Дополнительная программа по экологии для детей младшей группы "Эколята - дошколята"
рабочая программа (младшая группа)

Рыжова Оксана Анатольевна

Актуальность программы заключается в формировании у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу, развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_ekologii.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №6 «Дубок»

Принято на заседании                                                 Утверждаю

Педагогического совета                                                 Заведующий МДОУ

Протокол №    ----- от    ------------ 2022г                                 «Детский сад

                                                                        общеразвивающего вида

                                                                        №6 «Дубок»

                                                                         ------------ --- Кудрявцева М.В.

                                                                        приказ № ---------- от  --------------- 2022г

Дополнительная программа по экологии

для детей младшей группы

«Эколята - дошколята»

Разработала:

воспитатель

высшей категории  

О. А. Рыжова

П. Кировский

2022г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  1. Направление программы
  2. Актуальность программы
  3. Взаимодействие с социумом
  4. Цель, задачи, принципы реализации программы
  5. Возрастные особенности детей 3-4 лет
  6. Характеристика особенностей познавательно-исследовательской деятельности детей
  7. Объем знаний (неделя/месяц)
  8. Содержание программы
  9. Методы, средства
  10. Планируемые результаты освоения программы

Диагностика освоения программы

  1. Организационный раздел
  1. Учебный план
  2. Тематический план
  3. План досуговых мероприятий
  4. Взаимодействие с семьями воспитанников
  1. Методические материалы
  2. Кадровые условия программы
  3. Материально – техническое обеспечение

  1. Пояснительная записка

В программе дополнительного образования представлены содержательные линии воспитания и образования детей. При разработки данной программы использованы следующие нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон «Об образовании» (от 29.12.2012г №273 – ФЗ)
  2. Постановление главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детском саду»
  3. Приказ Минобрнауки России от 13.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  4. Устав ДОУ (Приказ министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»)
  5. Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения «МДОУ ДС №6 «Дубок»

Программа разработана на основе экологической программы

С. Н. Николаевой «Юный эколог».

        

  1. Направление программы

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентирования в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.

  1. Актуальность программы

Данная программа включает в себя развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов.

Благодаря включению детей в освоение данной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красоту природы.

Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Новизна этой программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического воспитания дошкольников

  1. Взаимодействие с социумом

- «Лотошинский краеведческий музей»  

Оказание консультаций и организационной поддержки

- Организация совместных праздников, мастер-классов

- Тематические экскурсии

  1. Цель, задачи, принципы развития

Цель:

Формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

- подвести к понятию, что взрослые и дети часть природы

- развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, находить причино – следственные связи

- уважительное отношение к результатам детского творчества

- воспитание правильного поведения в природе

При разработке занятий отбираются интересные темы, сюжеты, которые могли бы завлечь ребенка. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса, помогают активизировать память, внимание, мышление, речь, развитие воображения.

Принципы:

Программа разработана с учетом познавательных технологий.

 - Принцип доступности – обучение ребенка в доступной, соответствующей возрастной форме: игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций

- Принцип гуманизма – индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка

- Принцип деятельности – развитие мелкой моторики осуществляемой через лепку, аппликацию

- Принцип интеграции – взаимодействие всех образовательных областей

- Принцип системности – решение поставленных задач в системе кружковой работы

  1. Возрастные особенности детей 3-4 года

Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Возрастные особенности детей 3–4 лет предполагают переход на новый уровень взаимоотношений взрослого и ребенка. Малыш радуется непривычному игровому познавательному опыту. Ему требуется больше эмоционального общения со взрослым, во время которого он может получить опыт межличностных отношений. Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка. Важно показать малышу, что его достижения заметили, его успехам рады.

Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту.

Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми носят нестабильный характер. Только в общении малыши могут получить необходимую информацию о мире, людях. Любознательность этого возраста помогает развитию элементарных суждений, высказываний.

Осознание собственного «я», сотрудничество со взрослым поможет малышу справиться с новыми возможностями и желаниями. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я — сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми.

Возрастные особенности детей 3–4 лет позволяют постепенно перейти к более взрослым формам обучения. Это момент, когда во время игровой деятельности следует подвести детей к самостоятельным активным действиям.

Возрастные особенности детей 3–4 лет формируют предпосылки к дальнейшей учебной деятельности. Младшие дошкольники с помощью взрослого осваивают элементы и правила коллективных, индивидуальных игр. Это способствует развитию взаимоотношений, становлению личности ребенка, формирует познавательную и творческую активность.

  1. Характеристика особенностей познавательно – исследовательской деятельности в мире природы детей 3-4 лет

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Познавательная направленность ребенка позволяет ему черпать различные сведения из окружающей действительности о тех или иных явлениях действительности, с которыми он сталкивается на каждом шагу.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

  1. Объем знаний

Количество занятий в неделю – 1 занятие во вторую половину дня,

в год – 36 занятий.

Длительность занятий в соответствии с возрастными особенностями и требованиями СанПиН для младшей группы – 15 минут.

  1. Содержание программы

Программа составлена с учетом интеграции по образовательным областям.

«Речевое развитие» - использование на занятиях художественного слова:

- скороговорки;

- чистоговорки;

- потешки;

- рассказывание сказок.

«Физическое развитие» - использование физкультминуток, динамических пауз, гимнастики для пальчиков, глаз.

«Художественно – эстетическое развитие» (музыкальное развитие) – использование поделок в оформлении к празднику, музыкального оформления для создания настроения и понимания образа.

«Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим) – расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим миром.

  1. Методы и средства

Форма работа с детьми – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Методы работы:

Игровые

- сюрпризные моменты, игровые ситуации

- пальчиковые гимнастики, физкультминутки

- беседы с элементами диалога

- рассказ воспитателя

Наглядные

- экскурсии, целевые прогулки

- наблюдения

- показ сказок

             - рассматривание иллюстраций, картин

             - проведение дидактических игр

- показ способов действия с инструментами и материалами

- предъявление наглядных пособий

Словесные:

- загадки, стихи

- анализ выполненных работ

- объяснение способов действий

Практические:

- организация продуктивной деятельности детей

- оформление гербария растений, плодов

- постановка сказок

- изготовление с детьми наглядных пособий

- индивидуальный подход к детям с учетом их возрастных особенностей.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- проведение выставок детских работ

- проектная деятельность

  1. Планируемые результаты освоения программы  

- Знать и называть некоторых домашних и диких животных

- Наблюдать за растениями, зверями, птицами

- Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире

- Правильно взаимодействовать с окружающем миром

                  Диагностика освоения детьми программы

Педагогическая диагностика в рамках программы осуществляется педагогами два раза в год: начальное обследование и итоговое обследование. Оценка производится по 3-х бальной системе.

1 балл – ребенок не справляется с заданием, не отвечает на поставленный вопрос

2 балла – ребенок имеет первоначальное представление; затрудняется назвать отличительные особенности, требуется помощь взрослого

3 балла – ребенок имеет первоначальные представления; называет особенности без посторонней помощи.

  1. Организационный раздел  
  1. Учебный план реализации кружковой деятельности в младшей группе МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Дубок»

С детьми младшей группы проводится с сентября по май 1 занятие в неделю продолжительностью 15 минут.

Регламент длительности нагрузки согласно СанПиН 2.4.1.3049 – 13

  1. Тематический план

Месяц

Тема ОД

Цель ОД

Дата проведения

Сентябрь

НОД «Вода – водичка»

Уточнить представления детей о том, что вода важна для всего живого.

Формировать знания детей о значении воды в жизни человека.

Экспериментирование

«Погодные явления. Дождь»

Систематизировать знания детей об изменениях в неживой природе, погодных явлениях.

Октябрь

НОД

«Овощная корзина»

Уточнить представления о внешнем виде овощей и фруктов, учить различать по внешнему виду и вкусу

Пластилинография

«Осеннее дерево»

Формировать умение наблюдать явления природы

Ноябрь

Дидактическая игра

«Синичкин день»

Учить детей узнавать и называть синицу, воробья.

Познакомить с особенностями поведения

НОД

«Домашние животные»

Закрепить и расширить знания о домашних животных и их детенышах.

Учить отличать взрослое животное от детеныша

Декабрь

Наблюдение

«Елочка – колючая иголочка»

Учить узнавать елку, ее характерные особенности

Наблюдение

«Снежный хоровод»

Учить детей наблюдать явления природы – снегопад

Январь

НОД

«Кто в лесу живет»

Познакомить с животными, живущими в лесу – заяц, волк, лиса – называть отличительные признаки

Экспериментирование

«Посадка лука»

Уточнить представление о луковице (круглая, желтая, есть корешки, вершки)

Формировать навык посадки: поместить в лунку, присыпать землей и полить

Февраль

НОД

«Зимняя сказка»

Закрепление знаний детей о зиме

Экспериментирование

«Сказка на окне»

Вызвать интерес к выращиванию огорода на окне

Учить создавать ситуацию опыта

Март

Опытническая деятельность

«Лаборатория добрых дел»

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности

Игры с мыльными пузырями, опыты с водой, воздухом

Дидактическая игра

«Березка весной»

Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по признакам

Знать особенности ели, березы

Апрель

НОД

«Насекомые»

Познакомить с насекомыми

Закрепить знания частей тела: голова, туловище, лапки, усики

Аппликация

«Божья коровка»

Уточнить представления о внешнем виде

Май

Наблюдение

«Одуванчик»

Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности

Отметить отличительные признаки одуванчика

Экспериментальная деятельность

«Свойства песка»

Познакомить со свойствами песка

Уточнить правила безопасности при проведении эксперимента

  1. План досуговых мероприятий

Месяц

Тема мероприятия

Название

Цель

Сентябрь

Диагностика детей

Диагностические наблюдения за детьми с целью их потенциальных возможностей.

Октябрь

Выставка поделок из природного материала

«Чудеса из леса»

Формировать у воспитанников эстетическое отношение к природе

Развивать совместное творчество детей, родителей и педагогов ДОУ

Побуждать родителей к активному участию в жизни детского сада

Осенний праздник

«Урожайный нынче год»

Закреплять знания детей о фруктах и овощах.

Выразительно произносить стихотворный текст.

Развивать творческое воображение.

Доставить детям радость.

Досуг

«Расскажем Маше о фруктах»

Расширять представление об осени, о дарах осени.

Ноябрь

Драматизация сказки

«Репка»

Формировать основы ЗОЖ.

Формировать доброжелательное отношение, оказывать помощь другу.

Декабрь

Выставка поделок

«Веселые снеговички»

Создать условия для развития познавательных , исследовательских и творческих способностей Приобщить родителей к творчеству

Досуг

«Елочка – красавица»

Погрузить детей в атмосферу праздника и сказки.

Развивать элементы театрализации.

Отличия живой елочки от искусственной.

Январь

Театр сказки

«Колобок»

Формировать познавательный интерес к обитателям леса.

Уточнить, расширить и закрепить у детей представление о жизни диких животных в лесу, учить называть их.

Посадка огорода на окне

«Чипполино и его друзья»

Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений.

Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. 

Февраль

Наблюдение за снегом

Игра - опыт

«Раз снежок, два снежок»

Наблюдение за снегом в оттепель

Поддерживать познавательную активность, инициативность.

Март

Выставка поделок

«Весеннее настроение»

Развитие совместного творчества детей, родителей и педагогов ДО.

Формирование у воспитанников эстетического отношения к природе

Апрель

Выставка поделок из бросового материала

«Космос»

Развитие творческой активности через совместное творчество детей и родителей. Обогащение знаний детей о космосе. 

Досуг

«День Земли»

Формировать представление о многообразии природного мира.

Доставить детям радость от участия в общем празднике

Май

Высадка цветов в цветник

«В гости к Фее цветов»

Вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране, воспитывать бережное отношение к труду людей

  1. Работа с родителями

В рамках реализации программы большое значение придается взаимодействию с родителями в области экологического воспитания

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей через опытно-экспериментальную деятельность мы используем традиционную форму.

Экологическому просвещению родителей способствует оформление экологического стенда

На нашем стенде мы размещаем:

Консультации «Экологическое воспитание в семье», «Прогулки в природу – основа здоровья ребенка», «Птичья столовая»

Памятки «Правила поведения в природе», «Как подкармливать птиц», «Как сохранить воздух чистым»

Папки – передвижки «Животные в доме», «Все ли мы знаем о лесе», «Здоровье без лекарств», «Комнатные растения»

  1. Материально – техническое обеспечение реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо соответствие дидактического материала и технического оборудования:

- тематическая подборка демонстрационного и раздаточного материала

- коллекция образцов камней, ракушек, шишек

- учебная доска, мел

- гербарий растений, плодов

  1. Кадровые условия реализации программы

Работу по реализации программы «Эколята - дошколята» осуществляют воспитатели и помощник воспитателя младшей группы. К проведению итоговых мероприятий (праздник, развлечение, досуг) привлекается музыкальный руководитель

  1. Список литературы:

С. Н. Николаева

«Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог», 2010г, Москва, «Мозаика-синтез»

С. Н. Николаева

«Экологическое воспитание младших дошкольников», 2020г, Москва, «Мозаика-синтез»

Т. В. Ковригина

«Комплексные занятия», Волгоград, Изд. «Учитель», 2010г

А. Н. Малышева

«Аппликация в детском саду», 2006г, Ярославль, «Академия развития»

Д. Н. Колдина

«Аппликация с детьми 3-4 лет», 2007г, Москва, «Мозаика-синтез»

М. В. Карпеева

«Формирование целостной картины мира» игровые технологии, 2016г, Москва, «ЦПО»

Е. А. Ульева «Раскрашивание, аппликация, лепка»,2015г, Москва, ООО «Вако»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной кружковой деятельности «Маленький Эколог» для детей младшего дошкольного возраста

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экол...

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"для детей 4-5 лет

Цель программы: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2...

Программа кружка дополнительного образования «Юный эколог» для детей 3-5 лет МБДОУ Ремонтненский д.сад «Родничок» средней разновозрастной группы №4 « Семицветик

Цель и задачи программыЦель дополнительного образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окруж...

«Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска»

laquo;Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения &laqu...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностикина начало и конец 2020-2021 у...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностикина начало и конец 2020-2021 у...