Психологические приемы, которые помогут воспитателям дисциплину поддерживатьв группе
методическая разработка на тему

Федорова Наталия Геннадиевна

Рекомендации воспитателям какие психологические приемы они могут использовать, приучая детей дошкольников к дисциплине. Специальные иргы на освоение правил, сплочениу и умение взаимодейтсвовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distsiplina_i_pavila.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические приемы, помогающие педагогам

 контролировать дисциплину в группе

Что такое дисциплина

  • «Строгость. Выдержанность» - в переводе с латинского языка.
  • Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива

                                   подчинение установленному порядку, правилам.

                                (Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова)

  • Определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимися в обществе нормами права и морали или

                                                   требованиям какой-либо организации .

                                            (Философский энциклопедический словарь).

  • Система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, которая формирует у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствует его гармоничному развитию.

   Что нужно, чтобы организовать дисциплину в группе. Чтобы создать и поддерживать дисциплину, разработайте  вместе с детьми правила вашей группы. Они помогут отражать аспекты поведения: организационные (по лестнице идем друг за другом); коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается);

коммуникативно-организованные (если я тут играю, не убирайте).

   Не стремитесь сразу придумать правила на все случаи. Они не могут быть универсальными, общими для всех – они рождаются из конкретных ситуаций, событий, обстановки в группе. Когда будете формулировать и вводить правила в группе, соблюдайте девять несложных требований.

   Если дети нарушили правило, обсудите с ними, к чему это привело

( к ссоре или травме). Напоминайте о правилах заранее, непосредственно перед ситуацией, к которой они относятся. Тогда дети вспомнят о них и попробуют поступить согласно правилам.

   Чтобы сформировать и поддерживать дисциплину, определите, ка будете оценивать поведение детей. Для этого в группе можно сделать импровизированный светофор, с помощью которого фиксировать факты нарушения правил: красный – правило нарушается всегда, желтый – изредка, зеленый – не нарушается.

   Кроме введения правил, обращайте внимание на эмоциональное и социальное развитие детей и систематически обсуждайте последствия поступков ребенка для другого человека и его чувства. Предлагайте игры на развитие эмоциональной сферы.

   Еще один прием, который можно использовать с детьми в группе, - моделируйте совместную деятельность дошкольников с помощью игр на сплочение коллектива и формирование умения взаимодействовать, акцентируйте внимание на проявлении положительных качеств у дошкольников, обсуждайте в группе межличностные конфликты, предлагайте найти альтернативный выход, анализируйте его последствия.

ДЕВЯТЬ ТРЕБОВАНИЙ К ПРАВИЛАМ ГРУППЫ

  • Четкость – формулируйте правила четко, учитывайте уровень развития детей.
  • Без «не» - избегайте отрицательной частицы в формулировках, доказано – мозг ее не воспринимает.
  • Эффективность – формулируйте небольшие по объему правила, тогда вам самим будет проще придерживаться и правило будет работать.
  • Количество – предлагаете детям в группе не более 3 – 5 правил.
  • Согласованность – согласовывайте правила с другими педагогами, которые работают с вашей группой, и между детьми.
  • Тон обращения – сообщайте требования и запреты детям дружественно-разъяснительным тоном.
  • Альтернатива – предлагайте детям в случае запрета альтернативные способы поведения.
  • Повторяемость – периодически повторяйте с детьми правила группы.
  • Наглядность – используете плакаты с изображением определенных ситуаций, чтобы дети лучше усвоили правила. Когда они надежно приживутся в группе, плакаты можно убрать.

А теперь поиграем

Игры на освоение правил

«Эстафета хороших известий»

В ходе игры следите за тем, чтобы ребенок принял в ней участие. Если группа большая – не допускайте, чтобы дети говорили слишком долго. Для игры понадобится мяч.

Воспитатель: Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера в группе. Пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий – бросьте мячик кому-то другому, кто сидит не очень далеко от вас.

«Большие пальцы вверх, шепчем вместе»

Задайте несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все дети получают достаточно времени для размышлений и будет много вверх пальцев, начинайте считать: «Раз, два, три…» На счет «три" все дети должны прошептать ответ. (Вопросы могут быть самыми разными).

Игры на сплочение детей и умение взаимодействовать

«Связывающая нить»

Предложите детям сесть в круг, передавать друг другу клубок и рассказывать о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают  нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значит в этом целом.

«Волны»

Соберите детей вокруг себя и скажите: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны: будем двигаться так же, как они, а еще станем шуметь  и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце».

Затем предложите всем желающим по очереди искупаться в море. «Купающийся» становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат

«Колдун»

Колдун заколдовывает одного из детей так, что он «теряет» способность говорить. Чтобы избавиться от колдовства, он должен объяснить с помощью жестов и мимики, как его расколдовать. Дети «переводят» рассказ и расколдовывают его.

 Игры на развитие эмоциональной сферы

«Передай по кругу»

Дети встают в круг, передают мяч,  который ведущий называет по-разному: «горячая картошка», «льдинка», «бабочка», «цветочек», «пушинка» и т.п. Дети при этом должны выразить разные эмоции.

«Обезьянки»

Дети делятся на две группы. Первая группа – «зеркала». Вторая – «обезьянки». «Обезьянки» производят различные движения, строят рожицы и гримасы. «Зеркала» должны повторить все в точности. Затем дети меняются ролями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семь советов, которые помогут воспитателям организовать итоговое родительское собрание в группе

Определите, в какой форме будете проводить собрание. Не все родители и не всегда приходят на собрания. Поэтому важно создать условия, чтобы привлечь как можно большее число ро...

Уважаемые родители! Предлагаем для наших детей занятия, которые помогут формат «Сидим дома с пользой» сделать интереснее и увлекательнее. План работы в формате «Сидим дома с пользой» в разновозрастной группе № 9

План работы в формате «Сидим дома с пользой»в разновозрастной группе  № 9С  13.04.2020 г. по 20.04.2020 г.Воспитатели: Мельникова Е.В., Дрегалова О.М.Тематическая неделя «В...

3 хитрых приема, которые помогут ребенку победить даже самый сильный страх.

Страшное надо сделать смешным или ничтожным, а себя — большим и сильным....

Варианты психологических разминок, которые помогут восстановиться после последствий стресса на работе.

В течение дня педагоги испытывают стресс, последствия которого сказываются на здоровье. Как справиться с последствиями стресса и работать с удовольствием? Выполняя систематически специальные упражнени...