Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения М. С. Бердникова, Т. А. Леднева, М. А. Числова, МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А. В. Гордеева - структурное подразделение детский сад
статья (подготовительная группа)

В своей работе мы считаем очень важным объединение усилий детского сада и семьи. Только в этом случае мы сможем достичь результата, и наша работа принесёт видимые плоды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.2

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения

М. С. Бердникова, Т. А. Леднева, М. А. Числова,

МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А. В. Гордеева - структурное подразделение детский сад

Первым и  основополагающим периодом жизни любого человека является дошкольное детство. Именно тогда в малыше закладываются главные качества личности, основы морали и нравственности, начинают формироваться духовно – нравственные ценности и ориентиры. Мир вокруг изменяется, пожалуй,  с каждым днём. Некоторые страны пытаются заново переписать мировую историю. На наших детей, помимо детского сада, школы и семьи, оказывают влияние самые различные источники информации: интернет и социальные сети, компьютерные игры, телевидение. Порой это влияние пагубное, разрушающее. Поэтому крайне важно как можно раньше научить детей ориентироваться в получаемой информации, уметь отличать добро от зла. В детский сад приходят дети из разных семей, со своими привычками, особенностями характера и воспитания. Малыши не всегда умеют дружелюбно общаться, спокойно играть вместе, делиться игрушками. Порой дети сразу начинают выяснять отношения при помощи крика и кулаков. Никто не хочет уступать, и каждый настаивает на своем, считая себя правым.  Особенно это заметно в раннем младшем дошкольном возрасте, когда ребёнок только приходит в детский коллектив, и его интересы и желания сталкиваются с интересами и желаниями других детей. Проводя анкетирование родителей в начале учебного года, мы обратили внимание на пару анкет. Отвечая на вопрос: «Какие качества личности Вы бы хотели видеть в  своем ребёнке?», родители отвечали по-разному. Несмотря на большинство перечисленных положительных  свойств характера, встретились и такие ответы: «Хотелось бы, чтобы мой ребёнок научился любить себя больше всех», «Чтобы мой ребёнок никогда не ставил чужие интересы выше своих и всегда давал «сдачу». Это весьма печально, и такая ситуация не может не вызвать серьёзную озабоченность.

Как же нам заложить в дошкольниках лучшие качества души? Как сформировать духовно-нравственные ценности? Как нам, педагогам, в условиях детского сада попытаться привить дошкольнику сострадание и  милосердие, терпение, умение дружить?  Как в мальчиках сформировать храбрость, выносливость, благородство, а в девочках - доброту, женственность, отзывчивость?  В своей работе мы считаем очень важным объединение усилий детского сада и семьи. Только в этом случае мы сможем достичь результата, и наша работа принесёт видимые плоды.

Все эти качества не появляются спонтанно, но они могут быть сформированы в ребёнке. Мы разработали систему воспитательно-образовательной работы. В ходе её реализации были поставлены следующие задачи:

1. Помогать детям различать духовно-нравственные категории: добро и зло, смелость и трусость, трудолюбие и лень, отзывчивость и равнодушие и т.д. в процессе ознакомления воспитанников с художественной литературой.

2. Развивать познавательную и творческую активность.

3. Способствовать развитию эстетического вкуса и умения видеть красоту в окружающем мире, желания сохранить и приумножить её.

4. Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений.

5. Учить детей делать нравственный выбор, приучать к  нормам поведения  и самодисциплине.

6. Воспитывать у дошкольников такие чувства, как умение уступать и поступаться своим  интересами, помогать друг другу, проявлять милосердие, заботу и сострадание к слабым.

7. Воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам.

Воспитательно-образовательный процесс мы строим с учётом ФГОС ДО,  активно используем ПРС, сотрудничаем с родителями воспитанников.

Мы должны не просто дать детям механическую информацию и конкретные  знания, а вовлечь воспитанников в деятельность. При этом в любом виде деятельности на первый план должны выходить нравственная и духовная составляющие. Мы пытаемся развить в детях мотивацию и желание узнать что-то новое, используем эмоционально  окрашенные игровые ситуации. В дошкольном возрасте у малышей преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому мы отталкиваемся от наглядно-представляемых образов, избегая абстрактных понятий, сложных для ребят. С радостью у воспитанников проходят игры и мероприятия, посвящённые Благовещению Пресвятой Богородицы, Пасхе, Рождеству Христову и другим праздникам. Развиваясь, ребёнок утверждает себя именно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Так, русская культурная традиция свято хранит образы героев-защитников Отечества, русских православных святых.

В течение года мы с ребятами много узнаём о народных и православных праздниках, о том, как их отмечали в нашем городе.

Очень яркими и значимыми являются слова известного педагога К. Д. Ушинского который утверждал, что самое важное в развитие личности ребенка является окружающая его среда. Это та самая жизнь, которую видит ребёнок ежедневно и ежеминутно: детский сад, окружающие предметы, друзья, семья. В этом контексте событийный  подход может рассматриваться, как продуктивная педагогическая технология, помогающая нам обеспечить  достижение целевых ориентиров, определенных  в ФГОС ДО.

Важное направление в нашей работе – это ознакомление детей с фольклором, сказками. По сути, с русским языком. Ведь родная речь – это основа национального самосознания. Очень важно учить детей чистому русскому языку, ведь сейчас молодежный сленг, бедность словаря, заимствованные слова, варваризмы, рекламные слоганы уродуют наш язык. А ребята быстро и чётко перенимают эти словечки. Именно поэтому важно научить воспитанников знать и  понимать родную речь, бережно к ней относиться. Часто в  музее детского сада мы проводим свои занятия, играем в народные игры, поём песни, потешки.

Краеведение – ещё одно из основных направлений  формирования духовно-нравственных ценностей детей в системе дошкольного воспитания. Ребята должны хорошо знать, где они появились на свет, где жили их предки. Мы часто гуляем с воспитанниками по улицам родного города, подходим в парке к памятнику павшим воинам, посещаем Успенский храм, библиотеку, краеведческий музей. Все дети знают историю названия своей улицы, свою родословную. Мы стремимся сформировать у ребят чувство гордости за нашу малую родину, способствуем тому, чтобы воспитанники ценили и любили родной город, пытались сделать его ещё красивее. Наши дети участвуют в субботниках и посадке цветов на территории детского сада и на улицах Боброва.

Безусловно, одним из главных качеств, которое мы бы хотели видеть в своих воспитанниках - это социальная активность. Здесь незаменимыми являются подготовка и проведение различных акций, участие в них. Так, например, мы с ребятами изготавливаем кормушки для птиц, скворечники. Вместе с родителями дети устанавливают их дома, в городском парке, на улицах Боброва. Также мы активно участвуем в акции «Белый цветок», изготавливаем поделки и сувениры для благотворительной ярмарки в Успенском храме нашего города. Совместно с редакцией Бобровской районной газеты «Звезда» и центром социального обеспечения населения Бобровского муниципального района ребята приняли участие в акции «Тепло рук». Вместе с педагогами и родителями дети передали одиноким пенсионерам тёплые вещи и самодельные поздравительные открытки к празднику Рождества Христова.

Опираясь на опыт, мы можем сказать, что самым слабым местом в деятельности по данному направлению работы зачастую является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать то, что именно в семье должны сохраняться, а затем передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, унаследованные от предков. Ведь, в первую очередь, ответственны за воспитание своих детей мамы и папы.

В своей деятельности мы уделяем особое внимание работе с семьёй и используем такие формы взаимодействия, как:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • вечера вопросов и ответов;
  • индивидуальные консультации;
  • информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • экскурсии;
  • визиты домой;
  • совместный досуг с родителями: праздники, спектакли, именины детей.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II утверждал, что  вера – это не сумма абстрактных знаний, а жизнь, наполненная любовью к Богу и людям. Конечно же, главный результат, на который мы надеемся и к которому стремимся, заключается в освоении ребёнком вечных ценностей добра и гуманизма, неприятию зла. Таким образом, формирование основ нравственности и, в целом, духовности у детей дошкольного возраста происходит при реализации комплексного и систематического подходов к воспитанию детей, а также благодаря приобщению воспитанников и их семей к опыту православной культуры.

Список литературы

1. Диакон Илья Кокин, Комарова Т.В. Основы христианской нравственности. Методическое пособие для учителя. Москва, 2021.

2. Лихачев Д. Письма о добром / Дмитрий Лихачев. – СПб.: Азбука,Азбука- Аттиус, 2021.-160 с.- (Азбука-классика. Non-Fiction).  

3.Пестов Н. Е. Православное воспитание детей [Электронный ресурс].- URL: http: //azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospitanie-detej-pestov-n-e (дата обращения 21.11.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО».

Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитания и образования детей дошкольного возрастав традициях православной культуры. где главным и основным признаком является любовь. Поэтому я изл...

«Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС»

Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитывать детей в традициях православной культуры, где главным и основным признаком является любовь.  В своей презентации я показала, как мы в...

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей...

Сообщение из опыта работы с методическими рекомендациям«Обновление содержания образовательной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада». мастер класс «Тимбилдинг игры – игры для сплочения коллектива».

В последние годы   умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах   деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека...

Организация системы духовно - нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО

Работа по духовно нравственному воспитанию в детском саду на основе сотрудничества семьи и детского сада даёт положительные результаты....

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год

    Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...

Методическое пособие "Формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания"

Цель данного пособия заключается в сформированности духовно-нравственных ценностей у дошкольников и реализации педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возр...