Доклад Тема: «Развитие сенсорных способностей дошкольников в процессе игр с прищепками в детском саду и дома»
статья

Фурсова Виктория

Сенсорное развитие ребенка с самых первых дней его жизни является залогом его успешного развития и становления полноценной личностью, а так же помогает в осуществлении разных видов деятельности. Сенсорное развитие способствует формированию различных способностей, которые определяют ребенка и его готовность к дальнейшему обучению в школе.

     В соответствии с программой нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные направления воспитания и образования ребёнка от рождения до школы:

-Физическое развитие,

-социально-личностное,

-познавательно-речевое,

-художественно-эстетическое

     Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и их интеллектуального развития.

     Уровень сенсорного воспитания во многом определяет успешность умственного, физического и эстетического воспитания ребенка.

     Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.

     В детском возрасте основной формной и содержанием организации жизни является игра. Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников.

     Именно через игру ребенок учится осязанию, восприятию, сравнению, устанавливать закономерности, принимать самостоятельные решения, усваивает основные сенсорные эталоны, а самое главное путем игры ребенок познает мир и развивается как личность. 

     Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Все это заставляет обратить внимание на предоставление ребенку условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и пальцев рук.

     Развитие ручной и пальцевой моторики имеет огромное значение в развитии устной и в будущем письменной речи ребенка.

     Действительно, развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, память мышление, воображение ребёнка. По исследованиям ученых занятие каллиграфией в младшем школьном возрасте дает хорошие результаты в развитии интеллекта и усвояемости школьной программы. Все знают, что уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №198 ДО

Доклад

Тема: «Развитие сенсорных способностей дошкольников в процессе игр

с прищепками в детском саду и дома»

        

Выполнила: Фурсова В.Е.

Новосибирск

2020

        Сенсорное развитие ребенка с самых первых дней его жизни является залогом его успешного развития и становления полноценной личностью, а так же помогает в осуществлении разных видов деятельности. Сенсорное развитие способствует формированию различных способностей, которые определяют ребенка и его готовность к дальнейшему обучению в школе.

         В соответствии с программой нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные направления воспитания и образования ребёнка от рождения до школы:

-Физическое развитие,

-социально-личностное,

-познавательно-речевое,

-художественно-эстетическое

        Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и их интеллектуального развития.

        Уровень сенсорного воспитания во многом определяет успешность умственного, физического и эстетического воспитания ребенка.

        Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.

        В детском возрасте основной формной и содержанием организации жизни является игра. Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников.

        Именно через игру ребенок учится осязанию, восприятию, сравнению, устанавливать закономерности, принимать самостоятельные решения, усваивает основные сенсорные эталоны, а самое главное путем игры ребенок познает мир и развивается как личность. 

        Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Все это заставляет обратить внимание на предоставление ребенку условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и пальцев рук.

        Развитие ручной и пальцевой моторики имеет огромное значение в развитии устной и в будущем письменной речи ребенка.

        Действительно, развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, память мышление, воображение ребёнка. По исследованиям ученых занятие каллиграфией в младшем школьном возрасте дает хорошие результаты в развитии интеллекта и усвояемости школьной программы. Все знают, что уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.

        Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Как писал физиолог И. П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

        Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми.

        Чем можно позаниматься с детьми, чтобы развивать ручную умелость? Для развития ручной умелости можно:

• Запускать пальцами мелкие волчки.

• Разминать пальцами пластилин, глину с дополнительным материалом.

• Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки.

• Переливать воду из сосуда в сосуд.

• Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

• Собирать в щепотку крупы и переносить их в другую ёмкость,  при этом приговаривая: «Пальчики собрались вместе, пальчики разбежались»; то же, но ложечкой

• Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

• Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.

• Закрывать крышки, заводить механические игрушки.

• Рисовать в воздухе.

• Играть с песком, водой.

• Играть с крышками, киндер-сюрпризами, прищепками.

• Массаж грецкими орехами.

        Предложенные игры могут использоваться как самостоятельные или включаться в НОД.

        Для того чтобы помочь детям в развитии моторики и сенсорики итальянским педиатром Марией Монтессори было разработана уникальная система работы. После многих лет практики, Мария вывела закономерность: чем более развиты детские пальчики, т. е. моторика и сенсорика, тем быстрее ребенок начинает говорить.

        «До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было»,- отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов. В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

        Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.             Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей малыша.

     На втором году жизни:

  • если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов. В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные, бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (так и пушистый воротник, и меховую шапку он называет «киской» и т.п.).
  • интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими.

        Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление.

        Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.

             Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года жизни). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми.

          Ученые считают, что прищепки появились в первобытные времена. Подобие одежды, которую носили древние люди, приходилось иногда стирать, а  потом сушить над костром или на солнце. Вот тогда и придумали первую прищепку. Состояла она из двух щепок (отсюда происходит слово «прищепка»), которые связывали высохшими жилами животных. Из жил изготавливали и жгут (прооброз верёвки), на которой вывешивали одежду.

             Помимо этого, прищепка служила своеобразной заколкой для волос и примитивной пуговицей на одежде.

            Настоящий прищепочный бум начался XIX веке. Самая удачная конструкция прищепки была придумана в 1853 году. Она представляла собой два деревянных зубца, прихваченных маленькой пружиной. Такие прищепки их в основном из пластмассы.

             Конструкция прищепки совершенствуется, меняются её функции.

             Одна из моделей прищепки XXI века называется «baby-joy» («радость малыша»). В неё встроен чип, записывающий и воспроизводящий мамин голос или компакт-диск со сказками. Для того чтобы прищепка заговорила, надо просто нажать на её «хвосты». Вот ребенку и развлечение, пока мама занята.

         Простая прищепка покорила и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Они часто используют прищепки в работе с детьми для развития мелкой моторики рук, речи и воображения, сенсорного развития, формирования пространственных представлений, обучения диалогической речи. С прищепками экспериментируют и придумывают различные дидактические игры. В структуру игры могут входить: пальчиковая гимнастика, физкультминутка, дыхательное упражнение, релаксация. Все это должно озвучиваться весёлыми стихами, загадками. Просто нужно взять руки ребёнка в свои и выполнять действия вместе с ними. И попутно задавать ему вопросы, начинающиеся со слов «сколько», «какие», «какого цвета», «где» и т.п.

             Прищепки – это очень постой и доступный материал для развития малышей. С помощью прищепок можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться различать цвета, считать, развивать фантазию, воображение и т. п.

        В младшей  группе можно сделать разнообразные формы:  морковка, тучка, солнышко, разноцветные кружочки, елочка, ежик; купить красивые прищепки и новое дидактическое пособие для детей готово!

         Малышам очень нравиться игра с прищепками. Вот так с малышами закрепляюся знания по сенсорному воспитанию, развитию мелкой моторике рук, усвоению развития произвольного вниманию и произвольного запоминания. Учимся подбирать нужные прищепки одного цвета, развиваем мелкую моторику рук, тактильные ощущения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры». Описание методической системы

Актуальность проблемы  заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия.  Известно, что развитие ощущений и восприят...

Развитие сенсорных способностей дошкольников через дидактические игры

В данной работе представлены материалы из педагогического опыта по развитию сенсорных способностей у детей дошкольного возраста через дидактические игры с использованием разнообразных методов и приемо...

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

Развитие умственных способностей дошкольников средствами физического воспитания в условиях детского сада.

Физическое воспитание предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности - внимания, восприятия, мышления, а также способов умственной деятельности (умение элементарно срав...

Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактических игр

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Пери...

Статья «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры».

Идея заключается в том, чтобы использовать дидактические игры для развития сенсорных способностей  дошкольников.Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю и...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА»

Малышам понравятся новые, яркие и необычные дидактические игры с разноцветными прищепками. Эти пособия для развития мелкой моторики несложно изготовить своими руками....