"Ребёнок - манипулятор"
консультация

Чернова Анна Валентиновна
Консультация для родителей. Если ваш ребёнок часто пытается добиться своего с помощью слез, истерик, обмана,уделите время и прочитайте данный текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей 18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Ребенок-манипулятор».

Подготовила Чернова А.В.

Ребенок — по природе манипулятор. Но не коварный, хитрый и рассудительный, а просто — беззащитный, неспособный сам о себе позаботиться и бесконечно зависимый от взрослых. Но уже годовичок способен понять, каким поведением и чего можно добиться от уставшей и эмоционально-нестабильной мамы и что не «пройдет» со спокойным и требовательным папой. Он кричит, рыдает в 3 ручья, закатывает истерики, обижается. А «кризисный трехлетка» вполне сознательно играет на нервах, говорит, что не любит вас, что уйдет из дома: шантажирует, угрожает, притворяется, обманывает, пытаясь достичь неких целей: ребенок манипулирует родителями! Если же: в воспитании активно участвуют бабушки (причем их педагогические методики не совпадают с родительскими); ребенок воспитывается отчимом или, наоборот, является «наследством от 1 брака», редко видит папу и испытывает недостаток мужского внимания; по любой причине родители испытывают чувство вины перед ним (он некрасив, у него мало друзей, плохо учится, часто болеет и т. п.) и он об этом догадывается или знает; мама и папа «перегибают воспитательскую палку» : непомерно часто наказывают, много запрещают, угрожают, не дают самостоятельности, свободного времени и места — загоняют в рамки. — ребенок просто вынужден манипулировать взрослыми.

Способы  манипуляции которыми с успехом пользуются дети и подростки, практикуя их на родителях.

Ложь, всегда практиковалась и практикуется, как средство манипуляции. Дети часто используют ее, чтобы скрыть что-то. Вот несколько наглядных примеров: малыш разбивший вазу, обвиняет во всем не уклюжую кошку; школьник, чтобы не сидеть часами над надоевшими домашними заданиями утверждает, что ничего не задавали; подросток, зная, что его не отпустят гулять допоздна, обещает вернуться скоро. Если ваше чадо частенько использует этот метод, то, возможно, вы слишком строги по отношению к нему, часто ругаете, повышаете на него голос.

Умолчание, утаивание правды. Некоторые дети, наиболее честные, берут на вооружение этот способ, применяя его как альтернативу обману. Молчание – не ложь, думают они. Если вся утаиваемая правда все же становится известной, то на этом месте рождается отговорка. Что-то типа, «забыл сказать»«не посчитал это важным» и прочие. Родителям следует больше уделять времени своему «молчуну», налаживать доверительные отношения.

Отговорка – один из самых используемых способов, как показать себя не виновным. Придумывая себе оправдание, ребенок-манипулятор вводит взрослых в заблуждение, при этом сам порой искренне верит в сказанное.

Осуждение. В этом случае действует принцип «лучшая защита – это нападение». Дети начинают обвинять своих родителей в случившемся. Практикуют они этот способ только на мягких по характеру людях, которых можно вогнать в чувство вины, по средствам психологического воздействия. Часто жертвами осуждения становятся мамы. Попадая в такую психологическую ловушку, родители должны быть тверды, настойчивы, строги. Объясните ребенку, что он ведет себя не по совести, нельзя незаслуженно обвинять, кого бы то ни было, тем более близких ему людей.

Это были средства манипуляции, которые используются детьми как защита от упреков родителей. Если они имеют место быть, значит, на то есть свои основания. Это показывает на отсутствие доверия между родными, взаимная нетерпимость, непонимание.

Следующая поведенческая группа направлена на получение желаемого. Речь идет главным образом о получении вещественного, материального содержимого. Любой ребенок жаждет новую игрушку (даже если имеющиеся девать некуда, стильную одежду, навороченный телефон, велосипед, ноутбук и прочее и прочее. Все это можно понять. Но иногда бывают совсем другие, более важные, фундаментальные планы по расходованию финансов. Сложно бывает это объяснить молодому поколению. А, может, мы просто не пытаемся этого сделать? Зато дети ищут и находят способы, как получить то, чего хотели.

Лесть. Чадо действует по принципу «подлизы» всячески нахваливая маму или папу, используя при этом ласковые слова, признания в любви, объятья, поцелуи. Как говорится, ласковое слово и кошке приятно. Родители прекрасно понимают, что ребенок не просто так выражает свои чувства, но устоять перед такими нежностями бывает сложно. Таким образом, дети получают желаемое.

Повиновение. Не каждый подросток использует этот метод. Дело в том, что для получения желаемого, как правило, уходит много сил и времени. Но если цель оправдывает средства, а родители ценят послушание и дисциплину, то этот способ манипуляции работает эффективно.

Ультиматум. Проявляется он в настойчивых требованиях, шантаже, истерике, плаче, обидах. Этот способ манипуляции доступен детям, которые даже не умеют говорить. Наверняка веем понятно слово «выревел», то есть добился чего-то одними слезами. Как все просто оказывается, так же думают и дети, продолжая пользоваться этим средством. Если лесть и повиновение воспринимаются взрослыми с радостью, то ультиматумы, наоборот, доставляют много неудобств, негативных эмоций, могут испортить отношение между родителями и детьми.

Обратите внимание, многими из этих видов манипулирования людьми пользуетесь вы сами! А многому дети учатся от своих родителей.

Помните, что манипулирование, как бы это парадоксально ни звучало, вредно для самого ребенка, поскольку он усваивает определенную модель поведения, в которой требуется минимум усилий для достижения цели посредством шантажа, достижение своих целей посредством другого человека. Поэтому, чем раньше Вы начнете работать с ребенком-манипулятором, тем лучше для развития ребенка.

Итак, с причинами все понятно, но если в вашей семье подрастает ребенок-манипулятор, что делать? Самое главное: старайтесь удовлетворять все «насущные» потребности малыша. Проводите с ним вместе время, беседуйте, интересуйтесь его переживаниями, горестями, мечтами. Водите на экскурсии, гуляйте в парке, обнимайте, не «кормите завтраками» и обещаниями, которые не выполняются!

Если следовать следующим правилам, то можно сократить частоту и снизить риск возможного манипулирования.

-Не манипулируйте детьми. Оказывая на них психологическое воздействие, вы даете им пример для подражания, заставляете тем самым искать ответные способы психологической защиты.

-Станьте для ребенка не просто родителями, а друзьями. Заслужите его доверие к вам, общайтесь на равных, помогайте советом и делом, будьте терпимы, сдержаны и открыты.

-Не ругайте детей по пустякам. Скандалы на пустом месте могут породить обман, недоверие.

-Четко расставьте границы дозволенного и объясните, как поступать нельзя. Никогда не позволяйте переступать их.

-Честно признавайте свои ошибки, просите прощения, если виноваты.

-Учитывайте мнение детей, но объясните им, что окончательное решение принимаете вы, и оно не подлежит пересмотру и изменению. Ребенок-манипулятор начинает психологические атаки тогда, когда понимает, что вы от них не можете защититься. Но пугаться этого не стоит, всех людей в той или иной степени можно считать манипуляторами. Важно вовремя распознать психологическую ловушку. Тогда больше шансов обойти ее стороной.

- Следует определить список разрешенных и запрещенных вещей. И придерживаться установленного правила.

-Не давайте поводов для зависти, конфликтов, не ущемляйте детскую самооценку. Манипуляторы обычно — глубоко несчастные люди. Озлобленные, недолюбленные, не умеющие общаться на равных и достойно проигрывать;

-Поддерживайте в семье доброжелательную атмосферу, не скандальте при детях, старайтесь держаться одного воспитательного направления, не принижайте авторитет друг друга, не обвиняйте и не противопоставляйте «правильных» и «неправильных» родственников;

- Не поддавайтесь на явные манипуляции! Всегда давайте понять ребенку, что «раскусили» его цель. Не стоит ругаться, наказывать, называть малыша интриганом и подхалимом, лицемером и т. п. Спокойно, но твердо пресекайте попытки манипулировать вами. Объясните, что всего можно добиться прямым и честным путем, что «настоящие мужчины» не притворяются больными с целью совместного сна или нового гаджета, а девочкам-«принцессам» не всегда стоит брать пример с мультипликационной «Маши» и требовать от родителей исполнения всех желаний;

-«Сказкотерапия», чтение «правильных» (поучительных, специально подобранных) детских книг с примерами поведения главных героев, подобными вашему семейному манипулятору и собственная родительская фантазия помогут избавиться от неприятных качеств характера ребенка.

Совет: старайтесь быть достойными примером своему потомству! Не занимайтесь эмоциональным шантажом по отношению к супругу, родителям, окружающим. Не стройте интриг на работе, не манипулируйте чужим мнением о вас.

Удачи и терпения во всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что делать, если ребёнок манипулятор?».

Данное занятие знакомит дошкольников с главными органами человеческого организма....

«Что делать, если ребёнок манипулятор?».

Занятие для детей подготовительной группы...

Ребёнок – манипулятор.

Ваш ребенок все чаще стал добиваться желаемого криками,слезами, капризами?...

«Что делать, если ребёнок манипулятор?»

Сказки служат могучим, действительным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка....

Памятка для родителей «Ребёнок-манипулятор: как найти общий язык»?

В данной памятке содержится информация для родителей о причинах манипуляций у детей, а также необходимые рекомендации по их предупреждению....

«Что делать, если ребёнок манипулятор?».

Детские манипуляции — это фактор, который довольно распространен среди подрастающего поколения. Маленькие бунтари и провокаторы часто пытаются сыграть на чувствах своих родителей, что приносит в...