Методическая разработка на тему: «Веселая азбука" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Смирнова Евгения Александровна

К моменту начала школьного обучения дети с ОВЗ, как правило, не приобретают тех знаний, умений и навыков, которыми самостоятельно овладевают их нормально развивающиеся сверстники. Без специального обучения у них остаются недостаточно сформированы представления о предметах, явлениях окружающей действительности, природных явлениях. Часто они бывают плохо осведомлены даже в отношении тех явлений и предметов, которые им не раз приходилось видеть и наблюдать в своей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_na_temu.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Дидактические игры как средство формирования представлений об окружающем мире детей с ОВЗ.

Выполнила: учитель – дефектолог:

Смирнова Е.А.

ГБДОУ № 79 Красносельского района СПб

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Взаимоотношение человека с природой — актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшиеся в результате интенсивной производственной деятельности, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Публикации высветили и другую сторону проблемы — невысокий уровень экологической культуры, экологического сознания у большой части людей. Несомненно, что это является следствием недостаточной воспитательно-образовательной работы, призванной формировать у населения страны правильное представление и отношение к природе. Совершенно очевидно, что формировать такое представление и  отношение надо начинать до того, как человек становится взрослым, т. е. на этапе, когда закладываются основы человеческой личности, ее позиции, мировоззрение. К этому этапу относится дошкольное детство. Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие, как Я. А. Коменский [30], К.Д.Ушинский [56, 57] видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Широко известно, что К.Д.Ушинский [56] рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им в различных трудах, не утратили актуальности и по сей день. К.Д.Ушинский [56] обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные.

Познание человеком природы всегда составляло важнейшую основу его умственного развития, формирования мировоззрения. В ХХ веке идею использования природы как средства всестороннего воспитания дошкольников развивали Н.К.Крупская [75], С.А.Веретенникова [9], С.Н.Николаева [41], П.Р.Саморукова [26] и многие другие педагоги. Формирование мышления посредством изучения природы, познания ее законов и всеобщей взаимосвязи, происходящих в ней процессов — все эти вопросы теснейшим образом связаны между собой. Их комплексное исследование исключительно актуально для современного этапа развития педагогических идей, для поиска правильных, наиболее эффективных путей формирования природоведческого и экологического мировоззрения, научно обоснованного взгляда на природу, для становления и развития полноценных интеллектуальных и нравственных качеств подрастающего поколения.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Общение с природой имеет большой психолого-педагогический потенциал, но проблема заключается в том, что без готовности его «видеть», без соответствующей внутренней активности он так и останется потенциалом, не станет осуществившейся возможностью. В основе общения дошкольника с живой природой должно лежать отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных).

Пути становления осознанного, бережного и заботливого отношения к природе у детей дошкольного возраста прямо или косвенно рассматривались в исследованиях Смирновой В.В., Балуевой Н.И., Парфёновой Г.М. «Экологическое воспитание в детском саду»[48], Бондаренко Т.М.[4].  В дошкольном возрасте у ребенка, в ходе специально организованного педагогического воздействия, формируются представления. Формирование представлений о закономерностях окружающего мира – важный этап умственного развития ребенка.

Формированию представлений о природе посвящены исследования Николаевой С.Н.[41], Cаморуковой П.Г. [39], Веретенниковой C.А.[9], Шевченко С.Г. [60] и др. Ознакомление старших дошкольников с природой в форме представлений – важная педагогическая задача, способствующая как умственному развитию ребёнка, так и преследующая цель экологического воспитания личности.

1.1. Роль знаний о природе в умственном воспитании детей

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский[30]видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский [57] был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

К.Д.Ушинский[57] называл природу великой воспитательницей:  «Пробудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благородных, воспитывающих душу влияний».

Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В.Лучич[37], М.М.Марковской, рекомендации З.Д.Сизенко[77]; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А.Веретенниковой[9].

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, который часто запоминаются на всю жизнь.

Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих ученых-естествоиспытателей К.А. Тимирязева, И.В. Мичурина; писателей, художников и композиторов А.С. Пушкина, М. Пришвина, В.Бианки, И. Левитана, П. Чайковского и т. д.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в них сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.

Умственное воспитание – это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных процессов.

Накопление знаний и представлений без руководства идёт бессистемно: они могут быть поверхностны и нередко ошибочны. Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядоничении, уточнении и систематизации.

Выдающийся педагог прошлого – К.Д.Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов даёт нам полную власть над нашими знаниями»[57].

Введение в детские сады систематического обучения на занятиях явилось важным этапом развития дошкольного воспитания в нашей стране. Из года в год усложнялись задачи воспитательной работы, совершенствовались содержание и методы обучения. На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребёнка, его умственной активности и самостоятельности, в формировании разнообразных способностей дошкольника. Разработаны принципы отбора и систематизации знаний. На основе этих принципов определён примерный объём систематизированных знаний о живой и неживой природе, которые позволяют сформировать у детей первоначальное понимание некоторых важных природных зависимостей. При этом учитывалось, что детей надо знакомить с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которых существенную роль играют специфические формы мыслительной деятельности детей-дошкольников, а именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление[46].

В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, которые существенно влияет на умственное развитие ребёнка, т.е. на совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребёнка в связи с возрастом, опытом и под влиянием воспитательных воздействий[17].

Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Например, старшие дошкольники могут понимать зависимости между внешним строением животных и условиями их существования. Достаточно легко формируются представления об условиях роста и развития растений. Однако такое познание осуществляется детьми, как правило, не в понятийном смысле, а в наглядно-образной форме, в процессе предметной деятельности с познаваемыми объектами.

Обучая детей обобщённым способам обследования предметов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов можно значительно повысить уровень их зрительного восприятия. В результате такого обучения дети правильно воспринимают сложную форму предметов, оценивают их пространственные соотношения, пропорции.

Важное значение для умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей. Одна из линий усложнения этого содержания может быть представлена следующими основными отношениями действий: «часть-целое», «предмет-предмет», «предмет-система предметов». Овладение таким типом отношений оказывает существенное влияние на становление и развитие основных форм детского мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического.

Изложенные выше положения о предметном содержании мыслительной деятельности дошкольников позволит разработать логическую схему общей организации их познавательной деятельности: от выявления отдельных предметов к прослеживанию системы связей между предметами и далее к выделению отдельных свойств и качеств предметов с последующим анализом в системе межпредметных связей[17].

Чрезвычайно важную роль в умственном развитии дошкольников играет ознакомление с окружающим миром.

У дошкольников в норме большое значение в умственном развитии имеет стихийное обучение, которое происходит в повседневной жизни. У ребёнка с проблемами в развитии стихийное накопление знаний и представлений об окружающем мире не становится источником умственного развития, не создаёт основы для адекватной ориентировки в окружающем. Поэтому обучение имеет ведущее значение в накоплении знаний у ребёнка с нарушением интеллекта, в их систематизации, в том, чтобы накопление знаний способствовало умственному развитию ребёнка[27].

Педагоги и воспитатели передают детям знания об окружающем в процессе всей жизни и деятельности в дошкольном учреждении. Особую роль в этом процессе играют занятия, наблюдения и специально организованная деятельность детей.

Каждый вид занятий и каждый вид деятельности вносят свой вклад в умственном воспитании ребёнка.

Одним из специальных разделов, обеспечивающих получение ребёнком-дошкольником систематических знаний, является ознакомление с окружающим.

В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. Окружающий мир многообразен: семья, детский сад, город. Это мир взрослых, с которыми ребёнок общается, мир предметов, мир растений и животных, которые ему помогают познавать окружающую действительность. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда они будут получать не отдельные знания о предмете, а определённую систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости той или иной области действительности

[17].

Ознакомление с окружающей действительностью ведётся по разным направлениям. К этим направлениям относятся:

- ознакомление с предметным окружением;

- с природным окружением;

- с явлениями общественной жизни.

Каждое из этих направлений имеет свою специфику, знакомит детей с определённым типом свойств, связей и отношений, со специфическими для данной области действительности закономерностями. Но есть и общие задачи, которые решаются на всех этапах по ознакомлению с окружающим. Рассмотрим эти задачи.

В ходе ознакомления с окружающим, прежде всего, появляется возможность расширить представления ребёнка-дошкольника о том предметном мире, в котором он живёт, выделить и сделать предметом его внимания те материальные условия существования, которые будут его окружать всю жизнь и во многом определять условия деятельности.

Ознакомление с окружающими явлениями и объектами природы предполагает опору на существенные свойства и отношения объектов, умение выделить их, что при правильной организации обучения может способствовать формированию мыслительных процессов ребёнка-дошкольника.

Природа – существенная часть той объективной реальности, которая существует вне и помимо нашего сознания. Существование природы в своей первичной основе не зависит от жизни и деятельности человека. Это обстоятельство принципиально отделяет неживую природу от предметов, тоже неживых, но созданных человеком. Предметы, созданные человеком, подчиняется не законам природы, а нуждам человека, служат определённой цели. В них запрограммирован определённый способ употребления. Объекты же неживой природы, хотя и могут быть использованы человеком, преобразованы в соответствии с его нуждами, подчиняются законам природы и поэтому их поведение «подчиняется» не цели, а объективной причинности. Изменения, происходящие с ними и в них далеко не всегда предсказуемы, не всегда подчиняются воле человека.

Только при таком подходе становится возможным понимание циклических явлений в природе, не зависящих от воли человека, форми-рование временных представлений, понимание неожиданных явлений, однако имеющих в своей основе объективные и в полнее познавательные закономерности.

В дошкольном возрасте детей с проблемами в развитии необходимо знакомить с одним из важнейших законов существования действительности – изменчивостью. Ознакомление с природой даёт прекрасную возможность познакомить детей с постоянно происходящими изменениями состояния воды и т.п., многократно наблюдать их в естественных условиях, показать их закономерность.

Именно явления природы с их объективной закономерностью дают возможность показать ребёнку реальные причинные зависимости, подвести его к овладению элементами логических операций. По мнению К.Д.Ушинского [56] природа является лучшей пищей для детского ума и воображения. Он утверждал, что логика природы самая доступная для детей логика, наглядная и неопровержимая: «Легко себе представить, сколько ярких, верных действительности образов, совершенно конкретных, накопится в душе детей от такого живого, наглядного, осязательного курса».

Ознакомление с окружающим  может также обогатить чувственный опыт ребёнка – научить его быть внимательным к тому, что его окружает, правильно воспринимать окружающее – смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного познания – ощущений, восприятий, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы можем создать чувственную основу для слова и подготовить ребёнка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений. Закрепление образов восприятия в слове даёт большие возможности и для развития памяти ребёнка, такие образы могут быть произвольно вызваны, актуализированы в памяти ребёнка по слову, произнесённому взрослым, т.е. извне.

Особое место при ознакомлении с окружающим уделяется формированию у детей с проблемами в развитии взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений в неживой и живой природе; жизни и деятельности человека. Дети учатся видеть и понимать реальные причинные зависимости.

Значимую роль в накоплении знаний, в развитии ориентировки в окружающем мире, в формировании познавательных процессов, т.е. в умственном воспитании дошкольника, играют все виды детской деятельности. Поскольку ребёнок с проблемами в развитии приходит в дошкольное учреждение с неразвитой деятельностью, само формирование её ребёнка с новыми объектами, вооружает его новыми способами действия с ними. В процессе этих действий ребёнок сталкивается со свойствами предметов, с необходимостью учитывать эти свойства, перед ними открываются новые отношения между предметами и между людьми.

В настоящее время вопрос о методике обучения стоит особенно остро в связи с тем, что, в ряде случаев при обучении  дошкольников наблюдается неравномерное использование методов обучения, приближающихся к школьным. Важно подчеркнуть, что недооценка возрастной специфики детей дошкольного возраста может привести к значительному снижению эффективности процесса обучения на занятиях, к неполному использованию всех возможностей детей.

Таким образом, решающее значение в усвоении знаний и представлений о природе играют правильно подобранные методики, формы и методы обучения. Верный баланс в их сочетании является залогом успешного воспитания и обучения.

Все виды деятельности при правильной организации приводят к фор-мированию общих интеллектуальных умений – планированию, контролю и самоконтролю, без которых невозможно становление учебной деятельности.

Вопросы, связанные с представлениями детей с задержкой психического развития  о природе вызывают затруднения, однако, нельзя говорить, что таковые представления полностью отсутствуют.

Особенности представлений о природе детей с задержкой психического развития являются следствием нарушения познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы данной категории детей.

Ориентация дошкольного учреждения на общечеловеческие ценности значительно меняет приоритеты в воспитании, направляя основное внимание на комплексное развитие личности ребенка. Одной из важнейших составляющих этого процесса является осознание ребенком законов окружающего мира природы и способах их правильного применения, так как нарушение связей в системе «человек - природа» ведет к утилитарному, безнравственному отношению не только к среде обитания, но и к обществу в целом.

Миропонимание формируется на основе приобретенных знаний об окружающей действительности и, являясь составной частью мировоззрения человека, выражает отношение человека или общества к природе. Вследствие этого в процессе изучения окружающего мира необходимо учитывать, в первую очередь, воспитательную функцию.

Миропонимание человека формируется постепенно, в процессе его жизни и обучения, в соответствии с теми взглядами, которые присущи обществу на данном этапе его развития. Складывающаяся картина мира отражает уровень представлений людей о мире природы, их окружающей, степень понимания законов ее развития, процессов взаимодействия человека и природы. В таком обществе, где господствует представление об антагонистических отношениях человека и природы, о необходимости покорения природы, подчинения ее человеку и его потребностям, складывается и соответствующий тип поведения человека, который и формируется в процессе воспитания и обучения.

В настоящее время идет процесс переосмысления понимания человеком окружающего мира и его отношения к нему. Нарастающее число экологических катастроф, исчезновение многих видов животных и растений, загрязнение окружающей среды и ухудшение условий существования в ней привели к пониманию того, что любое целенаправленное воздействие человека на природу имеет помимо ожидаемых положительных результатов еще ряд неожиданных, иногда отдаленных во времени от самого воздействия, но крайне тревожных и опасных. Идея покорения природы, заявленная на рубеже XIX - XX вв., подчинения ее человеку, постепенно уступает место пониманию взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, что, в свою очередь, находит отражение и в системе образования и воспитания. Создаются новые программы, отражающие эту эволюцию взглядов и учитывающие новые подходы, т.е. начат этап формирования иного мышления и на его основе иного миропонимания.

Современная коррекционная педагогика уделяет значительное внимание
формированию природоведческих знаний, соответствующих современному
уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека. Позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для
успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин.

Естественно, что при обсуждении проблем коррекционного развития  детей с задержкой психического развития возникает вопрос о возможности формирования их миропонимания, которое бы соответствовало уровню современных представлений об окружающем мире.

Развитие представления о целостности картины мира имеет ряд этапов (как и любой процесс развития), одним из которых является наличие предпосылок для начала этого процесса. В данном случае возникает проблема изучения состояния у старших дошкольников с задержкой психического развития, элементарных представлений об окружающем мире, складывающихся в непосредственном житейском опыте, а также в ходе их дошкольного обучения [62].

Как отмечается в работах В.В. Давыдова [15] исторически сложившиеся в обществе понятия существуют в формах деятельности человека и ее результатах, в целесообразно созданных предметах. Отдельные люди, прежде всего дети, принимают и осваивают их раньше, чем научатся действовать с их частными эмпирическими проявлениями. Индивид не имеет перед собой некоторую неосвоенную природу, оперируя с которой он должен образовывать понятия, - они уже задаются ему как кристаллизованный и идеализированный, исторически сложившийся опыт людей. Следует предположить, что такой опыт усвоения исторически сложившихся понятий существует и у детей, имеющих задержку психического развития, хотя и менее систематизированный и полный, чем у их нормально развивающихся сверстников[27].

У детей с задержкой психического развития трудности связаны с недостаточностью собственного опыта и с особенностями развития: низкой познавательной активностью, недостаточностью внимания к наблюдаемым объектам и явлениям; сниженными возможностями актуализировать полученный опыт (например: опыт, полученный во время летнего отдыха, из-за недостаточности памяти). Недостаточность базовых психических функций обуславливает особенности мыслительных процессов детей с задержкой психического развития. Всё это делает необходимым активное участие педагога в процессе формирования полноценных знаний и представлений о природе у дошкольников с задержкой психического развития[31].

Таким образом, изучение состояния представлений о природе у дошкольников с задержкой психического развития позволяет сделать предварительные выводы:

- сравнительно более четкими у этих детей являются представления о растениях и животных, что объясняется доступностью названных объектов личному практическому опыту; однако эти представления отмечаются неточностью. Более отчетливо недостаточность знаний об окружающем мире выявляется у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Это следует учитывать при организации индивидуальной коррекционной работы;

- несмотря на то, что у большинства детей имеются представления об объектах живой и неживой природы, они недостаточно точны, не отражают взаимоотношений, существующих между объектами и явлениями окружающего их мира;

- наибольшую трудность для  детей с задержкой психического развития представляет осмысление и объяснение причинно-следственных зависимостей в мире природы, а так же вопросы, связанные с пониманием временных и сезонных изменений в природе;

- познавательное отношение носит неустойчивый характер, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста по теме:"Волшебный мир насекомых".

Проводится с использованием мультимедиа - слайдов.Цель: Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых....

Методическая разработка на тему "Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность"

      Целенаправленное эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, поз...

Методическая разработка на тему: "Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста".

Метод учебных проектов - это педагогическая технология, стерженем которой является самостоятельная исследовательская познавательная игровая продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок ...

Методическая разработка по теме: Игры для детей старшего дошкольного возраста в подготовке к обучению грамоте.

Предлагается деловая игра с целью систематизации теоретических и практических знаний педагогв по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Методическая разработка на тему: «Весна» для детей старшего дошкольного возраста.

Описание работы: Этот конспект познавательного занятия, направлен на обобщение знаний детей о весне и ее признаках.Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «С...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...

Методическая разработка на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

 Основой для полноценного развития личности ребенка выступает познавательно-речевой компонент, где доминирующая роль принадлежит речи.   Речь как ведущее средство общения сопрово...