статья Инновационные формы работы с семьями детей в дошкольном образовательном учреждении.
статья (средняя группа) по теме

Алдашкина Анна Ивановна

 

Как показали многочисленные исследования - семья, и ДОУ являются двумя  феноменами в воспитании, каждый из которых по-своему даёт детям определённый социальный опыт. 

 Оптимальными условиями  вхождения маленького человечка в большой мир является гармоничное сочетание их  друг с другом. Проанализировав явные возможности дошкольного учреждения и  семьи как субстанции, выяснилось, что следует взаимодополнять эти две субстанции друг с другом  в воспитании детей, чтобы ярче проследить  их сильные и слабые стороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_d.s.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Алдашкина Анна Ивановна МБДОУ детского сада комбинированного вида №24 «Сказка» г. Тамбов

«Инновационные методы работы с родителями в ДОУ»

Как показали многочисленные исследования - семья, и ДОУ являются двумя  феноменами в воспитании, каждый из которых по-своему даёт детям определённый социальный опыт.  

 Оптимальными условиями  вхождения маленького человечка в большой мир является гармоничное сочетание их  друг с другом. Проанализировав явные возможности дошкольного учреждения и  семьи как субстанции, выяснилось, что следует взаимодополнять эти две субстанции друг с другом  в воспитании детей, чтобы ярче проследить  их сильные и слабые стороны.

Как известно семья – это жизненно необходимая среда для накопления и передачи ребёнку  культурных социальных и  ценностей, морали. Семья всегда была и остаётся образцом, приоритетом в воспитании ребёнка. Специалисты подтверждают, что семейное воспитание незаменимо, неповторимо по своим результатам, воздействию на психику и общее самочувствие ребёнка. Данная уникальность определяется следующим:

Семейное окружение впервые годы жизни вследствие физической, психологической, биологической зависимости родителей и ребёнка;

Период раннего и дошкольного возраста характеризуется как сенситивный период - максимальная возрастная чувствительность в общении и прикосновении с родителями, значимыми людьми , которая возникает гораздо раньше потребности окружения , общения сверстников;

Эмоционально-интимной атмосферой отношений в семье: любовью, кровным родством;

Периодичностью, постоянством, длительностью нахождения в семье ребёнка.

Следовательно, в атмосфере эмоционально насыщенных кровнородственных отношений, аналогов которых нет в социуме, лежит важнейший код развития социально нравственного и чувственного опыта ребёнка.

 Семья – это обстановка, в которой реализовываются фундаментальные потребности маленького человечка восприниматься серьёзно и быть значимым  в каждую секунду времени.

 Семья- ячейка общества, которые взаимосвязаны между собой в процессе воспитания и социализации ребёнка.

Поступив в ДОУ, ребенок получает равноправный статус члена маленького общества, который состоит из сверстников, тем самым он осваивает новый социальный опыт. Ребёнок учится считаться с требованиями окружающих, согласовывает свои интересы и потребности с взрослыми и детьми. В следствии, детский сад и семья  одновременно выступают для ребенка некой школой социального поведения.

В целях согласованного воспитательного процесса следует изучить семью, установить контакт со всеми её членами, с помощью опроса, непроизвольной беседы, иногда анкетирования.

Прежде чем начать любое сотрудничество с родителями и семьёй в целом, целесообразно провести точный, развёрнутый опрос.

По опыту видно, что проведенные опросы молодых семей, раскрывают одну из проблем молодого поколения.  Родители  не умеют выделять главное в семейном воспитании, но  помощь  педагога детского сада они не рассматривают, так как: этим трудностям не придают большого значения; считают не ловким обозначать эту проблему; испытывают некие затруднения в общении с педагогом; считают, что справятся сами; желали общения с педагогами, но ожидают удобного места, случая. Однако, малая часть  родителей сумели выделить некоторые направления в социально-психологическом развитии детей (стеснительный, неуверенный, тайный страх, спит при свете, малообщительный, капризный, агрессивный и т.п.).

Всё выше перечисленное свидетельствует о том, что необходима организация индивидуального подхода в работе с родителями воспитанников ДОУ. Мы хотим и применяем все технологии, для того чтобы не только дети, но и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно и уверенно. Что бы родители были уверенны, поддержаны, а и иногда направлены на правильные методы воспитания своих детей.

Следует отметить, что новизна инновационных методов работы с семьёй  раскрывается понятиями «взаимодействие» и «сотрудничество».

Термин сотрудничество раскрывает понятие, словесный контакт, общение на  «равных», где ни кто не имеет привилегии  указывать, оценивать, контролировать.

Термин взаимодействие раскрывает способность ведения совместной деятельности, которая осуществляется на основании социализации и совместного общения.

Вследствие сотрудничества возникают определенные взаимоотношения, исход которых зависит от взаимоотношений людей, от положения взаимодействующих сих.   Если открытость всех сторон искренна и при этом не стеснена не чья свобода в мыслях и действиях, такое взаимодействие является проявлением искренних, правдивых отношений.  

Мы стараемся активно включать родителей наших воспитанников в жизнь детского сада: предоставляем информацию родителям о каждом дне, проведенном ребенком в детском саду, ежемесячно отмечаем достижения детей, проводим консультации по актуальной на данный момент теме, планируем совместные действия педагогов с родителями.

Сотрудничество нашего детского сада с семьёй предполагает:

  1. Наличие адаптационной группы детей раннего возраста, которые будут посещать наш детский сад в скором будущем.
  2. Проведение индивидуальных и групповых консультаций, бесед. В ходе которых, педагоги учат родителей не только правильно и грамотно заниматься с ребенком, но и добиваться устойчивого результата.
  3. Проведение 2 раза в год «Дня открытых дверей». Родители могут находиться вместе с ребенком в детском саду, посмотреть организацию всех режимных  моментов, принять участие в играх, конкурсах, викторинах, посмотреть концерт.
  4. Совместные прогулки за территорию  детского сада: в парк, библиотеку и т.п.
  5. Активная помощь родителей в организации развивающей среды в группе: пополнение играми, книгами, изготовление  дидактического материала.
  6. Анкетирование родителей по насущным вопросам, касающимся питания, здоровья, индивидуальных особенностей ребенка и его семьи.
  7. Участие родителей и детей в различных конкурсах ,в том числе как городских, так и областных.
  8. Совместная подготовка и проведение детских праздников, утренников,  соревнований и т.д.

Инновационные формы работы в детском саду имеют положительное значение. Установление положительных взаимоотношений  родителей и детского сада очень трудный ,длительный процесс. В  нашем учреждении  родители видят весь процесс воспитания детей, принимают в нем активное участие, в свою очередь, педагоги строят свою работу с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и их семей, все это укрепляет внутренние отношения , дает возможность осуществлять единые требования по воспитанию и развитию детей между детским садом и семьей .

ЛИТЕРАТУРА

1. Арнаутова  Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей – М.: ООО “Линка-ПРЕСС”, 2004.

2. Бодалев  А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности: Прогресс, 1970.

3. Божович  Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте  – М.: Просвещение, 1968.

4. Бондаревская  Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Опыт разработки концепции воспитания. – Ростов-на-Дону РОИУУ, 1992.

5.Дрезнина М.Г., Куревина О.А.. Навстречу друг другу: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007.

6. Михайленко  Л.Л., Повышение профессионального уровня педагогов в дошкольном образовательном учреждении. – 2006. – №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении»

В последнее время результаты медицинских обследований свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья дошкольников, увеличении числа детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе...

СТАТЬЯ "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

В статье раскрыт вопрос здоровьесберегающих технологий: задачи, этапы работы,цель, виды и использование в режиме дня......

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассмотрен один из вариантов образовательного события на примере события "Делаем лето сами" в разновозрастной группе,  возможность перехода жизни группы на событийний формат ра...

Статья «Инновационные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе формирования познавательного интереса к детской книге в условиях ДОУ»

Статья посвящена рассмотрению инновационных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста в аспекте формирования познавательного интереса к детской книге....

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Материал интересен воспитателям младших групп и представляет собой перечень инновационных подходов в области адаптации детей к условиям доу....