Главные вкладки

    Методическая разработка по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
    методическая разработка (старшая группа)

    Светлана Николаевна Перцева

    Патриотизм – это чувство любви к Родине.

    Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к отцу, к матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

    Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

    Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение: родители, воспитатели. Большинство родителей уделяет больше внимания  ранней  ителлектуализации детей, не учитывая того, что возраст до 7 лет самый благоприятный для развития патриотических чувств.

    Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребёнок, о чём он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей «малой» Родины, гражданином России.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc368 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка»

    Методическая разработка по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

    Воспитателя

    Перцевой Светланы Николаевны

    1 квалификационной категории.

    2019 год

    Оглавление:

    1. Актуальность (цель, задачи, принципы, технологии)
    2. Формы работы
    3. Структура работы
    4. Календарно – тематическое планирование старший дошкольный возраст
    5. Ожидаемый результат
    6. Взаимодействие с родителями
    7. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
    8. Вывод
    9. Список используемой литературы

    1. Актуальность

    Патриотизм – это чувство любви к Родине.

    Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к отцу, к матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

    Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

    Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение: родители, воспитатели. Большинство родителей уделяет больше внимания  ранней  ителлектуализации детей, не учитывая того, что возраст до 7 лет самый благоприятный для развития патриотических чувств.

    Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребёнок, о чём он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей «малой» Родины, гражданином России.

    Цель: Постепенное формирование осознания дошкольниками причастности к судьбе родного края через процесс накопления знаний.

    Задачи:

    Воспитание у ребенка любви к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

    Воспитание любви и уважения к своему народу, его праздникам, обычаям, традициям.

    Формирование представлений о мире, как единой взаимосвязанной системе (природной, культурной, социальной, экологической).

    Воспитание нравственных качеств, из которых впоследствии «вырастет» чувство ответственности, ощущение принадлежности своей земле, своему народу, осознание собственной востребованности.

    Вовлечь родителей в воспитательный процесс для совместной работы.

    Принципы:

    Сочетание научности и доступности материала.

    Системности

    Непрерывности – пополнение у подрастающего поколения устойчивого интереса, интеллектуального багажа и совершенствования нравственных чувств.

    Взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов детской деятельности.

    Индивидуальный подход к ребенку.

    Технологии:

    Личностно – ориентированные

    Здоровозберегающие

    Игровые

    Проектной деятельности

    Исследовательской деятельности

    Информационно - коммуникативные

    2. Формы работы:

    Работа начинается со старшего дошкольного возраста. Только в этот период начинают складываться представления о своей национальной идентичности, которые ещё фрагментарны.

    Тематические занятия (Знакомство с Россией, её природой, историей, государственной символикой, с историей и достопримечательностями родного края).

    Продуктивная деятельность (Знакомство с народной культурой, через декоративно - прикладное искусство, выставки).

    Праздники и развлечения (Знакомство с народными традициями).

    Экскурсии по территории детского сада и к памятным местам с родителями.

    Музей «Бабушкина избушка»

    Труд детей в природе, дежурства, субботники.

    Работа с родителями.

    Построение непосредственно организованной образовательной деятельности:

    Создание положительной познавательной мотивации.

    Организация внимания детей.

    Активизация речевого опыта и обогащение словарного запаса дошкольников.

    Формирование способов оценки ребёнком собственной деятельности.

    3. Структура работы:

    Тематические блоки.

    1 Ознакомление с «малой» и «большой» Родиной.

    2 Природное окружение Смоленщины с элементами экологии.

    3 Русский народ и его традиции.

    4 Знаменитые люди Смоленщины.

    5 Никто не забыт, ничто не забыто.

    Тематические блоки

    Цели и задачи

    Содержание работы

    Ознакомление с «малой» и «большой» Родиной

    Цель: воспитание любви и уважения к родному краю

    Задачи: продолжать воспитывать любовь и чувство гордости к «малой» и «большой» Родине;

    знакомить с достопримечательностями родного посёлка, районного центра, областного центра, также со столицей нашей Родины;

    формировать представления о символах государства.

    Рассказ – беседа об истории возникновения посёлка Верхнеднепровский.

    Просмотр презентации «Мой посёлок Верхнеднепровский».

    Создание альбома «Город на Днепре».

    Составление с детьми рассказов на тему «Моя улица».

    Экскурсия по улицам родного посёлка.

    Рисование «Улицы моего посёлка».

    «Смоленск – город русской славы».

    Аппликация «Смоленская крепостная стена».

    «Москва – столица нашей Родины».

    Составление книжек – малышек «Что мы знаем о Москве».

    «Двуглавый орёл и всадник».

    «Белый, синий, красный».

    Знакомство с серией книг «История России».

    Прослушивание гимна и песен военных лет.

    Оформление патриотического уголка «Мы Россияне».

    Народные промыслы: рисование «Русская матрёшка», «Дымковская барышня».

    Природное окружение Смоленщины с элементами экологии

    Цель: воспитывать бережное отношение к природе, приумножение её красоты и богатства.

    Задачи: формировать представления о растительном и животном мире родного края;

    учить наблюдать, оказывать помощь взрослым в трудовых процессах и объектах природы;

    обогащать и систематизировать знания воспитанников о природном окружении родного поселка.

    Экскурсии по территории детского сада.

    Создание альбома: «Растения нашего участка», «Братья наши меньшие».

    Работа с «Красной книгой Смоленской области».

    «Огород – круглый год» (наблюдения, трудовые поручения на огороде детского сада).

    Проектная деятельность «Помогите птицам».

    Беседы «Как рубашка в поле выросла».

    «Хлеб всему голова».

    «Русская берёза».

    «Берегите лес».

    Смоленские поэты и писатели о природе».

    Русский народ и его традиции

    Цель: знакомить детей с традициями русского народа и родного края.

    Задачи: прививать любовь к народному творчеству (сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам);

    познакомить детей с традициями наших предков (праздниками, играми, обрядами)

    Беседы: «Наши предки - славяне», «Как играли наши предки», «Русская изба», «Народный костюм», «Традиции трапезы, кулинарии».

    Заклички, прибаутки Смоленского края.

    «Что за прелесть эти сказки Смоленского края».

    Фольклорные праздники на Смоленщине:

    «Рождество», «Пасха – Святое Христово Воскресение», «Масленица», «День Ивана Купалы», «Яблочный Спас».

    Рисование «Сундучок» (по мотивам дымковской росписи).

    Аппликация «Хохломские узоры».

    Конструирование «Кукла Масленица».

    Знаменитые люди Смоленщины

    Цель: дать детям  доступные знания о выдающихся людях – наших земляках прославивших нашу Родину и наш Смоленский край

    Задачи: воспитывать чувство гордости за то, что мы проживаем на земле таких великих предков: Ю.А. Гагарин, М. И.Глинка, М.В. Исаковский, А.Т. Твардовский и др.

    Расширять представления детей о творчестве  знаменитых земляках – поэтах, писателях, композиторах и художниках.

    Беседа «Ю. А. Гагарин – первый космонавт».

    Рисование «Космические дали».

    Конструирование «Космический корабль»

    Изготовление атрибутов к игре «Космос»

    «Наш земляк М. И. Глинка», «Вальсы в творчестве Глинки.

    Сказки в творчестве М.И. Глинки (Опера «Руслан и Людмила»)

    «А. Т. Твардовский и его Тёркин»

    «Памятники Смоленска».

    «Никто не забыт, ничто не забыто»

    Цель: донести до подрастающего поколения значение победы  светского народа в Великой Отечественной войне и армии в целом.

    Задачи: Развивать интерес к военной истории нашей Родины.

    Воспитывать уважение к Защитникам Отечества.

    Знакомить  с земляками - участниками Великой Отечественной войны.

    Рассказ – беседа «Их всех мы помним имена», «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны».

    Рисование «Нам нужен мир, а не война», «Защитники земли русской».

    Аппликация «Корабли в море».

    Прослушивание фронтовых песен, чтение стихов о войне.

    Просмотр видеофильма «Великая Отечественная война».

    Изготовление открыток для Защитников Отечества».

    Проектная деятельность «Салют победы».

    «Мы помним героев».

    Беседы: «Верные друзья – собаки», «В одном строю с солдатами».

    Презентация «Четвероногие бойцы».

    Праздник «День победы».

    4. Календарно - тематическое планирование старший дошкольный возраст.

            Месяц

                   Тема, задачи

                         Содержание работы

    Сентябрь

    «Моя семья»

    Прививать детям семейные ценности, традиции.

    Воспитывать любовь и привязанность к семье, дому, труду.

    Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках.

    Разгадывание ребуса «7 Я», работа над понятием «семья».

    Чтение и обсуждение рассказа В.Драгунского «На Садовой большое движение».

    Рисование дома для своей семьи.

    Лепка домашней утвари для игры в «Семью».

    Сюжетно – ролевая игра «Семья».

    Изготовление панно «Моя семья».

    Беседа с детьми о месте работы родителей.

    Октябрь

    «Я люблю свой поселок и район, в котором я живу»

    Расширять представления о родном крае, его истории, достопримечательностях.

    Учить видеть историю вокруг себя (в домах, памятниках, предметах быта).

    Рассказ воспитателя об истории возникновения поселка.

    Просмотр презентации «Мой поселок Верхнеднепровский».

    Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об исторических местах района.

    Встреча с интересными людьми района.

    Рассматривание фотографий: «Памятные места Дорогобужского района»

    Рисование на тему «Мой родной поселок».

    Работа с картой района и пометка на ней интересных объектов.

    Семейный праздник «Моя родословная»

    Ноябрь

    «Русский народ и его традиции»

    Углублять знания детей об истоках зарождения Древней Руси, её бытом и укладом жизни.

    Развивать словарный запас в связи с уточнением новых слов (славяне, око, предки, изба и др.)

    Знакомить с устным народным творчеством

    Знакомство с устным народным творчеством Смоленского края (исполнение песен, чтение потешек, разгадывание загадок, чтение сказок)

    Беседа о народном костюме, традициях строительства дома, украшения интерьера.

    Знакомство с народными игрушками.

    Гостеприимство; традиции трапезы; традиционная кулинария.

    Декабрь

    «По Новогодней карте»

    Знакомить детей с новогодними символами и традициями встречи Нового года в разных странах.

    Развивать речь детей, делать её более образной и яркой через восприятие ими стихотворений и сказок.

    Воспитывать любовь к христианским праздникам.

    Беседа о праздниках.

    Рассказ воспитателя о времени встречи Нового года и воображаемое путешествие по карте.

    Рассказ воспитателя о новогодних символах и обычаях.

    Оформление группы к празднику.

    Исполнение песен и чтение стихов.

    Праздник «Рождество Христово»

    Зимние постройки из снега для малышей.

    Акция «Поможем птицам зимой»

    Январь

    «Наша Родина Россия»

    Углублять знания о нашей Родине – России, её территории, национальном колорите, природных богатствах.

    Познакомить с государственными символами России (гербом, флагом)

    Беседа о территории, границах и охране границ нашей страны (работа с картой).

    Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.

    Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей.

    Составление рассказов о будущем России.

    Слушание песен о Родине.

    Рисование на тему «Моя Родина».

    Экскурсия по выставке рисунков «Моя Родина»

    Февраль

    «Москва – столица нашей Родины»

    Знакомить детей со столицей нашей Родины – Москвой, историей её основания, строительством Кремля и Крепостной стены.

    Знакомить с достопримечательностями.

    Побуждать к размышлению над тем, зачем поэты писали и пишут о Москве.

    Рассматривание макета города Москвы.

    Рассказ об основании Москвы.

    Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).

    Конструирование и аппликация «Башни Московского Кремля»

    Обсуждение стихотворения Ф.Глинки «Москва»

    Слушание песен о Москве.

    Рассматривание альбома «Памятники и музеи Москвы»

    Март

    «Моя мама»

    Учить детей с любовью и заботой относиться к самому близкому человеку – маме.

    Знакомить с традициями воспитания на Руси девочек и с деталями женского костюма, с профессиями и увлечениями женщины.

    Рассматривание репродукции картин «Мать и дитя»

    Рассказы детей о своих мамах.

    Чтение стихов исполнение песен о маме.

    Викторина «Что ты знаешь о своих родителях?»

    Изготовление подарков для мам.

    Рассматривание костюмов и деталей женской одежды на Руси

    Рисование «Портрет мамы»

    Апрель

    «Природа родного края»

    Развивать у детей интерес к природе родного края.

    Формировать целостное представление об окружающем мире, природе и человеке через формирование экологического самосознания

    Просмотр презентации о животном мире средней полосы.

    Целевая прогулка «Растения нашего участка»

    Беседа о березе  - символе России.

    Работа с «Красной книгой Смоленщины»

    Совместный труд на огороде детского сада.

    Чтение стихов о природе, исполнение песен.

    Совместная работа по благоустройству территории детского сада.

    Май

    «Этот День Победы»

    Знакомить детей с героическим пошлым Родины.

    Формировать интерес к событиям военных лет, подвигам русского народа, формировать образ солдата – Защитника своей страны.

    Беседа о героях войны.

    Беседа о подвигах солдат во время ВОВ.

    Изготовление праздничных открыток для ветеранов.

    Просмотр видеофильма «Великая Отечественная война»

    Высаживание цветов на аллею детского сада.

    Выставка рисунков «Война глазами детей»

    Экскурсия к памятнику «Танк» совместно с родителями.

    5. Ожидаемый результат

    Проявление интереса к родному краю, его достопримечательностям.

    Проявление чувств любви и патриотизма, чувства гордости за свою Родину.

    Познавательная активность, исследовательские умения и навыки.

    Проявление  детьми устойчивого интереса к народным традициям.

    Наличие у детей знаний об истории возникновения поселка Верхнеднепровский и города Дорогобужа, его достопримечательностях, символике родного края.

     Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

    Дети 6–7 лет обладают знаниями:

    Краткие сведения об истории города.

    Знают дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

    - Герб, флаг Росси.

    - О Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

    - О Родном крае, о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.

     - О Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле, о труде взрослых, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.

    - Стихи, произведения искусства поэтов и художников Смоленского края.

    - Правила безопасности поведения в природе и на улице города.

    - Имеют элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках

    - Ощущают сопричастность к социальной и окружающей среде, осознают себя полноправным членом общества.

    6. Взаимодействие с родителями

    Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.

    Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

    № п\п

    Мероприятия

    Сроки выполнения

    1

    Проведение родительского всеобуча.

    По плану ДОУ

    2

    Фотовыставка «Семейный отдых летом».

    Сентябрь

    3

    Праздник «Урожая»

    Октябрь

    4

    Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех».

    Праздник «День матери»

    Ноябрь

    5

    Круглый стол, посвященный Дню матери.

    Ноябрь

    6

    Изготовление кормушек для птиц  «Лучшая столовая»

    Декабрь

    7

    Оформление групп «Рождественская сказка»

    Праздник «Рождество»

    Январь

    8

    Конкурс плакатов «Защитники Отечества»

    Февраль

    9

    Досуг «Мой – папа ».

    Праздник «Широкая масленица».

    Февраль

    10

    Проект «Мама, папа, я – спортивная семья».

    Март

    11

    Организация совместных занятий детей и родителей.

    Апрель

    12

    Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Салют Победы»

    Проект «Мы помним героев»

    Май

    13

    День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица».

    Июнь

    14

    Оформление детских участков «Мой  садик лучше всех»

    Июль

    15

    Спортивный праздник «Здоровая семья»

    Август


    7. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов

    •         Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание  объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
    •        В процессе мониторинга исследуется интеллектуальные и личностные качества ребенка, путем наблюдений за ребенком, бесед, Обязательным требованием к построению системы мониторинга является обеспечение объективности и точность получаемых данных.
    •  Периодичность мониторинга  устанавливается образовательным учреждением и  обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает  ход образовательного процесса.
    • Содержание мониторинга  тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.
    • Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
    •                                           (Марцинковская Т.Д.)

    Ф.И .ребенка

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.Родная страна:
    Название страны
    Название города
    Домашний адрес
    Название достопримечательностей города
    Название улиц, площадей

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2.Символика
    Флаг России
    Герб России
    Герб родного города
    Гимн России

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3.История народной культуры и традиций
    Народная игрушка
    Народные праздники
    Жилище человека и предметы быта

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4.Историко- географический и природный компоненты
    Природные богатства нашей страны

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5.Личностный компонент
    Отношение к окружающей среде
    Забота о близких
    Проявление дружелюбия
    Умение управлять своими чувствами, договориться
    Умение анализировать свои поступки и поступки других

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    • Высокий уровень-
    • Ребёнок знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес.
    •  Называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей.
    • Знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города.
    • Называет  народные праздники,  игрушки,  предметы быта.
    •  Называет природные богатства России, заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей,  умеет договориться со сверстниками,  анализирует поступки.
    •  Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
    • Средний уровень-
    • Ребёнок знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес.
    • Узнаёт флаг, герб, гимн России, герб города.
    •  Затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого)
    • Затрудняется назвать народные праздники.
    • С помощью взрослого называет природные богатства России.
    • Заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь;
    • Не  анализирует поступки.

    Низкий уровень-

    Ребёнок знает названия страны, города. Но не знает своего адреса,  с трудом узнает флаг, герб, гимн.

    • Отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов
    • Не может назвать народные праздники, игрушки;
    • Не знает  природные богатства России, не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей.

    8. Вывод

     Результаты проведённого диагностирования свидетельствуют о положительной динамике  воспитания патриотизма у детей. Планомерная, систематичная работа, разнообразные формы и методы, взаимопроникновение образовательных областей, дифференцированный подход к каждому ребёнку, привлечение родителей к воспитательное  – образовательной работе с детьми  по патриотическому воспитанию позволили повысить уровень знаний детей.  Появилось более осознанное отношение к родному краю, русскому народу, его традициям, культуре, повысился интерес к изучению страны в целом. Знакомство с родным краем оказывает большое воздействие на чувства детей, совершенствуется речь, интеллект, развивается индивидуальность ребёнка. Ребёнок не только познаёт малую родину, но и выражает своё отношение к ней.

    Усвоенные детьми нравственные нормы они переносят в реальную жизнь. А это главная задача в моей работе.


    1. Список литературы

    1. Бондаренко А.Т. «Диагностика педагогического процесса в ДОУ» - Воронеж, 2010

    2.Головина А.В. «Край мой Смоленский» - Смоленск, 1995 г.

    3. Красная книга Смоленской области – Смоленск, 1994 г.

    4. Лопатина А., Скребцова  М. «Нравственное воспитание дошкольников»

    5.Маханева М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» Москва 2009

    6. Программа патриотического воспитания «Моя страна, моя Смоленщина» Смоленск 2008

    7. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» - Москва Просвещение, 2016 г.

    8. С. В. Шапошникова «Развернутое перспективное планирование по программе Радуга старшая группа». Волгоград: Учитель, 2010.

    9.С. В. Шапошникова «Развернутое перспективное планирование по программе Радуга подготовительная группа». Волгоград: Учитель, 2010.




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка на тему: «Веселая азбука" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

    К моменту начала школьного обучения дети с ОВЗ, как правило, не приобретают тех знаний, умений и навыков, которыми самостоятельно овладевают их нормально развивающиеся сверстники. Без специального обу...

    Методическая разработка на тему "Особенности лексики у детей старшего дошкольного возраста с заиканием".

    Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря – это признак высокого развития речи ребенка.Проблема формирования словарного...

    методическая разработка на тему: Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы»

    В системе дошкольного образования есть замечательный вид детской деятельности – элементарная поисковая деятельность. Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и...

    методическая разработка по теме: Художественно - эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

    Цель: развитие творческих способностей детей посредством использования практических методов и приемов.Программа на учебный год.Совместная образовательная деятельность проводится 8 раз в месяц (с сентя...

    Методическая разработка на тему: «Веселая азбука" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

    Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способносте...

    Методическая разработка по теме "Азбука пешеходов" (для детей старшего дошкольного возраста)

    Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей....