Выступление на практическом семинаре в управление образования администрации городского округа Троицк в городе Москве: «Сопровождение детей с аутизмом и другими психическими расстройствами»
презентация по коррекционной педагогике

Петиш Светлана Ивановна

Выступление на практическом семинаре в управление образования администрации городского округа Троицк в городе Москве: «Сопровождение детей с аутизмом и другими психическими расстройствами». 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности работы с детьми с расстройством аутистического спектра в ДОУ


Предварительный просмотр:

2 слайд

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это комплексное нарушение  развития.

Для него характерны:

  • проблемы социального взаимодействия,
  • двигательные и поведенческие стереотипы.

Заболеванию характерен большой спектр расстройств – от небольших проблем в общении до полного отсутствия коммуникации и взаимодействия с окружающим миром.

3 слайд

 Нарушение социального взаимодействия может проявляться:

  • в снижении способности к установлению эмоционального контакта,

 коммуникации.

  • в трудностях установления глазного контакта,
  • в трудностях понимания взгляда, мимики, жестов, интонации говорящего.
  • в трудностях в выражении ребенком своих эмоций и понимании им состояний других людей.

 Стереотипность в поведении:

 Связана со стремлением ребенка сохранить привычные для него условия жизнедеятельности.

Может проявляться в  однообразных двигательных действиях: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки; пристрастие к разнообразному манипулированию одним и тем же предметом: трясение, постукивание, верчение; захваченность одной и той же темой разговора, рисования и т. п.

Нарушение речевого развития.  Преимущественно у аутистов нарушается коммуникативная функция. Это потребность во взаимодействии и общении с окружающими.

Ребенок с РАС может иметь и формально хорошо развитую речь с большим словарным запасом, развернутой «взрослой» фразой. Однако такая речь носит характер штампованности, попугайности. 

Ребенок не задает вопросов и может не отвечать на обращенную к нему речь.  Может увлеченно декламировать одни и те же стихи, но не использовать речь даже в самых необходимых случаях. Характерны речевые эхолалии. Может  говорить о себе в 3м лице, использовать безличные глаголы.

4 слайд

Главная задача педагога — вовлечь ребенка в совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

5-6 слайд

Правила работы с аутичными детьми :

1. Принимать ребенка таким, какой он есть.

2. Исходить из интересов ребенка.

3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.

4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

6. Чаще присутствовать в группе, где занимается ребенок.

7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.

8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т. п.)

10. Избегать переутомления ребенка.

7 слайд

Одна из особенностей аутичных детей – стремление выполнять действие  только тогда, когда она четко запрограммирована. Дети должны понимать, что делать в первую очередь, какова последовательность действий, чем закончить деятельность.

  Например на занятии физкультурой бег по кругу будет более осмысленный, если в зале на полу разложить маленькие мячики и дать задание, пробегая мимо  брать один и забрасывать в корзину. Когда все мячи будут собраны, переходим с бега на шаг. Таким образом, ребенок понимает план действий, для него они предсказуемы и ребенок становится более спокойным. Подобной осмысленности необходимо добиваться при выполнении любого задания.  

С этой целью в помещении, где находится аутичный ребенок нужно размещать пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий ребенка.

8 слайд

 Дети с РАС любят систему, поэтому их можно и нужно привлекать к сортировке предметов: разложить предметы по цвету, кубики по размеру, игрушки на свои места ( посуду к посуде, машинки к машинкам и т.д.)

9 слайд

Для развития тактильного, тактильно-зрительного, кинестетического восприятия можно использовать такие игры, как «Волшебный мешочек», «Угадай предмет». Хорошо предлагать детям вкладывать фигуры на ощупь, рамки-вкладыши,  мозаику.

10 слайд

На первых этапах работы с аутичными детьми мы предлагаем  игры с четкой последовательностью действий.  Для закрепления каждую игру нужно проиграть много раз, тогда она может стать своего рода ритуалом, которые так любят дети данной категории.  Во время игры мы четко проговариваем действия.  

11 слайд

Если ребенок работает в прописях, можно указать в них стрелкой направление движения руки.  Иногда детям необходима физическая помощь в организации действия, тогда мы буквально рукой ребенка пишем или рисуем, постепенно снижая степень помощи.

12 слайд

С аутичными детьми необходимо заниматься физическими упражнениями, так как подобные занятия помогают им лучше чувствовать свое тело, способствуют улучшению координации движений.

13 слайд

Рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами) помогает детям снять излишнее мышечное напряжение. С этой целью также полезны игры с песком, пластилином, водой, пшеном.

14 слайд

Аутичным детям трудно осваивать любой новый вид деятельности, поэтому на первых этапах  надо подбирать такие задания, с которыми он обязательно справится. Ваша помощь и ваша похвала помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка.

Работая с такими детками нужно понимать, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе.

Большую часть времени ребенок, посещающий образовательное учреждение, находится с педагогами. Поэтому роль педагогов в формирование навыков общения аутичного ребенка особо важна. Мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выставка педагогических достижений "Город мастеров" в рамках муниципального методического объединения воспитателей городского округа Троицк

Игра-викторина «В мире животных» В ходе игры - викторины дети в игровой форме закрепляют знания по изученной теме. Её можно проводить  со всей группой детей, по подгруппам ...

Приказ № 524 УО о награждении Благодарностью Управления образования администрации города Югорска

Приказ подтверждает награждение Благодарностью за успехи в трудовой, учебной и воспитательной деятельности и в связи с 25-летием педагогической деятельности....

Грамота администрации городского округа Щелково

За эффективную и плодотворную работу в рамках деятельности межмуниципального профессионального сетевого сообщества "Мозаика"...

Турнир по мини-футболу среди дошкольных учреждений, посвященный памяти Героя России А.А. Титова городского округа Троицк города Москвы. 3-е место.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29607601","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29607604","attributes":{"alt":"","class"...

Выступление на Круглом столе в Управлении образования администрации городского округа Троицк в городе Москве. "Духовно- нравственное воспитание в условиях глобальных вызовов 21 века"

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится: Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, ...