Методическая разработка для воспитателей ДОУ «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Никоненко Анастасия Васильевна

Младшая группа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка для воспитателей на тему:  «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного  возраста»

Цель: привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Содержание:

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Поэтому моей задачей, как педагога, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду;  формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства, и республики Коми (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных ; труд людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшой город как наш Вуктыл,  неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представления о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Роль семьи воспитанников в патриотическом воспитании и развитии ребенка.

Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом и Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям и живой природе.

 Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

 Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке - это корни.  связывающие его с родным домом и ближайшем окружением.  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

 Проанализировав отношение детей к понятию «Родина» ; проведя опрос о родном городе среди детей группы были поставлены следующие задачи, для повышения уровня знаний детей :

 - закрепить у детей элементарные знания о месте жительства (дом, улица, название города, области)

 - расширить знания детей о природе родного края,

 - познакомить детей с историей и современностью родного города, и республики Коми;

 - сформировать у детей представление о различных сторонах жизни родного города, его жителей

 - способствовать развитию интереса к изучению города, в котором мы живём; формированию патриотического отношения к малой родине.

 Работу по ознакомлению дошкольников с родным городом проводилось по следующим направлениям:

 - природа родного края;

 - история города;

 - символика

 - достопримечательности города;

 - труд взрослых.

Так же было проведено  анкетирование , и беседы с родителями на тему «Что такое патриотическое воспитание», и нужно ли оно в детском саду. Нами было принято общее решение – поднять уровень знаний детей. Но воспитывать патриота в рамках ДОУ не достаточно. Здесь очень важно участие родителей.

 Всеобщими усилиями мы стали работать в данном направлении, нами

 - альбомы « Моя республика Коми»,  семейный альбом «Что такое счастье?»

- проведены проекты «Родословная моей семьи»

 - свой мини музей по патриотическому воспитанию.

 Привлекаем родителей  к активному участию в городских конкурсах, праздниках. Ведь совместная деятельность сплачивает детей и родителей.

 Дети с детства должны проявлять своё оптимистическое отношение к жизни города. Поэтому с детьми были организованы экскурсии на  объекты нашего города.

 Ведь получить эстетическое наслаждение от панорамы города, сделать столько открытий – все это величайшие стимулы душевных движений, обостряющих детские впечатления. Такие прогулки и мероприятия надолго остаются в памяти ребенка.

 Но ребенку надо показать Вуктыл не только как красивый город, но и  показать трудовую жизнь горожан. Эти понятия раскрываются ребенку благодаря непосредственным жизненным наблюдениям за трудовыми и общественными делами родителей. Задача взрослых – помочь ребенку в осмыслении доступных ему социальных явлений, а по возможности и приобщении его к жизни нашего города.

 Мы проводим совместные праздники и семейные гостиные. Родители вместе с детьми ухаживают за участком для прогулки. Были сделаны фигуры для интерьера участка.

Для родителей оформляется уголок с советами, планами, информацией .

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.: ЦГЛ, 2005.
  2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М:ЦГЛ,2005.
  3. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). М.: УЦ «Перспектива», 2011.
  4. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. М.: ВАКО, 2005.
  5. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. М.: АРКТИ, 2003.
  6. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  7. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. - сост. Натарова В.И. и др. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  8. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.
  9. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
  10. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Описание материала: предлагаем вашему вниманию методическую разработку по теме: нравственно-патриотическое воспитание. Методическая разработка  направлена на формирование у воспитанников старшего...

Методическая разработка по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к отцу, к матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с р...

Методическая разработка по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "От улыбки станет всем светлей"

Методическая разработка воспитателя Родионовой Евгении Викторовны по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "От улыбки станет всем светлей"...

Методическая разработка " Проект по патриотическому воспитанию детей младшего и среднего дошкольного возраста "С чего начинается Родина""

Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, мате...

Методическая разработка «Проектный метод в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

В современной педагогике метод проекта является одним из перспективных методов интегрированного обучения дошкольников - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исслед...

Методическая разработка «Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему «Знакомство с народами России»»

Методическая разработка «Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему «Знакомство с народами России»»...