ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья

Лихова Ольга Ивановна

В статье рассмотрен один из вариантов образовательного события на примере события "Делаем лето сами" в разновозрастной группе,  возможность перехода жизни группы на событийний формат работы как единствееного, удовлетворяющего требованиям ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

на примере образовательного события «Сделаем лето сами»

Лихова Ольга Ивановна

МБДОУ «Детский сад 130» г.Чебоксары

Актуальность: введение в действие новых образовательных стандартов (ФГОС) в дошкольном образовании поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада – от среды до образовательного процесса. И связано это вовсе не с тем, что современные дети развиваются не так, как дети предыдущих поколений, и им нужны особые, уникальные условия. Напротив, ФГОС призван закрепить за ребенком право не торопиться, обжиться в своем возрасте, освоить все его ресурсы теми способами, которые свойственны его возрасту. Событийный формат образовательной деятельности позволяет проектировать ситуации, максимально приближенным к требованиям ФГОС ДО, в отличие от традиционных конспекта или сценария, подготовленными взрослым.

Цель: переход на событийную форму организации жизни группы

Особенностью образовательного события являются эмоциональность, максимальная детская включенность, инициативность, развитие универсальных детских результатов. На основе структуры образовательного события предлагаю вашему вниманию пример образовательного события «Сделаем лето сами» (авт.название, придуманное детьми).

 Задача педагога при проектировании образовательного события, как, впрочем, и любой другой деятельности, постоянно удерживать в фокусе своего внимания пирамиду универсальных результатов (в основании пирамиды три группы способностей – когнитивные, коммуникативные и регуляторные, вершина-новые качества личности, инициативность).

Образовательное событие начинается с эмоционального взрыва. Это может быть радостное или печальное известие, проблема и т.д. В нашем случае предпосылкой организации события стало холодное и дождливое лето. Каждый ребенок с нетерпением ждет жаркого и веселого лета, но, когда погода не радует и диктует свои правила, можно «сделать лето самим»!

Ожидание самого события, подготовка к нему – в это время человек предпринимает конкретные действия. Грядущее событие подогревает интерес, держит в состоянии возбуждения, иногда меняет режим, образ жизни. На этом этапе мы обменялись впечатлениями и признаками, с которыми у нас ассоциируется лето: солнце, пляж, пикник, мороженное и многое другое. Далее происходит планирование образовательного события, распределение детей по интересам и работа в малых группах. Причем для решения задач, которые поставили для себя дети, непременно происходит решения проблемных ситуаций, в том числе обращения за помощью ко взрослым, т.к. практически все решается детьми самостоятельно.  У нас получилось 4 подгруппы детей.

Первая подгруппа «Солнце. Пляж» занималась организацией среды: планирование и трансформация среды группового помещения (схематичное представление в виде проекта, расстановка мебели, поиск атрибутов: пляжные зонты, круги, синей и желтой ткани, «солнца» и др.).

В задачи второй группы «Пикник» входило создание атмосферной составляющей, такой как костюмы (купальники, плавки, панамы) и атрибуты «пикник» (корзина с фруктами, пирожками, вода для питья), изготовление «напоминалок» для каждого ребенка про костюм с указанием даты события и организация продуктовой составляющей события.

Третья группа «Мороженое» разработала план-схему по покупке мороженого для всех участников образовательного события (от выбора мороженого до получения разрешения руководителя ДОУ).

Четвертая группа, куда вошло два человека, не взяла на себя организационные вопросы, но принимала участие в самом событие.

Наступление самого события – еще один эмоциональный взрыв. Атмосферное мероприятие, созданное детьми, проходит всегда захватывающе и увлекательно.

Жизнь после события – жизнь, которое это событие, возможно, круто изменило. Не всегда событие может изменить нашу жизнь, в нем может быть пропущен первый этап, а сам процесс ожидания и подготовки может стать не менее значимым, чем само событие. В нашей жизни после проведенного события, буквально на следующий день, наступило самое настоящее теплое и солнечное лето!

В основном мы используем образовательное событие как отдельную структурную образовательную единицу, либо как итоговое событие проектной деятельности.  

 При грамотном руководстве педагога тема захватывает детей, проникает в разные виды деятельности. В игре возникают ситуации, требующие определенных умений: разработать правила, склеить шарики в одно облако, посчитать необходимое количество, нарисовать план-схему, организовать процесс питания и многое другое. Разрешение проблемных ситуаций происходит через знакомые виды деятельности: рисовании, конструировании, моделировании и т.п. Таким образом, дети и взрослые сосуществуют в едином деятельностном пространстве – в со-бытии. Такую атмосферу невозможно насадить насильно, она рождается там, где есть искренний интерес, то, что Л.С.Выгодский называл аффектом развития мышления. Благодаря образовательному событию у детей есть возможность высказываться, принимать решения, планировать свою жизнь в группе, познавать окружающий мир, приобретать разнообразные умения и навыки.

 

Рис.1. Схема по поиску проблемной ситуации «Мороженое»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ДО. Формы организации образовательного процесса в дошкольной организации

В материале педагоги познакомятся с основными формами организации образовательного процесса в дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО....

Метод проектов как инновационная форма организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Одной из таких технологий, позволяющих объединить всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) - педагогов, родителей, детей - является метод проектирования....

Функции педагога в организации и поддержке ролевой игры как содержания и формы организации жизни детей в соответствии с ФГОС ДО.

Встатье представлены существующие функции игры. Рассказано какие существуют компоненты игры. так же рассказано почему     игра     стала...

Образовательное событие как инновационная форма работы с детьми 3-7 лет

Для педагогов, работающих по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», очень важно выстраивать образовательную деятельность с детьми с учетом зоны ближайшего развития (Л. С. Выготский), а так же с...

Доклад «Игра как средство воспитания и форма организации жизни детей дошкольного возраста»

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.   Презентация: https://disk.yandex.ru...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Материал интересен воспитателям младших групп и представляет собой перечень инновационных подходов в области адаптации детей к условиям доу....

Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкального воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении

Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкального воспитания детей в дошкольном образовательном учрежденииВ своей работе музыкального руководителя я ставлю основные задачи. Развитие ребё...