Консультации для воспитателей - Приемы, которые помогут организовать дисциплину в группе.
материал

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация по теме: «Приемы, которые помогут организовать дисциплину в группе после летних каникул».

Дисциплина в детском саду – это основа спокойствия и порядка в группе. Дисциплина нарушается тогда, когда затрагиваются свободы другого ребенка или детей. Не поделили игрушку, не хотят выполнять задание, медленно одеваются на прогулку, отвлекаются во время еды – причин может быть масса. Воспитателю необходимо держать все время ситуацию под контролем.

Чтобы воспитатель мог решить образовательные, воспитательные и развивающие задачи, в группе должна быть дисциплина. Организовать ее можно не только с помощью педагогических методов, но и психологические приемов, которые помогут приучить детей к дисциплине.

Для создания и поддерживания дисциплины в группе, разработайте вместе с детьми правила жизни вашей группы. Они могут отражать аспекты поведения: организационные (по лестнице идем друг за другом); коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается); коммуникативно-организационные (если я тут играю, не убирайте).

Не стремитесь сразу придумать правила на все случаи. Они не могут быть унифицированными, общими для всех – они рождаются из конкретных ситуаций, событий, обстановки в группе. Когда будет формулировать и вводить правила в группе, соблюдайте девять несложных требований.

Чтобы дети не нарушали правила и не забывали о них спустя время, акцентируйте внимание на тех воспитанниках, которые следуют им, и как можно чаще хвалите их. Тем, кто провинился, делайте замечания спокойным тоном, не оценивая личность – только поведение.

Если дети нарушили правило, обсудите с ними, к чему это привело ( к ссоре или травме). Напоминайте о правилах заранее, непосредственно перед ситуацией, к которой они относятся. Тогда дети вспомнят о них и попробуют поступить согласно правилам.

Для того чтобы сформировать и поддерживать дисциплину, определите, как будете оценивать поведение детей. Для этого в группе можно сделать импровизированный светофор, с помощью которого фиксировать факты нарушения правил: Красный-правило нарушается всегда, желтый – изредка, зеленый – не нарушается.

Кроме введения правил, обращайте внимание на эмоциональное и социальное развитие детей и систематически обсуждайте последствия поступков ребенка для другого человека и его чувства, предлагайте игры на развитие эмоциональной сферы.

Еще один прием, который можно использовать с детьми в группе, - моделируйте совместную деятельность дошкольников с помощью игр на сплочение детского коллектива и формирование умения взаимодействовать, акцентируйте внимание на проявлении положительных качеств  у дошкольников, обсуждайте в группе межличностные конфликты, предлагайте найти альтернативный выход, анализируйте его последствия.

ИГРЫ НА ОСВОЕНИЕ ПРАВИЛ

«Голосование»

Предложите детям вместе решить, какую сказку они будут слушать (предметом голосования может быть что угодно) – «Красную шапочку» или «Царевну-лягушку». И сообщите, что прочитаете ту из них, за которую проголосуют большинство.

Далее проводите голосование. Голоса за каждую сказку отмечайте черточками на доске. Затем предложите детям определить, где черточек больше. По завершению игры проводите ее анализ с помощью наводящих вопросов.

Вопросы:

  1. Голосовал ли ты за победившую сказку? Что ты ощущаешь?
  2. Что ты ощущал, когда увидел, то твое желание не получило большинства голосов?
  3. В каких еще ситуациях мы можем проводить голосования?
  4. Голосуете ли вы иногда у себя дома?

Нередко бывает, что дети одновременно выкрикивают ответ на вопрос. Игра формирует умение останавливаться и делать паузу, прежде чем что-либо сказать. В ходе игры дети учатся сосредоточению. Более медлительные дошкольники получают больше времени для размышлений.

«Большие пальцы вверх, шепчем все вместе».

Задайте детям несколько вопросов, каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений и будет много поднятых вверх пальцев, начинайте считать:  «Раз, два, три…» На счет «три» все дети должны прошептать ответ. (Вопросы могут быть самыми разными).

«Тихие и громкие голоса»

Игра поможет детям не забывать о том, что разговаривать в группе можно громким и тихим голосом. Для игры используйте полиэтиленовый или бумажный пакетик для покупок. Его можно заранее оформить.

Воспитатель: Можете ли вы мне сказать, каким голосом вы разговариваете, играя на площадке? Что происходит с вашим голосом, когда мы все приходим в группу и начинаем работать? Почему в группе нам нужны тихие голоса? Я принесла вам красивый пакетик. Когда вы заходите в группу, вы можете складывать свои громкие голоса с улицы и перемены в этот пакетик, чтобы они никому не мешали и ни у кого не вызывали бои в ушах. Кто хочет обойти с пакетиком группу и собрать в него все громкие и шумные голоса?

Вопросы:

  1. Доставляет ли вам удовольствие говорить и кричать на улице громким голосом?
  2. Трудно ли вам говорить в группе более спокойным и тихим голосом?
  3. У кого в нашей группе самый красивый и сильный голос?
  4. Кто из нашей группы умеет говорить спокойным громким голосом?
  5. Нравятся ли вам голоса воспитателей? Кажутся ли они вам интересными?

«Эстафета хороших известий»

В ходе игры следите за тем, чтобы каждый ребенок принял в ней участие. Если группа большая – не допускайте, чтобы дети говорили слишком долго. Для игры понадобится мяч.

Воспитатель: Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера в группе. Пока вы говорите, мяч находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий – бросьте мяч кому-то другому, кто сидит не очень далеко от вас.


ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ И УМЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ

«Будь дружелюбным»

Предложите детям сесть поудобнее и закрыть глаза. Рассказывайте правила игры и комментируйте действия детей по ходу игры.

Воспитатель: Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… Представьте, что вам предложили принять участие в постановке детского театра. Вы будете исполнять главную роль в пьесе для детей. Вашего героя зовут Дружелюбный. Вы должны будете показать публике, как выглядит дружелюбный, доброжелательный человек: как он или она одевается, смеется, что то делает. Поэтому первым делом вы идете к стоящему за сценой большому шкафу с одеждой и ищете себе подходящий для этого спектакля костюм. Если вы готовы примерить одежду, поднимите руку.

Дождитесь, когда все дети подадут сигнал готовности.

Воспитатель: Теперь рассмотрите  все костюмы и выберите тот, который будет носить на сцене ваш персонаж. Вы можете попробовать разные варианты. Ищите одежду, выбирайте цвет и фасон, которые вам нравятся. Если какая-то вещь вам не нравится, попробуйте другую, более подходящую для роли Дружелюбного. Когда вы полностью оденетесь для своей роли, сделайте мне знак рукой… Теперь представьте себе, что режиссер показывает, как должен стоять на сцене ваш герой. Выйдите на середину сцены и слушайте, что говорит вам режиссер. Как должен выглядеть Дружелюбный? Насколько ярко должны сиять ваши глаза? Насколько широкой должна быть ваша улыбка? Что надо делать руками? Как надо стоять? Должны ли вы передвигаться как то по-особенному? Должны ли по-особому говорить? Попробуйте сейчас стать Дружелюбным. Дайте мне знак когда войдете в роль… Дождитесь пока все дети подадут знак.

Воспитатель:  Хороший актер испытывает чувства того персонажа, которого играет. Вы можете стать Дружелюбным всем своим телом. Вдохните поглубже воздух и почувствуйте, как становитесь Дружелюбным с головы до пят, Когда вы это почувствуете, снова подайте мне знак…

Теперь вы готовы к тому, чтобы играть свою роль, и я знаю, что вы сможете воодушевить всех ребят в зрительном зале. Наслаждайтесь этой чудесной ролью. И запомните, что вы всегда сможете быть дружелюбными и доброжелательными по отношению ко всем людям. Вы знаете, как это можно сделать. Скажите себе: «Я дружелюбен с головы до пят».

Если хотите, можете позднее снова вернуться на сцену и попробовать делать все, что любит делать Дружелюбный. А сейчас, я хочу, чтобы вы тепло попрощались с режиссером. Также по-доброму попрощайтесь со всеми детьми в зрительном зале и пообещайте им, что еще покажете своего Дружелюбного… Выпрямитесь, потянитесь, пошевелите пальчиками рук и ног, сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь открывайте глаза, и вот мы снова здесь, в группе.

Вопросы: 1. Как ты оделся, когда был Дружелюбным?

  1. 2. Покажи нам, как ты стоял и двигался, когда был Дружелюбным?
  2. Расскажи о том, что ты испытал, когда был Дружелюбным.
  3. Можешь ли ты быть дружелюбным в своей повседневной жизни?

«Комплименты»

Предложите детям встать вкруг и п очереди сказать что-нибудь приятное одному из участников игры. Они могут отменить личностные качества, внешность, умения, манеру поведения своих сверстников. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я…» - повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я …» Если некоторые дети не могут сказать комплимент, помогайте им или скажите за них. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное» слово.

«Волны»

Соберите детей вокруг себя и скажите: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны: будем двигаться так же, как они, а еще станем шуметь и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце».

Затем предложите всем желающим по очереди искупаться в море. «Купающийся» становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

«Камушек в ботинке»

Предложите детям сесть в один общий круг. Расскажите правила игры и комментируйте действия детей по ходу игры.

Воспитатель: Можете мне рассказать, что происходит, когда в ваш ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой. Когда мы сердимся, бываем чем то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: «У меня камушек в ботинке», то все мы будем знать, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: «У меня нет камушка в ботинке» или, наоборот, «У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим смеется над моими очками». Расскажите нам, что еще вас удручает.

Дайте детям поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудите отдельные «камушки», которые будут названы. В этой игре используется простая и понятная детям метафора, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Поощряйте детей спонтанно применять ритуальную фразу «У меня в ботинке камушек!»

«Прогноз погоды»

Предложите детям игру, расскажите правила и комментируйте действия детей по ходу игры.

Воспитатель: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали  и чувствуете себя не выспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое. Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы показываете другим ребятам свой «прогноз погоды». Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое. Затем предложите детям взять лист бумаги и мелки.

Воспитатель: Нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас «плохая погода» и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете дать отбой. Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце, или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит во всю.

Используйте «прогнозы погоды» регулярно. Это сделает атмосферу в группе гармоничной и научит детей считаться с настроением друг друга

«Связующая нить»

Предложите детям сесть в круг, передавать друг другу клубок и рассказывать о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

. «Колдун»

Колдун заколдовывает одного из детей так, что он «теряет» способность говорить. Чтобы избавится от колдовства, он должен объяснить с помощью жестов и мимики, как его расколдовать. Дети «переводят» рассказ и расколдовывают его.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

«Передай по кругу»

Дети встают в круг, передают мяч, который ведущий называет по-разному; «горячая картошка», «льдинка», «бабочка», «цветочек» и т.п. Дети при этом должны выразить разные эмоции.

«Обезьянки»

Дети делятся на две группы. Первая – «зеркала». Вторая – «обезьянки». «Обезьянки» производят различные движения, строят рожицы и гримасы. «Зеркала» должны повторить все в точности. Затем дети меняются ролями.

«Кто я?»

Дети по очереди изображают животное, которое им тихо называет воспитатель(как вариант, ребенок придумывает образ сам); медведя, лису, волка, зайца. Остальные дети отгадывают, какое это животное. Условие – у животного определенное настроение; веселое, грустное и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Приемы физического воспитания детей в условиях группы"

  В основе физической культуры лежит целесообразная двигательная деятельность в виде физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые  умения и навыки, физические...

Психологические приемы, которые помогут воспитателям дисциплину поддерживатьв группе

Рекомендации воспитателям какие психологические приемы они могут использовать, приучая детей дошкольников к дисциплине. Специальные иргы на освоение правил, сплочениу и умение взаимодейтсвовать....

Полезные ссылки для педагогов и родителей детей дошкольного возраста которые, помогут организовать интересный досуг с ребёнком.

Полезные ссылки для педагогов и родителей детей дошкольного возраста которые, помогут организовать интересный досуг с ребёнком....

3 хитрых приема, которые помогут ребенку победить даже самый сильный страх.

Страшное надо сделать смешным или ничтожным, а себя — большим и сильным....

Полезные ссылки для педагогов и родителей детей дошкольного возраста, которые помогут организовать интересный досуг с ребёнком

Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается и саморазв...