Рабочая кружковая программа средней группы (4-5 лет) по Основам безопасности жизнедеятельности. 2022-2023 учебный год
рабочая программа (средняя группа)

Юнина Наталья Александровна

Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию, сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, на природе, в сети Интернет и при использовании сотовой связи, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации.

Цель программы – познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми, в сети Интернет и при использовании сотовой связи); сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Задачи программы:

  1. Формировать первичные знания и представления о безопасном поведении в быту, социуме. Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, опасных ситуациях и способах поведения в них.
  1. Помочь овладеть элементарными навыками безопасного поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, на железной дороге, в сети Интернет и при использовании сотового телефона.
  2. Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности.

Принципы и подходы к формированию Программы:

  • принцип полноты: содержание Программы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям. Если какое-нибудь направление выпадает, то дети оказываются незащищёнными от представленных в нём определённых источников опасности.
  • принцип системности: работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении материала в течение дня. Специально организованные занятия проводятся в первую половину дня. Что касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Можно выбрать определённый день недели, можно работать тематическими циклами.
  • принцип сезонности: следует, по возможности, использовать местные условия.
  • принцип интеграции: содержание работы по ОБЖ должно соединять разные направления: изобразительную, театрализованную деятельность, ознакомление с окружающим, экологическое, физическое воспитание, а также нерегламентированные виды деятельности и отдельные режимные моменты. Необходимо использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, работа по ОБЖ не должна быть искусственной надстройкой, её необходимо естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
  • принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Основные направления работы по ОБЖ должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребёнком на конкретные предложенные воспитателем темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_prgogramma_po_obzh_dlya_sredney_gruppy.docx58.83 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ростовская область город Новошахтинск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад общеразвивающего вида № 24 «Аленький цветочек»

города Новошахтинска

СОГЛАСОВАНО                                                                          УТВЕРЖДАЮ

Протокол №_____ от ____________                                           Заведующий МБДОУ д/с №24

_______________________________                                           «Аленький цветочек»

                                                                                                        ______________И.Н. Захарова

                                                                                                        Приказ №_____от____________

Рабочая кружковая программа

средней группы (4-5 лет)

по Основам безопасности жизнедеятельности.

2022-2023 учебный год

Новошахтинск 2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка                                                                                                      3-5

Основные содержательные направления программы        

1.2 Актуальность        

Цели и задачи реализации Программы        

Принципы и подходы к формированию Программы        

Структура Программы        

  1.  Планируемые результаты освоения Программы        

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования                                     6-10      
  2.  Формы, способы, методы и средства реализации Программы                                    

Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности        

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями        

воспитанников

Описание иных характеристик содержания Программы        

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Материально-технические условия, обеспечивающие возможность достижения        11-15

планируемых результатов освоения Программы

3.2 Методические материалы, средства обучения и воспитания        

3.3 Организация образовательной деятельности        

Перспективный план работы по организации различных видов деятельности вне

образовательной деятельности

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        

Список используемой литературы        16

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Данный вариант Дополнительной общеразвивающей программы «Основы безопасности» для детей с 4 до 5 лет (далее Программа) разработана и включается в содержание основной образовательной программы Учреждения, соответствует ФГОС ДО, является инновационным документом для Учреждения. Подготовлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Программу рекомендуется использовать в образовательной деятельности с детьми среднего, в рамках основной образовательной программы Учреждения.

Программа создана на основе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной

«Основы безопасности детей дошкольного возраста»; методических пособий К.Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», К.Ю. Белой 2Формирование основ безопасности у дошкольников», О.А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т.Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту»; учебно-методического пособия для реализации образовательной программы «Мир Без Опасности» - «Информационная культура и безопасность в детском саду» И.А.Лыкова, В.А.Шипунова.

Вся образовательная деятельность выделена в 6 направлений:

«Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников»;

«Правила поведения на железной дороге «Внимание, железная дорога!»;

«Осторожно, незнакомец!»;

«Чрезвычайные ситуации»;

«Ребенок и терроризм»;

«Информационная культура и безопасность».

Основные содержательные направления программы

  1. направление «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников»

  1. Лекарственные растения.
  2. Ядовитые растения.
  3. Съедобные и несъедобные грибы.
  4. Насекомые.
  5. Кошка и собака – наши друзья.
  6. Огонь – друг, огонь - враг. 7.Электроприборы.

8. Безопасность.

  1. направление «Правила поведения на железной дороге «Внимание, железная дорога!»

  1. Железная дорога – зона повышенной опасности.
  2. Правила поведение на железной дороге.
  3. Правила поведение в железнодорожном транспорте.
  4. Запрещающие и разрешающие знаки на железной дороге.
  1. направление «Осторожно, незнакомец!»

  1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
  2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
  3. Ситуации насильственного поведения незнакомых взрослых.
  4. Если чужой приходит в дом.
  5. Самый большой друг.
  1. направление «Чрезвычайные ситуации»

  1. В мире опасных предметов.
  2. Гроза.
  3. Пожар.

4. Служба «101», «102», «103».

  1. Наводнения.
  2. Землетрясения.
  3. Осторожно, гололед!
  1. направление «Ребенок и терроризм»

  1. Не трогай незнакомые игрушки.
  2. Как вести себя при захвате.
  1. направление «Информационная культура и безопасность»

  1. Как появилась книга.
  2. Кто придумал телевизор.
  3. Как изобрели телефон. Безопасность при использовании мобильного телефона детьми.
  4. Наш помощник – компьютер.

1.2 Актуальность программы

Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию, сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, на природе, в сети Интернет и при использовании сотовой связи, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации.

Цель программы – познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми, в сети Интернет и при использовании сотовой связи); сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Задачи программы:

  1. Формировать первичные знания и представления о безопасном поведении в быту, социуме. Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, опасных ситуациях и способах поведения в них.
  1. Помочь овладеть элементарными навыками безопасного поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, на железной дороге, в сети Интернет и при использовании сотового телефона.
  2. Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности.

Принципы и подходы к формированию Программы:

  • принцип полноты: содержание Программы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям. Если какое-нибудь направление выпадает, то дети оказываются незащищёнными от представленных в нём определённых источников опасности.
  • принцип системности: работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении материала в течение дня. Специально организованные занятия проводятся в первую половину дня. Что касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Можно выбрать определённый день недели, можно работать тематическими циклами.
  • принцип сезонности: следует, по возможности, использовать местные условия.
  • принцип интеграции: содержание работы по ОБЖ должно соединять разные направления: изобразительную, театрализованную деятельность, ознакомление с окружающим, экологическое, физическое воспитание, а также нерегламентированные виды деятельности и отдельные режимные моменты. Необходимо использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, работа по ОБЖ не должна быть искусственной надстройкой, её необходимо естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
  • принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Основные направления работы по ОБЖ должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребёнком на конкретные предложенные воспитателем темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса

Структура Программы

В Программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования выделено три раздела: целевой, содержательный, организационный;

дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов

освоения Программы в каждой возрастной группе;

определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности

в каждой возрастной группе;

охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива

с семьями воспитанников;

определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Средняя группа.

Основной контингент детей вышел из кризиса 3 лет и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. У детей отмечается потребность в друзьях, резко возрос интерес к окружающему миру.

Меньшинство детей многое делают сами и не прибегают к помощи взрослых, дети способны позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых.

У детей возрос интерес к ровесникам и становится более широким в плане познания мира. Местная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно- ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Типом мышления, характерным для большинства детей, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Значительно увеличился объем памяти: дети уже

способны

запоминать небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повысилась произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Средняя группа – Знают и выполняют правила поведения в природе. Сформированы понятия «съедобный», «несъедобный», «лекарственные растения». Знают опасных насекомых и ядовитые растения. Ориентируются в помещении, на участке, ближайшей местности, знают и понимают понятия «улица», «дорога», «перекрёсток», «остановка общественного транспорта».Различают виды городского транспорта, особенности внешнего вида и назначения. Знают дорожные знаки. Сформирована культура поведения в общественном и железнодорожном транспорте. Знают и выполняют правила поведения во время игры. Знают назначение, работу и правила обращения с бытовыми приборами, ножом, вилкой, ножницами. Знают правила езды на велосипеде. Понимают и выполняют правила поведения с незнакомыми людьми. Знают о работе пожарных, причинах возникновения пожаров, правила поведения при пожарах и чрезвычайных ситуациях.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  • проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
  • знание правил безопасного поведения на улицах города, в социуме, в быту;
  • умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
  • умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
  • представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

Формы, способы, методы и средства реализации Программы Формы реализации Программы

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных

мероприятий

Свободная (нерегламентированная) деятельность воспитанников

Занятия (индивидуальные,

Дежурства

Спонтанная игровая

подгрупповые, групповые)

Коллективный труд

деятельность

Занятия комплексные

Поручения

Свободная творческая,

Интегрированные

Игры, где замысел или

продуктивная

Целевая прогулка

организация принадлежит

деятельность

Экскурсии

педагогу (дидактические,

Рассматривание книг,

Тематические встречи

сюжетно-ролевые,

иллюстраций и т.п.

(гостиные)

подвижные,

Самостоятельная

Викторины

театрализованные и др.)

двигательная активность

Конкурсы

Чтение художественной

Уединение

Презентации

литературы

Проектная деятельность

Фестивали

Спортивные и

Концерты

Интеллектуальные

Тематические и вечерние досуги

марафоны, Олимпиады

Театрализованные представления

Тренинги

Выставки

Маршрутные листы

Выпуск газеты

Коллекции

Секции

Кружки

Семейный клуб

Литературное кафе

Ярмарки

Социальные акции

Методы и средства реализации Программы

Методы по источнику передачи

информации (Е.Я.Голант, Н.М.Верзилин):

Средства:

Словесные методы:

Рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, разыгрывание и анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой, решение логических задач

Устное или печатное слово:

Фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины;

поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.); скороговорки,

загадки и др.

Наглядные методы:

наблюдаемые объекты, предметы, явления; наглядные пособия предполагает применение картинок, рисунков,

изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций,

зарисовок, коллажи, рекламные плакаты и др.

Метод иллюстрирования

Метод демонстрации

Метод показа

связан с демонстрацией объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов и др.

различные действия и движения, манипуляции

с предметами, имитирующие движения, интерактивная доска и пол

Методы практического обучения:

Скороговорки, стихотворения.

Музыкально-ритмические движения, этюды- драматизации.

Дидактические, музыкально-дидактические игры.

Различный материал для продуктивной и творческой деятельности, мини-мастерские,

«уголок мастерства», «железнодорожная станция», автогородок.

Упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и трудовые)

Приучение

Технические и творческие действия

Методы по характеру познавательной деятельности (И.Я.Лернер,

М.Н.Скаткин):

Средства:

Методы проблемного изложения: Проблемная ситуация

Познавательное проблемное изложение

Рассказы, содержащие проблемный компонент;

картотека логических задач и проблемных ситуаций;

объекты и явления окружающего мира;

различный дидактический материал; материал

Диалогическое проблемное изложение

Эвристический или поисковый метод

Репродуктивный

Информационно-рецептивный

Исследовательский

для экспериментирования и др.

Упражнения конструктивного характера (перенос освоенного способа действия на новое содержание), дидактические игры, в которых информация

является продуктом деятельности,

моделирование, эвристическая беседа

Упражнения на основе образца воспитателя, катехизическая беседа (с использованием вопросов на воспроизведение материала), составление

рассказов с опорой на предметную или

предметно-схематическую модель

Распознающее наблюдение (формирование представлений о свойствах, качествах предметов и явлений: величина, структура, форма, цвет и пр.), рассматривание картин, демонстрация кино и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы

воспитателя или детей, чтение

Творческие упражнения, элементарный опыт, экспериментирование

Метод экспериментирования:

Приемы:

Практическое экспериментирование

  • эвристические беседы
  • постановка и решение вопросов проблемного характера
  • наблюдения
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)
  • опыты
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
  • подражание голосам и звукам природы
  • использование художественного слова
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации
  • трудовые поручения, действия

Умственное экспериментирование

Социальное экспериментирование

Поисково-исследовательская лаборатория

Коллекционирование

Метод моделирования:

Средства:

Предметная модель

Предметно-схематическая модель Графическая модель

«Цепочка символов», опорные схемы, мнемодорожки, игры-алгоритмы, карточки-символы, карточки-модели,

технологические карты

Методы современных образовательных

технологий:

ИКТ

Электронные образовательные ресурсы

Здоровьесберегающие технологии Портфолио

Интерактивный пол, интерактивная доска, интерактивные пособия («Умный калейдоскоп», «Карусель», «Чудо-дерево»,

«Аквариум», «Интервью», «Дерево знаний»),

презентации

Физкультминутки, пальчиковые и дыхательные гимнастики, тропа здоровья, фитоогород и т.д.

Методы эстетического восприятия

Средства:

-побуждение к самостоятельному творчеству (описанию, словотворчеству, продуктивной художественной деятельности и художественному моделированию, пению, музицированию и др.);

-побуждение к сопереживанию;

-культурный пример;

-драматизация.

  • разнообразные продукты и атрибуты различных видов искусства (в том числе и этнического) - сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины, музыкальные произведения и другие;
  • личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения;
  • эстетика окружающей обстановки (целесообразность, её практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции, уместных аксессуаров)

Методы поддержки эмоциональной активности:

Средства:

  • игровые и воображаемые ситуации;
  • похвала (в качестве аванса, подбадривания, как положительный итог, как утешение);
  • придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.;

картотека возможных игровых и проблемных ситуаций; картотека стихотворений, загадок, закличек, в том числе предполагающих додумывание концовки воспитанников; шаблоны, полуготовые и

промежуточные варианты раздаточного

материала, разрезные картинки, пазлы,

  • игры-драматизации;

  • сюрпризные моменты, забавы, фокусы;

  • элементы творчества и новизны;

  • юмор и шутка.

нелепицы, шутейные изображения и др., инвентарь для элементарных фокусов, игрушки-персонажи, ростовые куклы, костюмы для ряженья; юморески, комиксы и др.

Комплексный метод руководства игрой

(Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова),

Разновидности игр:

Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей, как эффективного средства социализации дошкольников и формирования их достижений, представленных в целевых ориентирах

-игры, возникающие по инициативе детей (игры-экспериментирования, сюжетно- самодеятельные игры)

-игры по инициативе взрослого (обучающие, досуговые)

-народные игры (обрядовые, тренинговые,

досуговые)

Метод - экспериментирования – действенное изучение свойств предметов, преобразование его свойств, структуры, действенным путем установление взаимосвязи с другими объектами, установление взаимозависимости.

Использование этого метода позволяет управлять явлениями, вызывая или прекращая эти процессы. Ребенок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движение воздуха, агрегатное состояние воды и др.) Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи. У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположение, аргументировать выводы.

Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Благодаря практическому экспериментированию дети могут определять плавучесть предметов, свойства вода и луча света, свойства магнита и пр.

Умственное экспериментирование, в отличие от практической формы, осуществляется только в мысленном плане (в уме). Умственные исследования осуществляются с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций.

Социальное экспериментирование, актуализируется в старшем дошкольном возрасте. Своеобразным объектом изучения и эксперимента становятся отношения ребенка со своим социальным окружением: сверстниками, другими детьми (более младшими или более старшими), детьми противоположного пола, с взрослыми (педагогами и близкими).

Моделирование - процесс создания модели (образца) объекта познания (или явления) или использование имеющейся модели. В ней в отличие от самого объекта более выпукло представлены свойства и связи. Использование модели позволяет в удобное время и необходимое число раз производить различные действия, чтобы понять и освоить

образовательное содержание. В основе моделирования лежит процесс замещения реальных объектов познания условными – предметами или изображениями.

Приоритетным направлением современной государственной политики является создание и поддержание устойчивого позитивного имиджа России, как государства с богатыми ресурсами и широкими возможностями. Одним из способствующих решению этой задачи мероприятий является создание электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения.

Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Общение с родителями строится на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье.

Организуемая с семьей работа помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью.

Передача информации реализуется при непосредственном контакте педагога с родителем или использовании дополнительных средств коммуникации (телефон, Интернет и др.).

Особенность данной Программы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому педагогам следует не только учитывать это самим, но и уделять значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют.

А разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду, и наоборот. Чтобы наметить эту границу, предложите родителям выделить абсолютные запреты, написать их на одной стороне листа, а потом перенести не самые важные на другую сторону. Такую работу эффективно проводить с небольшими подгруппами родителей (4-5 человек). Таким образом, можно выделить то основное, что потребует совместных усилий педагогов и родителей. Можно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное

решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах. Такие тренинги целесообразно проводить каждые полгода, так как соотношение разрешений и запретов будет меняться в зависимости и от времени года, и от возможных изменений условий в детском саду и дома, и от особенностей развития детей.

Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы педагогов с родителями:

  • организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;
  • ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия)
  • организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);
  • ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).

Примерные темы бесед и информационных буклетов:

«Может ли ваш ребенок уйти с незнакомым человеком?», «Правила поведения с незнакомцами», «Чему должны научить детей педагоги и родители» («Пожар в доме»,

«Незнакомые люди», «Безопасность в квартире»), «Что нельзя приносить в детский сад» (острые и колющиеся предметы), «Если начался пожар, а взрослых нет дома…», «Пожарная безопасность на даче», «Пожарная безопасность в лесу», «Путешествие по улице: правила для пешеходов»

Создание рисунков взрослые – детям на темы: «Когда огонь бывает добрый, а когда злой», «Сотовый телефон», «Мой компьютер» т.д.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Материально технические условия, обеспечивающие возможность достижения планируемых результатов освоения Программы

В детском саду создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, систематически ведется работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды. Для этого используются уголок «Правила пожарной безопасности», «Знает каждый гражданин». Макеты  «Мой микрорайон», «Железнодорожный вокзал»,

«Осторожно опасные предметы», «Противопожарный щит».

Для повышения качества образовательных услуг, построения эффективного педагогического процесса, в детском саду создана развивающая среда с учетом нормативных требований и современных подходов к ее проектированию. При построении предметной среды групповых комнат нами были учтены особенности каждого ребенка: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики воспитанников, учтены потребности детей с особыми возможностями здоровья.

В детском саду имеются функциональные кабинеты: музыкальный зал,

спортивный зал,

кабинет педагога-психолога, сенсорная комната,

кабинет логопеда,

В групповых комнатах оформлены уголки безопасности «Будь внимателен!» «Правила дорожного движения», макет Привокзального микрорайона, «Внимание, железная дорога».

Методические материалы, средства обучения и воспитания

Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения являются беседы: «Пожарный - герой, он с огнём вступает в бой», «Детские шалости с огнём», «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт» «Знакомство с улицей», «Пора не пора – не ходи со двора», «Правила поведения в транспорте», «Ребёнок на улицах города», «Огонь друг или враг?», «Острые, колючие!», «Запомните детки, таблетки - не конфетки!», «Электроприборы в быту»,  рассматривание  плакатов  о  правилах  дорожного  движения.  Дидактические игры:

«Знак заблудился», «Предметы – источники», «Четвёртый лишний», «Покажи, что назову», «Это опасно», «Найди ошибку». Особенно интересно  и поучительно для детей проходят просмотр видеофильма «Уроки осторожной тетушки Совы», «Смешарики», «Маша и медведь» (телевизор), где детям дается понятие о незнакомых людях, какие опасности их подстерегают при контакте с незнакомцами, выработать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях. На занятиях с детьми изучают, как, правильно вести себя дома, когда остаются одни «Будь осторожен с огнём», «Путешествие в Простоквашино», «Пожарная   безопасность», «Безопасность   на   дорогах».   Инсценировки «Приключения колобка», «Волк и семеро козлят», «Как петушок потерялся», помогают детям понять, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения. Благодаря инсценированной ситуации у дошкольников формируется представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. Закрепляются номера служб спасения 101, 102, 103. Каждый ребёнок выступает в роли оставленного дома ребёнка. Игры-тренинги закрепляют представления:

 «Островок безопасности». Опасные ситуации, которые могут возникнуть в играх во дворе

дома, ребят могут научить мерам предосторожности. Для средних групп темы тренингов:

«Как защитить себя от незнакомца на улице?», «Как следует себя вести, если заблудился

в общественном месте», «Что делать в случае теракта?», «Общение по сотовому

телефону», «Компьютерная игра». Для детей средней группы: «Как обратиться за

помощью к прохожим, полицейскому?»,

«Какие правила нужно соблюдать пешеходу?», «Как вести себя с незнакомым животным?»,

«Один дома». С детьми младшей группы можно отработать ситуации, связанные с лёгкими травмами, обращением с электроприборами и др.

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Для этого есть примерное планирование.

Организация образовательной деятельности

Образовательная деятельность по Программе организуется в соответствии с Перспективным планом образовательной деятельности и Перспективным план работы по организации различных видов деятельности вне образовательной деятельности и носит интегрированный характер, включаясь в другую непрерывную образовательную деятельность по основной образовательной программе Учреждения.

Перспективный план

работы по организации различных видов деятельности 

вне образовательной деятельности

Месяц

Содержание деятельности

Сентябрь

1-2-3 неделя

Разноцветная осень. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила

поведения в лесу. М/Ф «Смешарики».

4 неделя

Съедобные и несъедобные грибы. Д/И «Грибы», Безопасность в лесу. «Огонь-

друг, огонь – враг!».

5 неделя

Информационная безопасность: опыт «Свойства бумаги», бытовой труд

«Поможем книге», СРИ «Библиотека»

Октябрь

1 неделя

Чрезвычайные ситуации: «Осторожно гололед!», беседа: «Улицы города», тренинг «Проезжая часть», художественно-творческая деятельность «Светофор,

дорожные знаки».

2 неделя

«Осторожно, незнакомец!» Беседа: «О несовпадении приятной внешности и добрых намерениях», «Пора, не пора, не ходи со двора»; ситуация: «Можешь ли

ты уйти с незнакомым человеком?», Р/и «Опасно-безопасно».

3 неделя

Ребенок и терроризм. Беседы: «Запомните, детки, таблетки - это не конфетки», Не трогай незнакомые игрушки», «Опасные предметы». Проблемная ситуация:

«Как вести себя при захвате?»

4 неделя

ОБЖ. Кошки, собаки наши друзья. Беседа: «Наши меньшие друзья», Д/и

«Найди детеныша», «Определи по тени», акция «Протяни руку лапе».

5 неделя

«Осторожно, незнакомец!», «Информационная безопасность».

Беседа: «Как защитить себя от незнакомца на улице?», «Пусть телевизор будет другом».

Ноябрь

1-2-3 неделя

Чрезвычайные ситуации. «Информационная безопасность». В мире опасных предметов. Макет «Осторожно, опасные предметы», Д/и «Это опасно»,

«Четвертый лишний», «Найди ошибку». Беседа «Как общаться по телефону».

4 неделя

Правила поведения на железной дороге «Внимание, железная дорога!» Железная дорога – зона повышенной опасности. Беседа «Правила поведения на железной дороге», викторина «Знатоки-железнодорожники», с/р игра «Едем на

поезде».

5 неделя

Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников. Электроприборы.

Беседа «Электроприборы в быту», «Если ты остался дома один», рассматривание плакатов «Электроприборы», д/и «Что для чего».

Декабрь

1 неделя

«Информационная безопасность». Д/и «Компьютер», «Телефон».

2 неделя

Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников. Огонь-друг, огонь

– враг. Беседы: «Пожарный герой, он с огнем вступает в бой», «Детские шалости с огнем», чтение С.Маршак «Пожар», рисование «Когда огонь бывает добрый, а когда – злой».

3 неделя

Пусть елка новогодняя нам радость принесет. ОД «Елка светится огнями».

Видеофильм «Уроки осторожной тетушки Совы», «Маша и Медведь».

4-5 неделя

Елка светится огнями. Беседа «Мы на карнавале». Ситуация «Будь осторожен с

фейерверком».

Январь

3-4-5 неделя

«Ребенок и терроризм», «Информационная безопасность». Рассматривание

плакатов «Внимание! Опасность!». Изготовление альбома «История создания телефона и, компьютера», д/и «Покажи, что назову».

Февраль

1-2-3 неделя

Осторожно, незнакомец! Проблемная ситуация: «Как обратиться за помощью к незнакомому, полицейскому?», беседа «Один дома», инсценировка «Как

петушок потерялся».

4 неделя

«Информационная безопасность»

Видеофильм «Уроки осторожной тетушки Совы».

Март

1 неделя

Ребенок и терроризм Ситуация «Как следует себя вести, если заблудился в общественном месте?». Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят». Д/и

«Запрещенные предметы».

2-3 неделя

«Правила дорожного движения важны всем без исключения»,

 «Где живут книги?», «Как появилась азбука».

4 неделя

ЧС. Землетрясение. Просмотр видеоролика «Смешарики», беседа «Как вести

себя при землетрясении?», Д/и «Опасно-безопасно».

5 неделя

Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников. Беседа «Как вести себя с незнакомыми животными?», П/и «Совушка-сова», тренинг «Не бойся и

действуй».

Апрель

1 неделя

Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников. Беседа «Чтобы не

было беды».

2 неделя

Терроризм и ребенок. Беседа «Что делать в случае теракта?», презентация

«Терроризму скажем – нет!».

3 неделя

Чрезвычайные ситуации. Пожар. С/р «Пожарные на учениях»

4 неделя

 Правила поведения на железной дороге «Внимание, железная дорога!

«Запрещающие, разрешающие железнодорожные знаки». Презентация «Что можно, что нельзя делать на железнодорожной дороге?», макет

«Железнодорожный вокзал».

5 неделя

«Информационная безопасность». Беседа «Как появилась книга»

Май

1 неделя

ЧС. Наводнение. Беседа «Что делать при наводнении?», презентация

«Осторожно, наводнение!», тренинг «Огонь, вода и медные трубы».

2-3 неделя

ОБЖ для детей. «Информационная безопасность». Проблемная ситуация «Что случится, если…», беседа «Что делать, если загорелся телевизор?», д/и «Сто бед

– один ответ».

4 неделя

Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников. Д/и «Съедобное –

несъедобное», «Определи на вкус», «Что где растет?».

5 неделя

Насекомые. Д/и «Кто живет на лугу, в саду?», альбом «Насекомые», беседа

«Осторожно, ядовитые насекомые».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Данный вариант Дополнительной общеразвивающей программы «Основы безопасности» для детей с 4 до 5 лет (далее Программа) разработана и включается в содержание основной образовательной программы Учреждения, соответствует ФГОС ДО, является инновационным документом для Учреждения. Подготовлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Программа включает в себя обобщение опыта работы в данном направлении педагогов Учреждения. Программу рекомендуется использовать в образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста, в рамках основной образовательной программы Учреждения. В программе используется практический материал (тематическое планирование, конспекты занятий, развлечения) педагогов Учреждения.

Программа создана на основе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной

«Основы безопасности детей дошкольного возраста»; методических пособий К.Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», К.Ю. Белой 2Формирование основ безопасности у дошкольников», О.А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т.Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту»; учебно-методического пособия для реализации образовательной программы «Мир Без Опасности» - «Информационная культура и безопасность в детском саду» И.А.Лыкова, В.А.Шипунова.

Вся образовательная деятельность выделена в 6 направлений:

 «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников»;

«Правила поведения на железной дороге «Внимание, железная дорога!»;

«Осторожно, незнакомец!»;

«Чрезвычайные ситуации»;

«Ребенок и терроризм»;

«Информационная культура и безопасность».

Список используемой литературы

  1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М.: АСТ, 1998.
  2. Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М.,2004.-С.43-44.
  3. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимовина.-М.: Просвещение, 1998.
  4. К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 64 с.
  5. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром/ С. А. Козлова. – М. , 1998.
  6. Мартынов, С. М. Здоровье ребёнка в ваших руках / С. М. Мартынов / Советы практического врача – педиатра: книга для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 1991.-С.123-160.
  7. Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие-СПб.: Детство-пресс, 2004.
  8. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособие для воспитателей детского сада / Э. Я. Степененкова, М. Ф. Филенко.- М.: Просвещение, 1999.
  9. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста / Т. Г. Хромцова.- М.: Педагогическое общество России, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по теме «Дорожка здоровья» (основы безопасности жизнедеятельности)

Цель  занятия - развитие основ безопасности жизнедеятельности. При помощи социо – игр у детей формировались представления о необходимости наличия витаминов в организме, о вреде микробов. В ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы "Клубничка" МКДОУ "Касторенский д/с "Сказка" на 2015-2016 учебный год.

Цели и задачи основной образовательной программы. Программа нацелена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы компенсирующей направленности «Капелька» (4-5 лет) на 2019– 2020 учебный год

   Рабочая программа средней  группы «Капелька» разработана в соответствии с Основной образовательной программой МАДОУ д/с «Малышок», в соответствии с Фед...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Средней группы «Ручеек» (от 4 до 5 лет) на 2018 – 2019 учебный год

Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативн...

Рабочая программа средней группы "Незабудка" МДОАУ ЦРР-д\сад "Фантазия" на 2017г-2018 учебный год

Рабочая программа средней группы "Незабудка" МДОАУ ЦРР-д\сад "Фантазия" на 2017г-2018 учебный год...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности 2022-2023

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности...