федеральных документах: ФГОС ДО,  Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации, в «Конвенции о правах ребенка». Являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.  Таким образом,  в предполагаемой деятельности по нашему мнению следует  опираться на целевые ориентиры по ФГОС ДО:

  1  инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности  – игре, общении, конструировании и др.;

  2  уверенность ребенка в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим;

  3 активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх;

  4 способность договариваться, учитывать интересы и чувства других;

  5 владение ребенком различными формами и видами игры;

 6 понимание устной речи и возможность выражать свои мысли и желания.

Исходя из этого, мы остановимся более подробно на игровой и коммуникативной деятельности детей.

 Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат. По мнению А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собственного социально-культурного потенциала, развивает игровое самосознание .

   По мнению А.Н. Леонтьева игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение трудно досягаемой для него действительности. В играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у детей. Отражая в игре события окружающего мира, дошкольник как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все то, что воображает в игре.  Совместная деятельность со взрослым является своего рода школой передачи социального опыта.  

 До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой. Игра обладает мощными развивающими характеристиками, она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения,  игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки.

С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет, и культуре мира.

Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности, в процессе игры ребенок активно общается со сверстниками- это значительно расширяет его умение общения. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким - либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.  

 Игра требует решения новых, постоянно усложняющихся  задач поэтому в ходе игры развивается и умственная деятельность ребенка. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры. Что важно в игре? То, что условия игры предлагают предметы, замещающие реальные элементы жизни. Такой «замещающий» предмет становится опорой для мышления ребенка и помогает ему правильно мыслить о реальном предмете. Это готовит ребенка к мышлению в плане представлений. Участие в различных играх учит ребенка принимать другую точку зрения, вникать в сложности других участников игры. Конечно, это зависит от вида игры, но большинство игр, в которые играют дети, учат их рефлексии. Рефлексия как способность человека анализировать свои собственные действия и соотносить их с действиями других людей – необходимый элемент жизни в человеческом сообществе. Следовательно, развитие рефлексивного мышления у ребенка, в какой - то мере гарантирует ему свободное оперирование своим поведением.      Для ребенка особое значение, имеют игры подвижные, ролевые, и, конечно, дидактические, хотя и остальные виды игр находят свое место в их жизни. Также большое значение в социально-коммуникативном развитии дошкольников  имеет народная игра, которая отражает быт и традиции, моральный кодекс, эстетические воззрения, ментальность различных народов и передается из поколения в поколение. Народными называются как собственно игры, так и различные виды спорта, которые имеют развлекательную основу и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства. Классификация народных игр отражает как специфику региональной культуры, так и особенности игры как средства воспитания и развития. Выделяют обрядовые игры  (культовые, семейные, сезонные),  тренинговые игры  (интеллектуальные, сенсорно-моторные, адаптивные),  досуговые  игры (игрища, тихие, забавляющие, развивающие).  Основу образовательной работы с детьми составляют следующие принципы систематизации народных игр:

 А) принцип ориентировки на ведущие идеи народной педагогики;

 Б) принцип разнообразия и вариативности народных игр;

 В) принцип систематичности и последовательности;

 Г) принцип учета возрастных и индивидуальных национальных особенностей;

 Д) принцип взаимосвязи содержания народных игр с региональной культурой;

 Е) принцип активизации игровой культуры взрослых .

Итак, игровая деятельность помогает дошкольникам осваивать способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучает к соблюдению элементарных правил поведения; развивает умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье. Также следует помнить, что результаты социально-коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности. Таким образом, социально-коммуникативное развитие дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО  по нашему мнению является эффективным и способствует динамике развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников.

         

ЛИТЕРАТУРА 1. Бабунова, Е. Особенности социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития дошкольников / Е. Бабунова, С. Багаутдинова, С. Обухова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №12. – С. 25-26. 2. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М., 1981. – 584 с. 3. Культурно-досуговая  деятельность : учебник / под ред. акад. А.Д. Жаркова, проф. В.М. Чижикова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"

«Театрализованная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников »....

Волонтерская деятельность как средство социально -коммуникативного развития в условиях внедрения ФГОС ДО.

Настоящая статья раскрывает один из видов волонтерской деятельности в ДОУ   -  социальную акцию: цель, этапы, перспективный план организации социальных акций в ДОУ, итоговый продукт....

Продуктивная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников.

Продуктивная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников.     Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отно...

Методическая работа в МАДОУ по направлению "Игровые технологии как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении - это комплекс мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта, направленный на всестороннее повы...

Рабочая программа по социально - коммуникативному направлению: ОБЖ в условиях ФГОС ДО "Азбука безопасности"

   В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовит...

консультации для воспитателей «Театрализованная деятельность – как средство социально-коммуникативного, эмоционального итворческого развития дошкольников»

Цель: Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования различных видов театра в воспитании и развитии детей.Задачи:1. Выявить представления воспитателей о...