ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
методическая разработка (младшая группа)

Анашкина Татьяна Геннадьевна

Материал интересен воспитателям младших групп и представляет собой перечень инновационных подходов в области адаптации детей к условиям доу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_dlya_mo_22_god.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ТАГАЙСКИЙ ДЕТКИЙ САД «АЛЁНУШКА»

 ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ

ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Подготовила: воспитатель Анашкина Татьяна Геннадьевна

2022 г.

Адаптация в широком смысле слова понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном) и направляется на достижение равновесия в системе «человек — среда».

Оптимальным, по мнению социологов, культурологов, психологов, педагогов является творческий стиль адаптации к окружению. В том числе это относится и к адаптации ребенка к детскому саду, к новой, «чужой» для него среде. Можно предположить, что дети раннего и дошкольного возраста способны освоить этот стиль в грамотно организованном образовательном пространстве детского сада.

            В идеале детский сад должен представлять для ребенка среду, в которой протекает естественная и реальная жизнь, что станет предпосылкой для решения двух взаимосвязанных задач:

 1) позволит максимально приблизить образовательные ситуации к реалиям детской жизни, что, в свою очередь, поможет личностному принятию их ребенком;

 2) научит ребенка общаться и действовать в ситуациях, максимально приближенных к жизни широкого социума.

            Важной задачей дошкольных образовательных организаций является создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно адаптироваться к детскому саду и максимально реализовать себя.  

          Образовательное пространство призвано стимулировать моторную, сенсорную, познавательную и творческую активность ребенка, способствовать коммуникативному развитию и накоплению социального опыта. Оно является местом, которое ребенок с первых дней пребывания воспринимает как комфортное, стабильное, дружелюбное, интересное для познания и практического освоения.

            Поступления ребёнка в дошкольное учреждение - процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, отрыв от родных людей, который необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Адаптация у детей проходит по-разному. Часть детей адаптируется относительно легко и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревожность значительно снижается. Если же ребёнок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжёлой и требует помощи специалиста-психолога. Легче адаптируются дети:

- чьи родители готовят их к посещению детского сада заранее;

- физически здоровые;

- имеющие навыки самообслуживания;

- живущие по режиму, близкому к режиму сада;

- активно взаимодействующие с людьми, не из состава семьи.

      Чтобы адаптация к детскому саду была максимально безболезненной, мною были выбраны инновационные формы организации этого процесса, призванные снизить количество детей, ежегодно проживающих этот период как тяжелый.

Практически каждое дошкольное учреждение включено в сферу инновационной деятельности. Инновационные преобразования приобретают системный характер.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

        Нами был выбран инновационный способ общения воспитателя с ребенком и родителями, его можно обозначить как «партнерский». Общение строится в форме доверительного общения, сотрудничества, сотворчества. Педагог вызывает интерес к себе как к носителю новой для детей информации, увлекательного содержания, позитивного стиля общения. Здоровый ребенок готов к расширению контактов, открыт для общения с миром. И педагог выполняет чрезвычайно важную миссию — он становится «проводником» детей в мир природы, человеческой культуры и искусства. Основная задача педагога на первом этапе - заслужить доверие ребёнка. Чрезвычайно важен стиль общения педагога с детьми. Уважение к личности ребенка, искреннее внимание к его вопросам и интересам, готовность прийти на помощь и поддержать, ласковый и вместе с тем уверенный тон, общий мажорный настрой убеждают как детей, так и родителей лучше всяких слов о любви и заботе.

Чтобы ребёнку хотелось с удовольствием идти в сад, мы «одомашниваем» группу: предлагаем принести любимую игрушку малыша.

Следующее направление работы - создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Эта работа должна начинаться с момента прихода ребенка в группу, с утреннего приема. Спокойная музыка, создающая доброжелательную атмосферу, поможет наладить доверительные отношения и легче пережить адаптацию. Этот инновационный подход носит название музыкотерапия и может применяться не только в утренние часы, но и в течение дня.

Хэппенинг и сенсорные коробки

Сенсорная коробка - это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики.

В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.

Хэппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.

При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности. В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками.

Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки).

Релаксация в системе кинезиологии

Кинезиология - относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка.

Упражнения на релаксацию для детей раннего возраста (2-3 года)

1. Тропинка.

По тропинке мы шагаем
И в ладошки ударяем: хлоп-хлоп-хлоп!
А теперь домой пойдем
И немножко отдохнем.

Ходьба в разных направлениях с хлопками сменяется покоем. Дети садятся на стульчики, спокойно сидят в течение 1-2 минут.

2. Морковка

Вот вам морковка, красная головка.
Вот вам и репка, желтая и крепкая.
Вот вам кабачок – круглый бочок!
  Дети встают в круг, выполняют наклоны вперед, на слово «вот» - вытягивают руки вперед. Ложатся на ковер, воспитатель гладит «кабачок», детки отдыхают 1-2 минуты.

3. Дождик

Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
К нам в окошко постучи.

Дети сжимают кулачки, затем раскрывают ладошки, делают «домик» над головой, затем садятся на стульчики, прячутся от дождика.

Информационно-коммуникационные технологии 

Информационно-коммуникационные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Средства ИКТ в детском саду: 

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Видеомагнитофон
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера

Такая форма работы позволяет создать не только эмоционально благоприятную среду для детей, но и дает возможность расширить педагогические и творческие возможности педагога. 

Ковролинография

Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей.

Коврограф представляет собой полотно из ковролина, которое крепится на стене или используется на полу или за столом. Используются фетровые или иные игрушки на липучках.

Куклотерапия

Этот метод основан на идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушки, он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр».

Виды:

  • Пальчиковые куклы.
  • Куклы-марионетки.
  • Перчаточные куклы.
  • Плоскостные куклы.
  • Веревочные куклы.
  • Объемные куклы.
  • Игрушки-персонажи.

В условиях введения ФГОС задачей современного педагога выступает реализация в воспитательном процессе самоценности периода, раннего возраста как базисной основы всего последующего развития ребенка. А успешная адаптация благодаря инновационным формам организации позволяет реализовать эту задачу.

Список литературы 

1. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: учебно-методическое пособие / К.Ю.Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с. - (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”).

2. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В.Гончарова и [др.]; под ред. Е.В.Гончаровой — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 126 с.

3.Лазарев В.С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия [Текст]: В.С.Лазарев. // - Педагогика. 2004. № 4. - С. 11-21.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс  [Текст]: учебное пособие / И. П Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - С. 210.

5. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под. ред. П.И. Каплан. - М.: Просвящение,1983. - 146с.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - М.: 1967.-324с.

7. Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - М.: Просвещение. - 2007. – 248с.

8. Казакова Т.Г. актуальные проблемы развития детской художественно изобразительной одаренности: Монография. 2-е издание. – М.: -2004. – 254с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация профилактики наркозависимости детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.

Анкета, составленная мною, для педагогов-дошкольников, направленна на выявление уровня знаний педагогов по организации профилактики наркозависимости детей дошкольного возраста в условиях образовательн...

Консультация для воспитателей.тема: «Адаптация детей дошкольного возраста к условиям образовательного учреждения».

Консультация для педагогов и родителей раскрывает понятие адаптации, виды адаптации......

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Развитие умения общаться: упражнения, игры.

В ходе социально-коммуникативного развития ребенок усваивает нормы общения с окружающими людьми, приобщается к традициям и культуре общества, учится правильно вести себя в определенных ситуациях....

Технология адаптации детей к условиям ДОУ (младший дошкольный возраст)

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым условием развития личности ребенка, особенностями социа...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения М. С. Бердникова, Т. А. Леднева, М. А. Числова, МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А. В. Гордеева - структурное подразделение детский сад

В своей работе мы считаем очень важным объединение усилий детского сада и семьи. Только в этом случае мы сможем достичь результата, и наша работа принесёт видимые плоды....