Выступление на Круглом столе в Управлении образования администрации городского округа Троицк в городе Москве. "Духовно- нравственное воспитание в условиях глобальных вызовов 21 века"
методическая разработка

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится: Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.pptx1.78 МБ
Файл duhovno.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственное воспитание в условиях глобальных вызовов XXI века

Слайд 3

Приоритетная задача Российской Федерации

Слайд 4

Духовно-нравственное воспитание современного общества

Слайд 5

Духовно-нравственное воспитание современного общества

Слайд 6

Духовно-нравственное воспитание современного общества

Слайд 7

Основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Слайд 8

Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях

Слайд 9

Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях

Слайд 10

Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях

Слайд 12

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

Слайд 14

Социальный способ закрепления норм поведения

Слайд 15

Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле…



Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание в условиях глобальных вызовов 21 века.


«Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности»

 Святейший Патриарх Кирилл

 “Вопрос воспитания детей всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно- нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня…»

В.В. Путин

“Улучшить условия общественной жизни может только нравственное совершенствование людей»

Л.Н. Толстой

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится: Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

В настоящее время наша страна переживает духовно-нравственный упадок. В системе образования идет целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников.  Чтобы произошло формирование гармоничной личности, развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством закрепления в детях духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье, к педагогу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в дошкольных организациях с учетом национальных и региональных особенностей. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет огромное значение; ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также над суверенитетом государств и патриотическими чувствами. Этот стандарт во многом определяет сегодня российскую образовательную политику.

Основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

1.Формирование патриотизма и гражданственности;

2.Формирование доброго отношения к окружающей природе и к друг другу;

3.Формирование духовно-нравственного отношения к культурному наследию своего народа;

4.Уважение к своей нации;

5.Знание и почитание своих национальных ценностей;

6.Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

7.Уважение к людям других национальностей;

8.Формирование доброжелательных взаимоотношений внутри коллектива;

9.Воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности;

Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в условиях глобальных вызовов: на сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе. Главными являются:

1. Крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, кризис семьи, ее разрушение. Неосведомленность семьи в вопросах духовного воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и духовных ценностей. Как следствие – необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

2. Отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.

3. Проблема, связанная с отсутствием цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи.

4. Проблема ограниченной представленности национальной культуры в современном обществе: его идеологической, научной, художественной, бытовой сферах.

5. Нарушение традиционного уклада жизни: православное мировосприятии обычаев, традиций, отношений , правил честной и доброй жизни, традиционного распорядка дня, недели, года.

6. Проблема неготовности основной части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Как следствие – необходимость осуществления системы просветительских мер по подготовке общества к реализации православно-ориентированных педагогических программ.

7.Низкий уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания на традиционной основе. Как следствие – необходимость организации специальной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

8. Проблема очень малого числа подлинных носителей традиционной православной культуры, что связано с недостаточностью живого духовного опыта, отсутствием культурологического и богословского образования даже в православной среде.

В ситуации острого духовно-нравственного кризиса в стране не может быть эффективно последовательное решение обозначенных проблем. Разовые и локальные меры не приведут к особо значимому изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей.

Невозможно переоценить особую значимость ценностей духовно-нравственного воспитания в формировании личности человека, его отношения к окружающему миру и людям, поведения в повседневной жизни. Педагогами и психологами дошкольного образования доказано, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, культуры, традиций, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства и вызывают интерес.

Поэтому, одной из важнейших задач современности становится повышение уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание должно включать не только гармоничное развитие чувств и эмоций ребенка, но и формирование поведенческих реакций, направленных на реализацию гуманистически-ориентированной нравственной позиции личности.

Источники нравственного опыта детей:

Одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания является развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации.

Нравственное развитие воспитанников на занятиях осуществляется через содержание программного и дидактического материала, личностью педагога.

Сильное влияние на нравственное развитие детей в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к себе, своей работе, к учащимся и другим людям. Эти отношения представляют для ребенка стимулом к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и зависят от его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми.

 Для становления качеств человека, таких как мужество, честность, открытость, ответственность необходимы жизненные ситуации. Важнейшем источником жизненного опыта детей являются отношения внутри семьи, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоциональной близости особой теплотой, вниманием, заботой в образовательном учреждении.

Формирование психологии дошкольника складывается из трех основных составляющих:

1.Моральное сознание

2.Моральные отношения

3.Гумманистические чувства.

Особенностью духовно- нравственного развития личности является социальный способ закрепления некоторых элементов норм поведения.

В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, ему нужно внешнее воздействие воспитателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды учебного заведения и единство религиозного и рационального факторов духовно-нравственного воспитания.

Наши дети- это наша старость. Правильное воспитание- это наша счастливая старость . плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С. Макаренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выставка педагогических достижений "Город мастеров" в рамках муниципального методического объединения воспитателей городского округа Троицк

Игра-викторина «В мире животных» В ходе игры - викторины дети в игровой форме закрепляют знания по изученной теме. Её можно проводить  со всей группой детей, по подгруппам ...

Выступление на практическом семинаре в управление образования администрации городского округа Троицк в городе Москве: «Сопровождение детей с аутизмом и другими психическими расстройствами»

Выступление на практическом семинаре в управление образования администрации городского округа Троицк в городе Москве: «Сопровождение детей с аутизмом и другими психическими расстройствами»...

Ценность нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях глобальных вызовов XXI ВЕКА.

Проблема нравственно - патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени....

Турнир по мини-футболу среди дошкольных учреждений, посвященный памяти Героя России А.А. Титова городского округа Троицк города Москвы. 3-е место.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29607601","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29607604","attributes":{"alt":"","class"...