Интегрированные детско-родительские встречи, как инновационная форма работы с семьей по воспитанию всесторонне-развитой личности.
статья по логопедии

Чмыхова Ольга Борисовна

Пути решения обозначенной проблемы педагоги нашего ДОУ искали давно, накапливая в методической копилке бесценный опыт в виде различных способов, приемов и форм взаимодействия с семьей. Первоначально, интегрированные детско-родительские встречи позиционировались, как аспект комплексного психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ и использовались нашими педагогами в коррекционно-развивающей работе с детьми в группах компенсирующей направленности.

В дальнейшем, использование нового формата интегрированной деятельности с привлечением родителей в образовательно-воспитательном процессе в нашем ДОУ стал приоритетным и творческой группе присоединились педагоги групп общеразвивающей направленности.

С течением времени, нами были отмечены весомые преимущества использования формата детско-родительских встреч для всех участников: и педагогов, и родителей, и детей. От повышения творческого потенциала, командного взаимодействия всех участников до формирования у родителей педагогических компетенций; от открывшихся широких возможностей использования опыта совместной деятельности для всех участников до формирования потребности в участии каждой семьи в той или иной мере в жизни ДОУ. В виде бонуса мы получили прекрасную возможность выстраивать доверительные отношения со всеми участниками встречи (педагог-ребенок-родитель). Значительно улучшились, гармонизировались коммуникативные навыки у всей команды участников, родитель для себя уяснил как помочь ребенку в обучении, соблюдая доступность и дозировка предъявляемых требований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

                                                   

«Интегрированные детско-родительские встречи, как инновационная форма работы с семьей по воспитанию всесторонне-развитой личности»

Учитель-логопед Чмыхова О.Б. ГБДОУ № 2 г.Санкт-Петербург

Современное дошкольное образовательное учреждение, являясь первой ступенью общего образования, как и школа, стоит перед задачей эффективного и качественного взаимодействия с семьей, как основы воспитания здоровой, всесторонне развитой личности.

 В статье 18 закона «Об образовании» говорится, что правильное и своевременное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс обучения и воспитания детей- самое эффективное средство правильного развития для каждого ребенка.

Пути решения обозначенной проблемы педагоги нашего ДОУ искали давно, накапливая в методической копилке бесценный опыт в виде различных способов, приемов и форм взаимодействия с семьей. Первоначально, интегрированные детско-родительские встречи позиционировались, как аспект комплексного психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ и использовались нашими педагогами в коррекционно-развивающей работе с детьми в группах компенсирующей направленности.

В дальнейшем, использование нового формата интегрированной деятельности с привлечением родителей в образовательно-воспитательном процессе в нашем ДОУ стал приоритетным и творческой группе присоединились педагоги групп общеразвивающей направленности.

С течением времени, нами были отмечены весомые преимущества использования формата детско-родительских встреч для всех участников: и педагогов, и родителей, и детей. От повышения творческого потенциала, командного взаимодействия всех участников до формирования у родителей педагогических компетенций; от открывшихся широких возможностей использования опыта совместной деятельности для всех участников до формирования потребности в участии каждой семьи в той или иной мере в жизни ДОУ. В виде бонуса мы получили прекрасную возможность выстраивать доверительные отношения со всеми участниками встречи (педагог-ребенок-родитель). Значительно улучшились, гармонизировались коммуникативные навыки у всей команды участников, родитель для себя уяснил как помочь ребенку в обучении, соблюдая доступность и дозировка предъявляемых требований.

Если в начале наших творческих поисков самыми активными участниками были педагоги и родители детей с ОВЗ, где, собственно «родительский запрос», интерес к новой форме взаимодействия продиктован крайней необходимостью сформировать родительские компетенции для эффективной коррекции и компенсации нарушенных функций и всестороннего развития личности ребенка в целом.

По-простому: как и посредством чего можно скорректировать нарушенные функции у детей, как сформировать необходимые знания, умения и навыки, как помочь своему ребенку.  Таким образом, в работе с детьми с ОВЗ, акцент нами был сделан на развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности детей в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. Степень вовлечения родителей варьировалась от участия в детско-родительских соревнованиях до организации   совместной деятельности с детьми уже с достаточно высоким уровнем самостоятельности.

Как мы уже отмечали, далее присоединились к творческому объединению и педагоги групп общеразвивающей направленности (старший дошкольный возраст), подхватив эту благородную идею, эту форму взаимодействия, видоизменив для своих конкретных целей и согласовав с родительским запросом. Педагоги совместили глобальные задачи патриотического воспитания с  национально-региональным компонентом. Родительский запрос подразумевал поиск путей и возможностей  передачи семейных традиций детям, пробуждения интереса к истории своей семьи, истории своей родины, родного города. Так, в одной из групп формат интегрированных детско-родительских встреч в течении последних лет реализуется в условиях годового творческого  проекта     « Мой великий город», ежегодно стартуя, формы привлечения родителей не повторялись ни разу. В этой группе традиционно детско-родительским встречам предшествует интереснейшие путешествия с родителями по специально разработанным маршрутам, участие в  семейных квестах, творческое  оформление фотоотчетов и видеороликов от каждой семьи в рамках проекта. Степень самостоятельности и активности родителей увеличивается от встречи к встрече ,уровень компетенций повышается, заинтересованность растет.

В другой группе, в условиях работы над долгосрочным проектом «Россия –душа моя», также активно используется инновационный формат. Родители здесь активные участники самих детско-родительских встреч и кропотливой подготовительной работы над проектом: вместе с детьми овладевают навыками росписи в различных жанра, поделок в различных стилях народных промыслов, вместе с детьми овладевают понятийным «гражданским минимумом» для викторин, изучают и представляют историю семьи, составляют семейное родовое древо и многое другое.

Очень интересен опыт использования такой формы взаимодействия с семьей для родителей детей младшего дошкольного возраста. Родительский запрос в этом случае звучал следующим образом: как говорить с ребенком трех лет, как играть, как развлечь, что может ребенок трех лет сам и где и как надо помочь. Становясь участниками детско-родительских встреч, мамы учились играть со своими малышами, начинали понимать, как можно весело, доступно и интересно изучать этот мир вместе со своим ребенком.

Исходя из всего вышесказанного, полностью согласны со следующим тезисом: РОДИТЕЛИ – ЭТО ТЕ ЖЕ ДЕТИ, только они уже об этом забыли !!! А если серьезно, то у нас, педагогов ГБДОУ №2, есть огромное желание, некоторый бесценный опыт, а самое главное, появилась реальная возможность, используя формат детско-родительских встреч, играя, развивать, воспитывать и обучать не только детей, но и их родителей.

Детско-родительские встречи (специально организованная совместная деятельность педагогов, родителей и детей) являются одной из нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Организация таких встреч предусматривает максимальную активность детей и их родителей, выстраиваются доверительные отношения с семьями воспитанников. Немаловажно, что эти встречи направлены не только на всестороннее развитие детей, обобщение у них приобретенных знаний, формирование навыков работы в команде, но также способствует формированию адекватного отношения родителей к своему ребенку, глубокому пониманию и принятию его проблем, помогает освоению родителями педагогических компетенций. Новый формат способствует построению позитивных взаимоотношений, обучению новым способам общения, формирует обоюдное чувство гордости у ребенка и его родителя, развивает личностные качества, самостоятельность, активность.

Подготовка интегрированных детско-родительских встреч является трудоемким, но очень интересным и благодарным процессом. Здесь требуется максимальное взаимодействие всех участников образовательно-воспитательного процесса, а также, значительная предварительная работа в зависимости от поставленных целей и задач, особенностей содержания. Решая задачи обобщения, закрепления и систематизации знаний, умений и навыков воспитанников, интегрированные детско-родительские встречи, как правило, являются итоговыми, завершая этап или проект.

Можно выделить этапы вовлечения родителей в совместный процесс обучения и воспитания:

1 ЭТАП-ПАССИВНЫЙ                                        РОДИТЕЛЬ-пассивный ученик

                                                                              РЕБЕНОК-активный участник,

                                                                             ПЕДАГОГ- модератор процесса;

2 ЭТАП-ПАССИСВНО-АКТИВНЫЙ                РОДИТЕЛЬ-помощник модератора и наравне с ребенком

                                                                             является активным учеником;

                                                                             РЕБЕНОК пробует быть учителем,

3 ЭТАП-АКТИВНЫЙ                                         РОДИТЕЛЬ полноправно становится учителем: повышен

                                                                            уровень педагогических компетенций, сформировано

                                                                             умение управлять детским кол-вом;

                                                                             РЕБЕНОК-активный участник процесса и учителя

                                                                             ПЕДАГОГ-модератор процесса

                                                                             

                                                               

Нецелесообразно сразу же проводить детско-родительские встречи без прохождения определенных этапов становления детско-родительского сообщества.

Мы предлагаем некоторые формы привлечения родителей к образовательно-воспитательному процессу:

-привлечение родителей к созданию предметно-пространственной среды;

-доступная наглядная пропаганда;

-анкетирование и тестирование семейное (начало и конец года);

-совместное оформление презентации (портфолио)группы;

-групповое (индивидуальное консультирование);

-консультации-практикумы;

-педагогическое просвещение родителей;

-дистанционное (через сайт ДОУ, соцсети и пр.);

-дни открытых дверей, родительские пятиминутки, мастер-классы для родителей и детей;

-обучение родителей игре с ребенком (сайт ДОУ, группы в соцсетях, мастер-классы);

-совместное создание аудио и видеоархива;

-совместное составление программ выходного дня, тематических маршрутных листов с последующими сообщениями и фотоотчетами;

-семейное участие в творческих конкурсах;

-семейное участие в проектной деятельности;

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что использование в детском саду интегрированных детско-родительских встреч – это очень перспективная и эффективная форма подачи информации дошкольникам на основе ведущего вида деятельности в их возрасте-игры, а также основа осознанного включения родителей в образовательно- воспитательный процесс .

Нам очень интересно работать в таком формате. Мы и дальше будем продолжать искать новые и интересные формы сотрудничества с семьей  и очень будем рады сотрудничеству с единомышленниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Инновационные формы работы с семьями детей в дошкольном образовательном учреждении.

Как показали многочисленные исследования - семья, и ДОУ являются двумя  феноменами в воспитании, каждый из которых по-своему даёт детям определённый социальный опыт.  Оптимальными...

"Традиционные и инновационные формы работы с семьями воспитанников логопедической группы"

В работе представлено:-содержание и формы работы с родителями;- этапы сотрудничества педагогов ДОУ и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР- ОРГАНИЗУЮЩАЯ РОЛЬ ДЕТСКОГО САДА ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕМЬЕ...

Сертификат семинара "Инновационные формы работы с семьей"

Семинар "Инновационные формы работы с семьей на современном этапе развития образования"...

Семейный театр – как инновационная форма работы с семьями дошкольника.

Развивать взаимодействие детского сада с семьей дошкольника, открывать новые возможности для совместного творчества.  Применение театрализованной деятельности в образовательной и...

«Инновационные формы работы с семьей в контексте реализации ФГОС ДО».

Доклад на тему: «Инновационные  формы работы с семьей в контексте реализации ФГОС ДО»....

Статья "Детский сад-помощник в семье в воспитании всесторонне развитой личности"

Взаимодействие родителей и педагогов в развитии ребёнка дошкольника.Опубликована в Сборнике 11 Байкальских родительских чтениях "Семья-основа и источник воспитания" 2022г....