Статья "Детский сад-помощник в семье в воспитании всесторонне развитой личности"
статья (старшая группа)

Ушакова Ольга Владимировна

Взаимодействие родителей и педагогов в развитии ребёнка дошкольника.

Опубликована в Сборнике 11 Байкальских родительских чтениях "Семья-основа и источник воспитания" 2022г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Ушакова О. В., Колмаченко Н. В.,                                       МБДОУ г. Иркутска детский сад №179

ДЕТСКИЙ САД -

ПОМОЩНИК СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Семья – единственный, естественный и незаменимый институт, в котором формируются базовые ценности общества, традиционные духовно нравственные навыки жизни в социуме, передаются культурные и национальные основы существования общества, обеспечивая возможность его продолжения в истории человеческой цивилизации. Именно в дошкольном детстве, когда формируется личность человека, закладываются модели будущего поведения, заинтересованность в познании окружающего мира, становится насущным вопрос взаимосвязи семьи и детского образовательного учреждения. В современном мире роль родителей в развитии и воспитании ребёнка регламентируется различными нормативными документами: Федеральным законом об образовании в Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента, локальными актами дошкольной организации. Одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением согласно Федерального закона, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка. Поэтому развитие и воспитание детей в семье и дошкольном учреждении преследует единые цели и задачи, которые выражаются в стремлении реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию. Стратегия развития детской образовательной организации- это целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующееся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены принципы взаимодействия: ребёнок – родитель – дошкольное образовательное учреждение. Постоянный анализ этого взаимодействия показывает, что многие родители в вопросах психического развития детей имеют недостаток знаний о педагогическом воздействии на ребёнка, для коррекции его поведения, отсутствует практический навык общения с детьми, наблюдаются низкий уровень коммуникативных отношений между родителями и детьми. Изменившаяся современная семья заставляет нас искать новые формы взаимодействия. Разработан новый Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, который отвечает новым социальным запросам, в нём большое внимание уделяется работе с родителями, а также отдельной функцией образовательного учреждения выделяется воспитание, как педагогический процесс социокультурного воспроизводства, направленного на развитие личности каждого ребёнка. Социальный опыт воспитанника – это не только возраст, но и тот мир, в котором он растёт, семья в которой он воспитывается. Поэтому основной целью для педагога является не только создание единого пространства – семья и детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет уютно, интересно, полезно, комфортно, но и личностное взаимодействие с родителями по поводу переживаний трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка. Основные задачи педагога при взаимодействии с семьёй воспитанника: - повышение педагогической культуры родителей через установление тесной связи с семьёй; - педагогической поддержки в развитии индивидуальности ребёнка через предоставление возможности заниматься детям различными видами деятельности. Инициатор установления сотрудничества, педагог дошкольной образовательной организации, который понимает, что успешность образовательной деятельности и воспитательного процесса зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Сотрудничество педагога и родителей должно быть открытым, соответственно для воспитателя важно, пользуясь взаимным доверием, найти общие задачи в воспитании и образовании воспитанников. Чтобы добиться поставленных задач педагогу необходимо приобщить родителей к деятельности детского сада. Родители участвуют в создании условий для полноценного и современного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Семья воспитанника непросто наблюдатель, а активный участник образовательного процесса, в котором участвует ребёнок. Таким образом, в планах каждого воспитателя есть мероприятия, привлекающие родителей для совместной деятельности. Семья ребёнка приглашается на выступления детей, для них организуются концерты, семейные праздники, выставки, экскурсии, кроме участия в мероприятиях родители участвуют в благоустройстве помещений и территории учреждения. Основная цель для педагога в воспитании родителей состоит не в передаче психолого-педагогических знаний, а в формировании у них педагогической компетенции и педагогической рефлексии, позволяющих понимать своего ребёнка, строить правильное общение с ним и совместную деятельность. Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях. Также важно, знакомить родителей с содержанием и методикой образовательного процесса в дошкольном учреждении, вовлекать семью в совместную деятельность, оказывать психолого- педагогическую помощь отдельным семьям в воспитании «трудных детей», организовывать взаимодействие родителей с общественными организациями. Современный информационный мир предлагает педагогу различные средства и методы, формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. К средствам можно отнести сайт детского сада, на котором размещены новости о мероприятиях, организуемых педагогами учреждения. В группах расположены ширмы, стенды, выставки, фотомонтажи. Различны методы работы педагога для взаимодействия, которые включают в себя словесные, наглядные и практические. К формам организации такой совместной деятельности и общения можно отнести родительские собрания, родительские конференции, дни открытых дверей, ежедневный непосредственный контакт с родителями воспитанника, участие в мероприятиях группы и детского сада, индивидуальные консультации, ежеквартальные ознакомления семьи с достижениями ребёнка. Результатами взаимодействия должны стать положительные, искренние отношения, построенные на открытости дошкольного образовательного учреждения как системы образования. Несмотря на то, что родители воспитанников наделены статусом участников образовательного процесса, следует отметить, что семья не всегда имеет чёткие представления о специфике дошкольного образования, родители не относят себя к числу активных участников образовательного процесса, которым могут управлять, предъявляя запросы на качество образования. Для того, чтобы во взаимодействии образовательного учреждения и семьи расширялись, развивались возможности, обобщался положительный опыт семейного воспитания необходимо вовлекать родителей в управление образовательным учреждением. 620 Хотелось бы остановиться на развитии творческих способностей детей. Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств ребёнка, определяющие успешность выполнения им творческой деятельности определённого вида. Взаимодействие педагога и семьи даёт возможность выявить творческие способности конкретного воспитанника, направленные на самореализацию личности. Применение диагностических методик в этой области определяет тип будущей профессии по различным сферам: живая природа, техника, художественный образ. Определение направленности творческой деятельности в раннем возрасте даёт возможность родителям и педагогам скоординировать свою работу. Эффективность такой деятельности ребёнка зависит от соблюдения ряда условий: - деятельность должна быть связана с открытием нового; - деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой; - содержание деятельности детей должно соответствовать нравственному и художественно-эстетическому содержанию; - внешнее оформление деятельности должно быть непосредственно связано с использованием разнообразных форм и методов организации деятельности в дошкольном образовании. Таким образом, организовать такую деятельность возможно только в соответствующем образом организованном взаимодействии педагога, воспитанника и родителей, построенном на взаимном уважении, понимании и принятии особенностей друг друга, а также включённости всех субъектов в деятельность по достижению общего результата- развитие творческих способностей детей.

Список литературы:

 1. Обухов, А. С. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для вузов / А. С. Обухов, под общей редакцией А. С. Обухова – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 422 с.

2. Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: учебное пособие для вузов / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина. – М.: Издательство Юрайт, 2022. - 181с. Фаркова Е. Ю.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»- "Ежели Вы вежливы" (конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании)

Только сообща с родителями, мы сможем воспитать  в настоящем поколении  дошкольников гуманные  чувства, культуру поведения, любовь  к родным и близким, природе....

Из опыта работы воспитателя МБДОУ «Зернышко» Сальник Натальи Павловны по теме: «Эстетическое воспитание - одна из основ всестороннего развития личности ребёнка дошкольного возраста».

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (...

Духовно – нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духо...

реферат "Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности

Актуальность данного исследования определяется тем, что условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования,...

Интегрированные детско-родительские встречи, как инновационная форма работы с семьей по воспитанию всесторонне-развитой личности.

Пути решения обозначенной проблемы педагоги нашего ДОУ искали давно, накапливая в методической копилке бесценный опыт в виде различных способов, приемов и форм взаимодействия с семьей. Первоначально, ...