Методическая разработка на тему "Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Опасинская Татьяна Андреевна

        Целенаправленное эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, познать красоту  во всех ее красках. Эстетическое воспитание детей направлено в первую очередь на формирование в ребёнке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазию, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

Воспитатель 1кв. категории Опасинская Татьяна Андреевна

        Целенаправленное эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, познать красоту  во всех ее красках. Эстетическое воспитание детей направлено в первую очередь на формирование в ребёнке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазию, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребёнка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнёрами, активизировать мыслительный процесс в целом.

          Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становятся содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

         Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью овладевает им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывает творческие способности, свойственные ребенку с рождения.

      Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Если создать условия для ее появления и становления, она станет  ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.

     В детском саду  уделяется внимание гармоничному воспитанию каждого ребенка. Оно осуществляется на занятиях по музыке,  изобразительному искусству, по развитию речи. 

      Особый интерес у меня вызывала тема: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность»

         Девизом к этой работе я взяла слова народного поэта Литвы Э. Межелайтиса: «Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная  душа. Душа ребенка. Прекрасное   не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота – ложь».

     Главной целью этой работы является содействие воспитанию человека с развитым миром эмоций и творческим мышлением, умеющего эстетически воспринимать окружающий мир, ценить произведения искусства, любить и беречь природу, владеющего изобразительными навыками.

        В практике  для работы с детьми я использую программу «Детство», авторами которой являются  Бабаева Т.И., Логинова В.И.В программе выделен раздел: «Художественно-творческая деятельность», раздел мир искусства включает в себя: - рисование, лепку, аппликацию и конструирование.

         Занимаюсь  изобразительной деятельностью по методике Комаровой. Т.С «Занятия  по  изобразительной деятельности  в детском саду» 

         Чтобы  детям    было  интересно   в работе, использую интегрированные занятия. В основу интегрированных уроков положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность. Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексные занятия проводятся на знакомом материале, решает несколько задач, проводятся эпизодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения  нескольких  видов деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.

       Приоритетным направлением работы моей группы является художественно-эстетическое воспитание детей. Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования.

         Занимаясь изобразительной деятельностью с детьми  на занятиях, в совместной деятельности я ставлю перед собой задачу развивать творческие способности детей, сохранять и развивать их индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения языка изобразительного искусства.  Стараюсь строить занятия так, чтобы каждый ребенок смог проявить себя при решении поставленных задач.

      При этом следует:

   - внимательно относиться к естественным проявлениям ребенка;

   - обеспечивать условия для их творчества самореализации;

   - уважать позицию ребенка в решении художественных задач;

   - удовлетворять потребности ребенка в новых знаниях, умениях, навыках, необходимых для создания задуманного образа.

     Побуждая,  детей к созданию выразительных рисунков, я активно использую методы восприятия и проживания образа  через себя, через движения, стараюсь включить детей в диалог, чтобы они не просто механически научились рисовать, а эмоционально переживали ситуацию. Например,   (психологический этюд,  игра- имитация)    рисуя деревья, мы с детьми как бы в превращаемся в них. Туловища – стволы, руки – толстые ветки, пальцы – тонкие ветки, ноготочки – листочки. Деревья бывают разные, как люди, - большие и маленькие, сильные и слабые, высокие и низкие. Дети любят превращаться и в высокую сосну, и в  могучий дуб-богатырь, и в нежную березку, у которой ветви опускаются вниз. Иногда ребенку, чтобы лучше понять и почувствовать образ, нужно сравнить его с чем-то очень близким и знакомым. Так, создавая образ красивого осеннего дерева, мы сравниваем его с распустившимся цветком, с пылающим костром, с  салютом, ковром и т.д. Создавая образ замерзшего дерева, мы отмечаем, что зимние деревья в инее похожи на снежинку, паутинку, ажурный платок, они искрятся как звездочки, а занесенные снегом – стоят как сугробы. Дети сами   находят художественный  образ.

      Известно, что развивает то обучение, которое основывается на активности, самостоятельности и инициативе воспитанников, поэтому на  своих занятиях я использую принцип вариативности, что дает возможность ребенку   самостоятельного выбора.

        Важно, чтобы, выполняя то или иное задание, ребенок нашел свой уникальный вариант его решения и создал свой неповторимый образ, а рисунки были своеобразными и отличались друг от друга.

      Одним из условий развития детского творчества на занятиях изобразительной деятельностью является использование различных изобразительных  материалов, которые  обогащают художественный опыт детей,  и позволяет им испытывать радость от результатов своего труда.

        Все окружение ребенка направлено на развитие его художественного вкуса, чему способствует грамотно организованная развивающая среда группы. Развивающая среда группы, ее стилевое и цветовое единство в оформлении активно воздействуют на ребенка и положительно влияют на его развитие. В группе – есть «полочка красоты»  (рисунки, выполненные детьми самостоятельно или совместно с мной или родителями) постоянно действует выставка детских работ (они оформляются в раму - «как у настоящих художников»); уголок творчества: репродукции картин, портреты художников, книги об искусстве. Уютная обстановка, игровое оборудование рационально размещено, в  оформлении группы присутствуют работы детей.

        Осуществляя эстетическое воспитание детей, я  увлекаю детей в сказочный мир рисования, где оживают линии, создаются иллюстрированные рассказы, приобретая навыки творческого самовыражения, развивается воображение, и проводятся и игры с изобразительными материалами, в результате которых рождается рисунок. На развитие творческих способностей ребенка большое влияние оказывает художественное слово.

       Систематическая работа по воспитанию эстетических чувств, которые вызывает поэзия, способствует и развитие художественно-творческих способностей. Дети наглядно понимают, что и художник, и поэт черпают впечатления из окружающей действительности. Загадки,   стихи,   рассказы  на различные темы  (времена года, животные, растения  и пр.) доступны   и понятны  детям, формируют в сознании маленького  человека  яркие,  зримые,  конкретные образы. Использую  их как на занятиях по изобразительной деятельности, на занятиях по развитию речи, разучиваю их к тематическим мероприятиям, а также использую  для создания рисунков на основе сюжета стихотворения.

       При знакомстве с опоэтизированной природой даю детям возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить ее значение в жизни человека, учу сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках. Так, образ леса изображен в целом ряде стихотворений: И.Буни. «Листопад», А.Пушкин «Уж небо осенью дышало», С.Есенин «Пороша», И.Сурико. «Первый снег» и др. Во все времена года лес по-своему красив.

     При знакомстве с произведениями искусства, отбираю высокохудожественные, доступные пониманию детей произведения искусства: «Золотая осень», «Деревня зимой» И.И.Левитана, «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь» И.Грабаря, «Грачи прилетели»  А.К. Саврасова, «Весна» Т.Н.Яблонского. Наглядный материал подбираю так, чтобы    настроение, возникающее от восприятия картины и стихотворения (проза) совпадали. Читая русские народные сказки,  дети учатся понимать сказочность содержания, роль природы в передаче состояния героев. Учатся замечать сочетание красок, развивается наблюдательность, умение сопереживать. Изображая героев сказки, дети учатся передавать характер образа, придумывают свой сюжет рисунка. Для детей необычно знакомство с творчеством В.Васнецова «Иван царевич и серый волк», «Аленушка».

     Дети начинают понимать эту красоту, у них воспитываются не только эстетические, но и нравственные, патриотические чувства. Беречь лес, природу – этому человек должен учиться с детства. И когда мы формируем, развиваем мир чувств,   в том числе развиваем и чувства патриотизма.

       Такая работа оказывает положительное влияние на воспитание эмоционально - гуманных чувств дошкольников и на развитие их в дальнейшем во время изобразительной деятельности.

      Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют  обыкновенные мелки, сангина, уголь; спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты. «Волшебная палочка» - карандаш или ручка обматываются с тупого конца поролоном, который привязывается ниткой. Получается большая кисточка без волосков. Используем акварельные и гуашевые краски. Они позволяют знакомить детей с холодной и теплой гаммами красок, основными и дополнительными цветами, формируют навыки смешивания цветов и получения большого количества разнообразных оттенков, также помогают  детям выразить свои эмоции и отношение к изображаемому явлению через сочетание цветов.

       Занятия по художественно-эстетическому восприятию произведений искусства строятся в единстве с самостоятельной деятельностью детей. Полученные знания закрепляются в создании осенних и зимних пейзажей – дети с помощью цвета определяют особенности цветовой гаммы, передают настроения радости или грусти; рисуя натюрморт, они учатся изображать предметы с натуры; в портрете – передавать характер и настроение изображаемого, в фигуре человека – движение.

           В   решении  задачи  по развитию творческой индивидуальности у детей я использую  разнообразные   изобразительные  техники : рисование с помощью   нити, кляксография, отпечатывание   листьев на  бумаге,     аппликацию    с    дорисовыванием,  рисование  на мятой     бумаге   и  др. Интересно   создавать  зимние  пейзажи  еще одним  способом  —  рисуя   зубной   пастой. Предварительно детям надо объяснить, что это творческий поиск.

      Дети с интересом осваивают эти  техники и испытывают радость и удовольствие. Новые методы и приемы в силу своей новизны и необычности вызывают интерес у детей, способствуют развитию творческой активности, желание вести исследовательскую деятельность.

      Немаловажный прием в развитии детского творчества – проживание ситуации успеха. В конце каждого занятия проходит анализ всех детских работ в форме разнообразных мини-выставок, где ребенок имеет возможность полюбоваться своей работой вместе со сверстниками, а вечером – с родителями.

     Таким образом, целенаправленная работа с детьми по развитию творческих способностей помогает развивать творческую индивидуальность каждого ребенка, выражать чувства посредством линий, цвета и формы.

        При  подготовке к каждому занятию я продумываю содержание предварительной работы с детьми, ищу новые формы работы, методы преподнесения для новых знаний, закрепления технических навыков. Подбираю репродукции  художественных  произведений,  иллюстрации изобразительного  и декоративно-прикладного творчества по теме,  обдумываю содержание дидактических игр и наблюдений. С целью обогащения эмоционального восприятия детей и яркого проживания образов со специалистами детского сада (музыкальным руководителем) мы проводим интегрированные занятия.

      Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий  развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Для активизации сотрудничества воспитательных возможностей родителей наиболее эффективными формами общения стали:

        Семинар-практикум «Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования, как средства обучения родителей конкретными приемами и методам развития изобразительной деятельности». Беседа за круглым столом «Знакомим детей с изобразительным искусством» помогла обсудить проблемы роли в семье в эстетическом развитии детей.

       Для того, чтобы родители стали единомышленниками и создавали необходимые условия для творческого развития и художественного воспитания своих детей, необходимо:

        - убедить их, что они на многое способны, что нет увлекательнее и благороднее дела, как учиться понимать своего ребенка, а поняв его помочь ему.

       - убедить их, что в приобщении ребенка к творчеству главную роль играет не методика, а терпение, понимание, деликатность, доброта и вера.

  - воспитать в родителях чувство искреннего уважения к любым продуктам    детской деятельности.

      Чтобы расширить кругозор родителей, оформляю папки-передвижки: «Жанры и виды изобразительного искусства», «Изобразительное искусство как средство воспитания дошкольников», «Особенности восприятия изобразительного искусства детьми дошкольного возраста»,  «Приобщение ребенка к искусству в семье»

 папки-раскладушки, где они знакомятся с методическими рекомендациями, получают психологические и педагогические советы.

       Помогаю     родителям  увидеть и понять, что  изобразительное творчество – могучее  средство развития  и  коррекции внутреннего мира  ребенка, что, занимаясь  изобразительной  деятельностью,  ребенок проявляет свое  неравнодушие, сопричастность к  близким,    к  сказочным   героям, к животным, растениям, приобщается к народным традициям,  народной культуре, что роль родителей  в  самостоятельной  деятельности детей велика; объясняю,  с каких позиций надо подходить к ребенку, когда он занят творческим делом.

           Во время индивидуальных консультаций, которые проводятся по запросам родителей, а также по окончании родительских встреч родители знакомятся с достижениями своего ребенка, получают методическую помощь и рекомендации по развитию его индивидуальности.

     Одной из результативных форм работы с родителями являются выставки совместного творчества: «Мир в рисунках детей», «Мой любимый город». Их цели – вовлечение родителей в процесс развития творческому взаимодействию детей и родителей через организацию условий для совместной деятельности.

       В своей работе широко использую технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат.

     При подготовке к выставке особое внимание уделяется подготовительной работе с детьми. Я пытаюсь увлечь их этой деятельностью, чтобы они активизировали к сотворчеству своих родителей, стараюсь заинтересовать детей, показывая им готовые работы, побуждаю к созданию совместных с родителями композиций. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных,  выполненных совместно с детьми, работ и активно участвуют в выставках: «Ах лето, лето»,«Полянки с цветами», «Золотая осень», «Зимние забавы», «Зимняя сказка», «Весенняя капель», «Вот и лето пришло…» и др.

       Помимо выставок в детском саду мы с детьми и родителями участвуем в разнообразных городских, краевых  и  Всероссийских художественных конкурсах: «Мой любимый город», «Искорка» «Чудесница Клюковка», «Давай раскрасим вместе мир», «Снова осень», «Чуковский», «Зимняя  фантазия», «Во саду ли в огороде»,«Святые заступники Руси»

           Воспитанники, принимая  участия в разных Всероссийских конкурсах рисунков занимали призовые места. В конкурсах «Жители прекрасного болота» и «Чуковский» мои воспитанники заняли первое и второе место.

           Перспективы на будущее. Продолжать вести работу с родителями: через  информационные стенды, семинары-практикумы, провести  анкетирование по вопросам художественно-эстетического  развития детей. Продолжать принимать участие в разнообразных Всероссийских художественных, краевых и городских    конкурсах. Создать с детьми книги: «Ярмарка народных промыслов», «Рукотворная сказка», «Зимняя история», «Дыхание весны»,

       В.А.Сухомлинский писал: “Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
                                                 Литература

1.Галанов А.С. и другие «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».

2.Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество».

3.Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников по изобразительному искусству».

4.Доронова Т.Н., Гербова В.В. и другие «Радуга»,  программа.

5.Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность».

6.Доронова Т.Н., Е.В.Соловьева и другие «Дошкольные учреждения и семья».

7.Зверева О.Л., Т.В.Кротова, «Родительское собрание в ДОУ».

8.Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста».

9.Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Художественная культура».

10.Комарова Т.С., Совенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».

11.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности "Юный художник"

Кружок «Юный художник» направлен на эстетическое развитие ребёнка.Данный кружок рассчитан на два года обучения для детей с 5 до 7 лет.Педагогом разработана серия занятий по темам (овощи, фрукты, челов...

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность /Методическая разработка/

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возрастачерез изобразительную деятельность/Методическая разработка/  Программные задачи:-продолжать формировать интерес детей ...

Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности

Содержанием разработки является  тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...

Методическая разработка по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности " Юный художник"

Кружок «Юный художник» направлен на эстетическое развитие ребёнка.Данный кружок рассчитан на два года обучения для детей с 5 до 7 лет.Педагогом разработана серия занятий по темам (овощи, ф...

Перспективный план работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Перспективный план работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельностьЭтапы Месяцы по неделямрисованиелепкааппликация  2 этапПрактиче...