Ценность нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях глобальных вызовов XXI ВЕКА.
статья

Закаляпина Мария Николаевна

Проблема нравственно - патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Светлячок» комбинированного вида 

Закаляпина М.Н.

Ценность нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях глобальных вызовов XXI века

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
                                                                                                  К. Паустовский

Проблема нравственно - патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Каждый год в детский сад приходят дети с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах барби и вымышленных персонажах, таких как человек - паук, бетман и др. Современные дети мало знают о родном посёлке, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

ФГОС определяет цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств. Следовало бы особо выделить проблему развития «нравственных качеств».

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности.

Правительством Российской Федерации принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы. (Утверждена постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010г. №795)

Программа определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения

Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно - патриотическое воспитание - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.

Чувство любви к Родине - это одно из самых сильных чувств, без него
человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек
привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от
обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в 
дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную
землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у 
человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё
проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - 
никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...»

Обратимся к цитатам знаменитых русских ученых, писателей, педагогов:

С. И. Ожегов определял патриотизм, как «…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей
неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее
счастливых и ее несчастных дней». Толстой А. Н. «Патриот - это человек,
служащий Родине, а  Родина - это, прежде всего народ».  Чернышевский Н. Г. «Патриотизм - чувство самое стыдливое и деликатное... Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше - молча трудись во имя ее блага и могущества». Сухомлинский В. А.

Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности.

По результатам проведенного в нашем ДОУ мониторинга по теме
«Патриотическое воспитание ребёнка» выявлено, что большинство
родителей заинтересованы в том, чтобы детям с дошкольного возраста
прививали чувство любви и привязанности к природным и культурным
ценностям родного края, города, Родины.

В муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Детский
сад комбинированного вида №5 «Светлячок» педагоги уже много лет успешно
реализуют в своей деятельности задачи нравственно - патриотического
воспитания через введение в воспитательно - образовательную деятельность новых форм работы с детьми и родителями.

Последовательность данной работы в нашем образовательном
учреждении представлена в схеме: Семья – Детский сад – Родная улица,
район – Родной город – Страна – Права и Обязанности. Под руководством взрослых (педагогов и родителей) у детей постепенно формируются
элементы патриотических чувств и общественных отношений.

Эти задачи решаются комплексно во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в быту, через праздники, экскурсии, беседы, кружковую работу, совместную деятельность, работу с родителями, так как воспитывают в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.    

Современная система работы по нравственно – патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:

Экологическое: природа является важным фактором в воспитании нравственности и патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Историко - краеведческое: каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты.

Культурное: знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

Цель нравственно -патриотического воспитания детей дошкольного возраста  - привить любовь к Отечеству «Малой Родине», воспитать патриотов своего края, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Задачи:

  • Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.
  • Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
  • Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
  • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
  • Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
  • Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

Работа с детьми.

Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики. Наши дети ежегодно участвуют в различных всероссийских, областных, городских и муниципальных конкурсах. Например, «Кросс нации», Поэтический конкурс «Русских слов душа», Конкурс поделок «Мои любимые сказки», Олимпиада «Эколята молодые защитники природы», Интеллектуальная игра «Знатоки спорта», Творческий конкурс «Слава России», «Ручейки добра: нравственная и культурная красота Православия», «Красота божьего мира», «Лыжня России», Конкурс чтецов 23 февраля, Город мастеров, «История России в стихах», Марафон, посвящённый последней битве под Москвой, «Национальная мозаика», Кросс посвященный 9 мая День Победы, «День Космонавтики».

 Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день, День Матери, День народного единства. При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

День Матери. Детей с младшего возраста знакомят с этим  праздником в России, где детям показывается роль матери в семье; воспитывается у детей чувство любви и уважения к матери; формируются первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях, о роли мамы в семье.

День народного единства. У детей формируется представление о празднике «День народного единства». Задача знакомства детей с этим праздником в том, что у  детей пробуждается чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям. Воспитывается чувство гордости за силу России, уважение к русским воинам, национальным героям, желание им подражать. В результате чего происходит совершенствование уровня знаний детей о своей стране.

При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В сам праздник можно провести несколько различных мероприятий в зависимости от возраста детей, например, праздник - поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики, спортивно-соревновательные конкурсы, занятие-беседу «Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну.

Международный женский день посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.  

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ организовывают беседы - занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям. Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, поют, получая сладости в вознаграждение. Празднование Масленицы можно организовать во время прогулки, участвовать в нем могут все дети ДОУ одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна, скоморохи. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы – блины, к их изготовлению можно привлечь родителей, устроить своеобразную ярмарку.

Свои символы есть и у праздника Пасхи. Проводится занятие по росписи пасхальных яиц. Дошкольники приобщаются к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.

В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Взрослые порой просто не знаю, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность. Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество. Большинство ученых считают, что агрессия влечет за собой злонамеренное поведение. В нашем ДОУ раз в неделю проводятся занятия по программе «Уроки добра», представленная педагогами-преподавателями Основ православной культуры, работающими в общеобразовательных учебных заведениях Свердловской области, который печатается по благословению Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия.

В течение года были организованы тематические выставки, такие как: «Для родных и близких» - в рамках «Дня пожилого человека», «Нет тебя роднее и дороже» - ко дню матери, «Нашей армии – салют» - ко дню защитника Отечества, «Загляните в мамины глаза», фотовыставка "Очень бабушку свою, маму мамину люблю" - к празднику 8 Марта, «Мир природы Свердловской области» и т.д.

Спортивные игры.

Физическое развитие является неотъемлемой частью нравственно – патриотического воспитания. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции. Можно проводить соревнования между одновозрастными группами по соответствующей тематике, например, посвященные русским богатырям. Во время праздника дети знакомятся с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами. Проводятся такие конкурсы, как:

  • «Меткий стрелок» - метание мячиков в цель.
  • Перетягивание каната.
  • «Быстрый наездник» - соревнование-эстафета по скачкам на резиновых лошадках или больших мячах.
  • «Самый сильный» - выталкивание плечом соперников за границы мата.
  • «Богатырская помощь» - разобрать по кубикам вход в пещеру и спасти прекрасную девицу.

Военно - патриотическая игра «Зарница», в которой папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков. Такая игра способствует сохранению и укреплению традиций, связанных с патриотическим воспитанием дошкольников в рамках.

 Занятия по изучению государственной символики.

 Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия - беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России», «День флага России», патриотические уголки. Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.

Раскрытие темы малой родины.

Любой уголок нашей Родины неповторим и по - своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту. Были реализованы проекты - «Путешествие по земле Арамильской слободы», «Край родной навек любимый». В результате чего, дети узнали много нового о городе Арамиль, о его достопримечательностях, о жизни наших предков, о том какой был Арамиль, познакомились с понятием архитектура и архитектурными памятниками города. Научились узнавать по иллюстрациям и уметь рассказать о достопримечательностях, познакомились со стихами о родном городе;   познакомились с летописями Свято-Троицкого храма. Участие в конкурсе на лучшую народную куклу «Образы родного края», целью данного конкурса было повышение интереса жителей Арамильского городского округа к народной культуре, расширение знаний о народных традициях, праздниках; сохранение культурного и духовного наследия народов Среднего Урала; сохранение преемственности культурных традиций в сфере народного прикладного искусства. Участие в фестивале народных игр, благодаря которому у детей закрепилось знание о русских народных праздниках и традициях, народных подвижных играх русского народа, сформировалась способность к взаимодействию с партнерами по игре, дети получили эмоциональный отклик на происходящее; проявление любови и интереса к народным играм. Участие нашего детского сада в акции «Аллея Славы героев», в рамках международного мероприятия «Сад памяти», посвящённого 76-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Деревья всегда считались символом продолжения жизни на Земле. Дерево - как объект символизирует как новую жизнь, так и, безусловно, память о войне. Каждым посаженным деревом мы соединяем нынешние и грядущие поколения вечно живущей памятью о героических предках. Это они завоевали для нас Великую победу, дали нашему будущему, нашей стране, каждой семье самое дорогое - мир. Участие детей, сотрудников и родителей в акции «Наш Бессмертный полк», направлена на повышение вклада семей воспитанников в области воспитания у них гражданственности и патриотизма, гордости за свою страну, родных и близких, сохранение семейной памяти о воинах - фронтовиках (участниках трудового фронта), памяти о славных подвигах народа во время Великой Отечественной войны. Акция «Дорога жизни», посвящённая снятие блокады Ленинграда. Задачи: познакомить детей с жизнью людей в это время; развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма; рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы; воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны; обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города; формировать любовь к родному городу; расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады»; развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.

Составлены перспективные планы по нравственно - патриотическому воспитанию детей начиная с младшего возраста, куда входят занятия, беседы, экскурсии, проекты, игры, например рисование «У нас дома праздник», «В русской горнице, избе», «Русский национальный костюм», «Золотая хохлома», «Матрёшка», «Река Урал», аппликация «Пограничная собака», раскрашивание иллюстраций «День Победы» и т.д; беседы: «Мы все разные, но мы все равны», «Народные промыслы», «Законы, по которым мы живем», «Расскажи, где ты живешь?», «Этих дней не смолкнет слава», «Я люблю тебя, Россия», «Красная книга области» и т.д.; рассматривание иллюстраций, кукол в русских национальных костюмах, рассматривание альбома «Город Екатеринбург – столица Урала», рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины», рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту», рассматривание фотографий об исторических местах города и его знаменитых людях и т.д; дидактические игры – «Собственный город», « Поиски добрых слов», «Малая Родина», «Найти флаг России, города», « Благородные поступки», « Малая красная книга», беседы – развлечения «День России», «День Народного Единства», «Не забудем никогда», «Неразлучные друзья - взрослые и дети!». РНС, сказки народов мира, стихотворения об армии, произведения про маму, чтение рассказов из серии «Мои защитники», «Никита Кожемяка», былины «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змей», Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Благинина «Посидим в тишине», «Мамин день».

Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки дают положительные результаты и являются основой для дальнейшей работы по нравственно - патриотическому воспитанию.

Организация работы с семьёй в системе нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению вертикальных семейных связей.

Семья - первый социальный институт ребёнка, где он усваивает моральные принципы и нормы, семья - транслятор нравственного, духовного опыта, имеющий огромный воспитательный потенциал.

 Действующие формы работы с детьми и родителями:

  1. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, например, чтение произведений из серии «Дедушкины медали». Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми библиотеки.
  2. Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых
    битвах и сражениях («Курская дуга», «Битва под Сталинградом»).
    Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события
    из окружающей жизни.
  3. Встречи с ветеранами труда, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы» и др.
    Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам,
    изготовление сувениров для ветеранов войны. Родители принимают активное
    участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков,
    альбомов и т.д.
  4. Проведение традиционных конкурсов семейного творчества: «Моя
    Родина-место, где я родился», «Герб моей семьи», «Моя родословная»,
    «Рисую вместе с папой» и т.д.
  5. Организация выставки детских работ военно - патриотической тематики.
  6. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной
    помощи в изготовлении атрибутики
     (макетов военной техники) и пошиве
    костюмов в  военно-патриотических мероприятиях
  7. Общее родительское собрание, посвящённое влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.
    Наш детский сад - открытое образовательное пространство, координируя
    систему работы по данному направлению, ДОУ создает условия для
    активного вовлечения родителей в воспитательный процесс:
  • Групповые родительские собрания по темам: «Что могут и должны
    сделать родители по нравственно-патриотическому воспитанию
    ребёнка», «Человек начинается с детства».
  • Заседание родительского комитета -  на данном заседании определяются совместно с родителями формы работы по данному
    направлению.
  • Психолого - педагогическое консультирование родителей, которое позволяет показать родителям возможные формы и  методы пробуждения первых гражданских чувств дошкольников, используя эмоциональный уровень восприятия информации.
  • Организация различных тематических мероприятий.
  • Оформление папки - передвижки; настенных газет, где систематизируется и иллюстрируется накопленный фотоматериал по патриотической теме.

Заключение

Было выяснено, что единого подхода к определению «нравственное воспитание» не существует, но большинство современных педагогов тактируют это понятие как систематическое воздействие, процесс, направленный на приобщение детей к ценностям конкретного общества, формирование у них моральных качеств, убежденности в значимости нравственных норм. Нравственно -  патриотическое воспитание детей, по общему мнению, является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и включает в себя воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение представлений о стране, развитие чувств ответственности и гордости за достижения страны, чувство уважения к другим народам. 

Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время.
Воспитание этого чувства у дошкольников процесс сложный и длительный. Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатление еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В настоящее время данная работа очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности  и нравственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому мы должны подойти к этой проблеме вместе. И только общими усилиями мы добьемся определенного результата.

Работа по тому направлению ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, страна.

Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления нравственно - патриотического воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Задача ДОУ – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию будет продолжаться..

Для нас это не столько самоцель, сколько образ жизни. И мы стараемся, что бы и для наших воспитанников и их родителей данная работа стала одной из главных составляющих их жизни.

 Список использованной литературы 

  1. «Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алешина
  2. «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет» авт. Парамонова
  3. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92
  4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер",2000
  5. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель - дети., М., 1985
  6. Виноградова Л. Дорогая моя столица //Дошкольное воспитание. – 1997.- №4.
    Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991
  7. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990
  8. Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В.
  9. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт. – сост. Ю.Е.Антонов, Л.В. Левина и др. – М.:АРКТИ, 2003.
  10. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
  11. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
  12. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6          лет: Методическое пособие, М., 2007
  13. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
  14. Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.
  15. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.
  16. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д
  17. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.
  18. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведотуристской деятельности / под ред. А.А. Остапца и др.
  19. Цветкова И.М. Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьёй

На современном этапе, перед педагогами дошкольных учреждений, стоит не только задача по  формированию  индивида с широким мировоззренческим кругозором, развитым интеллектом, но и воспитание ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьёй.

Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной досуговой  деятельности взрослых и детей, так как  воспитание чувств –  процесс,  который невозможно...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В данной статье раскрыто понятие патриотического воспитание детей ДОУ. Патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает, прежде всего, организацию внутренней методологической работы в...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Выступление на Круглом столе в Управлении образования администрации городского округа Троицк в городе Москве. "Духовно- нравственное воспитание в условиях глобальных вызовов 21 века"

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится: Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, ...