консультация для воспитателей "Роль сенсорного развития в младшем возрасте"
консультация (младшая группа)

Музыченко Светлана Ивановна

консультация для воспитателей "Роль сенсорного развития в младшем возрасте"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Консультация для педагогов

          «Роль  сенсорного  развития в младшем возрасте»

Сенсорное развитие ребёнка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе. Сенсорное развитие ребёнка с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду и в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В детском саду ребёнок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного времени к внешним свойствам предметов, их учёта и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом ребёнок должен достаточно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование так же требует исследования формы предмета, его строения. Ребёнок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образа со свойствами имеющего материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчётливые предоставления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидности, сравнение объектов по величине.

От уровня сенсорного развития зависит, каким дальнейшее обучение ребёнка. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление с сенсорной культурой человека.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представление о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов форм - геометрической фигуры, величины – метрическая система мер. Виды эталонов имеются в слуховом восприятии во вкусовом, обонятельном.

Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов, от этого и зависит формирование способностей ко многим видам деятельности. Знакомя детей с различными свойствами предметов не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними, не беда, если он треугольник будет при этом называть крышей или угольником. Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет название форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились понимать слово «форма», «цвет», «такой же».

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Ахроматические цвета – белый, серый, чёрный.

В начале у детей формируют представление о хроматических цветах. Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия.

Знакомя детей с геометрическими фигурами и их разновидностями, обучают их приёму обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а так же сопоставлению фигур воспринимаемых зрительно.

Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов по величине происходит развитие глазомера. Простейшей глазомерной задачей доступной для детей является выбор на глаз большого или меньшего предмета из двух, затем выбор предмета по образцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ, родителям. Предложенный материал рассматривает вопрос организации сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях, а также п...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей младшего возраста"

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью,...

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов домашнего обихода. Знакомиться он с произведениями  искусства (музыкой, живописью, скульптурой). И, конечно, к...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей младшего возраста"

Консультация для родителейСенсорное развитие детей младшего возраста...

Консультация для родителей "СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА"

Игры на развитие сенсорного опыта у детей раннего возраста...