Рабочая программа по теме: «Формирование эмоционально-эстетического отношения к природе Алтайского края у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность»
рабочая программа на тему

Здесь представлена авторская рабочая программа по изобразительной деятельности с учетом регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx45.13 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

              Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют

закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленные

наблюдения с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес  к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее. Нет ничего прекраснее природы родного края, места, где ты живешь, где ты родился, где каждый день прогуливаешься по знакомым улочкам и паркам. Общение с природой родного города вызывает яркие, положительные эмоции в душе ребенка, что не может ни сказаться на его творчестве и жизненном мировоззрении.

           Основной целью деятельности нашего образовательного учреждения является: создание единого развивающего пространства, обеспечивающего взаимодействие всех субъектов образовательного пространства (детей, педагогов, родителей) для эффективного и полноценного освоения детьми содержания образовательных областей, их психофизического, интеллектуального, социально-эмоционального, творческого и личностного развития. 

         Осуществление моей рабочей программы позволит повысить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о явлениях и объектах природы родного города, сформирует положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное отразится на содержании и качестве детских рисунков, использовании разнообразных  выразительных средств в них.       Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребёнок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие в процессе наблюдений. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимодействий явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания. Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать её, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным “живым” общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений  неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к растениям, животным, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности. Детские пейзажи всегда особенные. Ребята используют различную технику выполнения работ: акварель, гуашь, восковые мелки и т.д. С детства, научившись понимать природу, ценить её, ребёнок, будучи взрослым, сможет испытать на себе её благотворное влияние. Искусство и изобразительная деятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить

пока элементарные, но  нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве.

          Рабочая программа в целостном образовательном процессе будет реализовываться через экскурсии в природу, наблюдения, беседы, рассматривание предметов искусства, репродукций картин, посещения музеев, выставок, творческих встреч с местными художниками, поэтами и музыкантами, экскурсии в библиотеку, художественную школу, художественное училище.  

           Нормативно – правовые документы, используемые при разработке рабочей программы:        

- Закон РФ «Об образовании» от  29.12.12 г № 273 ФЗ;

- Концепция дошкольного воспитания(1989);

-  ФГОС приказ Мин.обр. науки № 11. 55 от 17. 10. 2013г.

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.07.95 г. № 677 (с изм.);

- Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение 2 к Письму Минобразования РФ от 31.01.2001 г. № 90/30-16)

           Цель программы: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-эстетического отношения к природе Алтайского края через изобразительную деятельность.

          Задачи программы:

- формировать представление о красоте окружающей природы, способность испытывать радость от общения с ней;

- создавать условия для самостоятельного изображения природы в детских рисунках;

- поддерживать интерес к природе родного края и ее изображению на картинах художников.

        Особенности детей:

В детском саду функционирует 6 возрастных групп:

- 2 младшая группа 3-4 года;

- средняя группа 4-5 лет;

- старшая группа 5-6 лет;

- две подготовительные к школе группы 6-7 лет;

- разновозрастная специализированная группа для детей с ОНР 5-7 лет.

У детей с ОНР отмечается недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики. При наличии неврологической симптоматики в поведении детей с ОНР отмечается повышенная нервозность, суетливость, двигательное беспокойство, агрессивность и повышенная конфликтность, тревожность, пониженный фон настроения. Дети с ОНР недостаточно уверенны в себе, малоинициативны, недостаточно общительны в силу несформированности  коммуникативно-речевых навыков.  Общение с природой, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, творчество в изобразительной деятельности может помочь детям с ОНР справиться с этими проблемами.

Как показывают наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, а также анализ их рисунков, в нашем детском саду много творчески одаренных детей. Талант и инициативу таких ребят нужно поддерживать и развивать, что и предполагает предлагаемая рабочая программа.      

        Предполагаемые результаты.

После реализации рабочей программы дети будут готовы и способны:

- замечать красоту окружающего мира природы, изменения, которые в ней происходят;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- обладать элементарными представлениями из области живой природы;

- бережно относиться к животным и растениям;

- передавать различными изобразительными средствами впечатления об увиденном (природу в разные времена года);

- чувствовать потребность в диалоге с произведениями искусства и живой природой;

- высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений, а также свое отношение к творчеству художников;

- знать биографию и творчество художников и поэтов г. Новоалтайска.

После реализации рабочей программы в детском саду будут созданы:

- мини-музей творчества художников г. Новоалтайска;

- картотека стихотворений о природе поэтов г. Новоалтайска и Алтайского края;

- фонотеки видео- и аудиозаписей с музыкой русских композиторов и композиторов города, края;

- подборка презентаций творческих встреч с художниками и поэтами г, Новоалтайска.

      Срок реализации: 1 год (с сентября по май).


Календарно-тематическое планирование.

Непосредственная организованная деятельность

Организованная деятельность в режиме дня

Самостоятельная деятельность детей

Сотрудничество с семьей

Сентябрь

Тема: «Любимый сердцу уголок»

Занятие-беседа «Как я провел лето»

Цель: Побуждать детей делиться своими  впечатлениями от летних каникул; описывать события ярко, эмоционально, красочно.

Рисование «Двор моей мечты»

Цель: развивать фантазию, воображение детей, используя при этом различные изобразительные средства и способы рисования.

Составление и рассматривание альбома «Летние пейзажи художников г. Новоалтайска»;

Составление и рассматривание фотоальбома «Алтайское лето»;

Исследовательская деятельность: «Почему дерево не падает»;

Мини-сочинение «Погода и мое настроение»;

Экскурсия в художественную школу;

Чтение стихов: «Люблю свою Россию»А. Гринюк, «А мы с тобой с Алтая родом…» В Родионов,

«Есть городок молодой на Алтае...» Г. Плотникова

Рисование летних этюдов

Фоторепортаж «Летние каникулы»

Октябрь

Тема: «Золотая осень на Алтае»

Экскурсия в парк

Цель: Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать её красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, писатели и композиторы; учить видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать её звуки, запахи, формы

Занятие-беседа «Осень в картинах художников г. Новоалтайска»

Цель: Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, сопереживание настроению художественного произведения, желание любоваться им; развивать художественное восприятие детьми картины - видение единства содержания и средств художественной выразительности.

Рисование золотой осени различными изобразительными средствами

Цель: Учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдений за осенней природой, передавать колорит осени в ясный день: яркую, разнообразную по цвету окраску листвы.

Составление и рассматривание альбома «Осень в картинах русских художников»;

Составление и рассматривание альбома «Осенние пейзажи художников г. Новоалтайска»; Составление описательных рассказов по картинам;

Рассматривание осенних деревьев;

Исследовательская деятельность: «Почему у осенних деревьев разный цвет листьев»;

Чтение стихов: «Ну вот и явилась! Богачка!», «Осень» Ю. Першин, «Осенний пейзаж» А. Пашков;

Экскурсия в школу № 12 на выставку картин В. Гричухина

Рисование осенних этюдов;

Составления гербария «Опавшие листья»;

Д/и «Осенняя палитра»;

Рисование пластилином

Выставка поделок «Дары осени»;

Сочинение на тему: «О чем шепчутся деревья»

Ноябрь

Тема: «Поздняя осень»

Рисование «Пасмурный, ветреный осенний день»

Цель: Учить отражать в рисунке ветреную погоду через изображение наклоненных в одну сторону веток, через листья, летящие в одном направлении; передавать в рисунке колорит хмурого осеннего дня через подбор соответствующих красок; учить детей приглушать яркий цвет красок; воспитывать интерес к рисованию.

Составление и рассматривание альбома «Поздняя осень в картинах художников г. Новоалтайска»;

Наблюдения за погодой и природой;

Мини-сочинение «Чем пахнет осень»;

Мини- сочинение «С каким деревом я бы хотел подружиться»;

Исследовательская деятельность: «Зачем опадают листья»;

Чтение стихов: «Прощание осени» Л. Быкова, «Осень» Б. Портнягин, «Прощанье с осенью» Н. Чащин

Д/и «Палитра поздней осени»;

Д/и «Найди картины, где изображено начало, середина и конец осени»

Сочинение на тему: «Разговор деревьев в конце осени»

Декабрь

Тема: «Зимняя палитра родного города»

Экскурсия в зимний парк

Цель: Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать её красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, писатели и композиторы; учить видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать её звуки, запахи, формы.

Занятие «Какого цвета снег»

Цель: Учить детей замечать оттенки снега при разном освещении в разную погоду и в разное время суток. Подвести детей к пониманию того, что снег бывает не только белый; определить факторы, которые влияют на цвет снега.

Рисование зимних пейзажей различными изобразительными средствами

Цель: учить отражать в рисунке услышанное и увиденное ранее на занятиях и в процессе наблюдений; продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка - располагать предметы ближе, дальше; развивать воображение.

Наблюдения за погодой и природой;

Исследовательская деятельность: «Почему елка всегда зеленая»;

Составление и рассматривание альбома «Зимние пейзажи русских художников»;

Составление и рассматривание альбома «Зима на Алтае»; Составление описательных рассказов по картинам;

Чтение стихов:

«Первый снег» Н. Чащин,

«Заколдованный лес»Т. Ермоленко, «Моя, снежная Русь!»

А. Светловская

Рисование зимних этюдов;

Рисование: «Портрет царицы Зимы»;

Д/и «Зимняя палитра»;

Рисование пластилином

Выставка «Новогодняя композиция»

Январь

Тема: «У января веселая улыбка»

Занятие-беседа «Зима в картинах художников г. Новоалтайска»

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи: цветосочетание зимнего состояния природы; рисунок, передающий характер образов; композиционные построения картин. Развивать эстетические оценки, суждения; обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой.

Рисование иллюстраций к стихотворению

Ю. Першина «У января веселая улыбка»

Цель: развивать интерес детей к изобразительному творчеству, посредством знакомства с жизнью и творчеством Ю.И. Першина; учить иллюстрировать стихотворение, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и техники рисования.

Рисование морозных узоров

Цель: Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и пр.). Совершенствовать технику рисования концом кисти.

Исследовательская деятельность: «Почему появляются морозные узоры»;

Сочинение на тему «Зимняя сказка»;

Разучивание песни «У января веселая улыбка» стихи Ю. Першина, музыка Л. Горцуевой;

Сочинения «Зимний сон деревьев»; Наблюдения за погодой и природой;

Чтение стихов: «Иней», «Зимняя заря» Л. Мерзликина;

Творческая встреча с Ю. Першиным

Рассматривание альбомов: «Зимние пейзажи русских художников», «Зима на Алтае»

Фоторепортаж «Зимние каникулы»

Февраль

Тема: «Зимняя ночь на Алтае»

Занятие-беседа «Зимние картины с разным настроением»

Цель: Развивать у детей эмоциональное восприятие цвета, вызывая отклик на настроение живописных пейзажей, обратив внимание на то, что цвет в живописи - это основное средство выразительности и что в пейзажных картинах художник с помощью цвета может показать настроение, которое вызвало у него общение с природой.

Рисование «Зимняя ночь»

Цель: Учить детей видеть красоту зимнего ночного пейзажа, замечать его отличие от дневного. Учить подбирать соответствующие времени года и части суток краски; совершенствовать умение рисовать деревья, тени, падающие от них.

Исследовательская деятельность: «Почему зимой рано темнеет»;

Наблюдения за погодой и природой в вечернее время;

Чтение стихов: «Зимний вечер»

Н. Чащин

Д/и «Перспектива»;

Д/и «Собери пейзаж»

Акция «Кормушка для птиц»

Март

Тема: «Архитектура родного города»

Занятие «Архитектура, как вид изобразительного искусства»

Цель: Познакомить детей с понятием архитектура, архитектурными сооружениями прошлого и настоящего.

Рисование «Дом будущего»

Цель: развивать фантазию, воображение детей, используя при этом различные изобразительные средства и способы рисования.

Составление и рассматривание альбома «Старый Новоалтайск в картинах художников»;

Составление и рассматривание альбома «Современная архитектура города»;

Составление и рассматривание альбома «Архитектура в картинах русских художников»;

Составление описательных рассказов по картинам;

Чтение стихов: «Белоярское утро» В. Гричухин, «Город наш начинался с поселка…»А. Гринюк, «Крепость моя – Белоярск», «Гудок АВЗ»

Т. Ермоленко, «Мой город»

В. Комович, «Фонтан», «Новоалтайск» Т. Верхоланцева, «Новоалтайск – прекрасный город» К. Попова;

Сочинения на тему: «О чем мечтает старый дом, новый дом»;

Экскурсия на выставку картин В. Стволова в музей

Строительные игры с кубиками, конструктором;

Д/и «Юный архитектор родного города»

Фоторепортаж «Двор, в котором я живу»

Апрель

Тема: «Весна. Ледоход»

Экскурсия в весенний парк

Цель: Учить замечать красоту окружающей природы, сезонные изменения, которые в ней происходят; радоваться пробуждению природы.

Занятие-беседа «Весна в картинах художников г. Новоалтайска»

Цель: Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы. Обратить внимание детей на композицию картин; развивать умение соотносить по настроению живописный образ с поэтическим и музыкальным.

Рисование «Весна. Отражение в воде»

Цель: Учить детей передавать в рисунке впечатление от весенней природы; закреплять умение рисовать деревья и их зеркальное отражение в воде; развивать наблюдательность, эстетическое восприятие окружающего мира.

Наблюдения за погодой и природой;

Исследовательская деятельность: «Как пробуждается природа»;

Составление и рассматривание альбома репродукций картин «Весенняя природа»;

Составление описательных рассказов по картинам;

Чтение стихов:

 «Ледолом» Г. Володин, «Апрельское» Г. Плотникова,

«Апрель» В. Климова,

«Апрель» Ю. Першин,

«Проталинка» Л. Мерзликин

Рисование весенних этюдов;

Рисование ледохода на реке Чесноковка;

Д/и «Весенняя палитра»

Акция «Дом для птиц»;

Фоторепортаж «Лед идет»

Май

Тема: «Сирень цветет так дружно, так роскошно…»

Экскурсия в цветущий парк

Цель: Учить замечать красоту окружающей природы, сезонные изменения, которые в ней происходят.

Рисование «Цветущий месяц май»

Цель: Учить передавать в рисунке форму и строение куста сирени, изображать на кусте соцветия, собранные в кисти; передавать их форму и цвет; закреплять умение смешивать краски для получения сиреневого   цвета.

Наблюдения за цветущими деревьями, насекомыми;

Исследовательская деятельность: «Какие цветы расцветают первыми»;

Составление и рассматривание альбома репродукций картин «Город в весеннем цвету»;

Сочинение на тему: «О чем рассказал первый весенний цветок»;

Составление описательных рассказов по картинам;

Экскурсия в Новоалтайское художественное училище

Рисование «Портрет царицы Весны»;

Д/и «Из чего состоит пейзаж»;

Рисование пластилином

Фоторепортаж «Наш город в весеннем цветении»


Целевые ориентиры развития ребенка в процессе

реализации рабочей программы:

- ребенок проявляет любознательность;

- задает вопросы взрослым и сверстникам;

- интересуется причинно-следственными связями;

- пытается  самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором живет;

- знаком с произведениями детской литературы;

- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории родного города.

Методическое обеспечение программы:

- Закон РФ «Об образовании» от  29.12.12 г № 273 ФЗ;

- Концепция дошкольного воспитания(1989);

-  ФГОС приказ Мин.обр. науки № 11. 55 от 17. 10. 2013г.

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.07.95 г. № 677 (с изм.);

- Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение 2 к Письму Минобразования РФ от 31.01.2001 г. № 90/30-16);

- Программа «Воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильева,

Москва – Синтез 2006г.

- Программа «Группы здоровья» В.Г. Алямовская, Москва «Просвещение»

- Программа «Я человек» С.Н. Козлова, Москва «Просвещение»

- Программа «Радуга» Т. Н. Доронова, Москва «Просвещение» 1993г.

- Программа  социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Расти счастливым» Т.Д. Пашкевич, Барнаул 2002г.

- «Малыш в мире искусства родного края» Е.В. Затееева , Учебно-методический комплекс художественно-эстетического образования дошкольников, Барнаул 2006 г.

- Программа художественного воспитания, обучения и развития  детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыкова, Карапуз-дидактика Москва 2006г.

- «Знакомим с пейзажной живописью» Н.А. Курочкина Санкт-Петербург «Детство-пресс»2003г.

- «Знакомим с натюрмортом» Н.А. Курочкина Санкт-Петербург «Детство-пресс»2003г.

- Серия «Сказки о художниках» С.В.Виноградова, Издательство «Белый город»

- «Какого цвета снег» Издательство «Малыш» 1988г.

Альбомы художников города Новоалтайска:

- Альбом «Пейзажи В. Стволова «Времена года» Барнаул 1998г.

-Альбом Пиргельди Довлетович Широв «Живопись. Графика» Издательство ОАО «ИПП «Алтай»

- Альбом Ильбек Сунагатович Хайрулинов «Живопись» Алтай 2005г.

- Альбом «Мы из Новоалтайска» составители: И. Хайрулинов, В. Стволов, Барнаул 2003г.

Сборники стихотворений поэтов города Новоалтайска:

- «Мой Новоалтайск» коллективный поэтический сборник, Новоалтайск 2007г.

- Л.С. Мерзликин «Мамина шаль» Стихи для детей ОАО «Алтайский полиграфический комбинат» 2003г.

- Т. Баскакова «Подсолнушки» сборник стихов для детей, ЗАТО Сибирский

- Н. Чащин «От мала до велика» стихи и мини-проза

- Г. Володин «Волны души» ГИПП «Алтай»2001г.

- «Новоалтайск литературный» коллективный сборник новоалтайского творческого объединения «Диалог» ООО «Издательство «Вечерний Новоалтайск – Добрый день» 2012г.

- Ю. М. Першин «Разнотравье» ГИПП 2001г.

Рекомендуемые к рассматриванию картины художников г. Новоалтайска:

В.Ф.Стволов

«Апрель. Талые воды»                                   «Лыжня»

«Весна в лесу»                                                 «Река Лосиха. Осень»

«Тихо и солнечно»                                           «Февраль. Иней»

«На лугах. Октябрь»                                        «Сосны. Снег. Солнце»

«В конце сентября»                                          «Сельский мотив»

«Тропинка зимой»                                           «Зной. Июль – 97»

«Меж крутых бережков…»                             «Краски осеннего вечера»

«Обь – река сибирская»                                   «Тишина»

«Осень в конце сентября»                                «Просторы»

«Август, Окрестности Барнаула»                   «Иней. Октябрь»

«Зимний этюд»                                                 «Верба цветет»

«Лодочный причал на Бии»                            «Ветер несет грозу»

«Танец. Березовый хоровод»                          «Зима. Стожок и солнце»

«Теплый денек»                                                «Журавли курлыча улетают»

«Майская зелень»                                             «Весна. Распутица»

«А дорога дальше мчится»                             «Дыхание осени»

«Малая Родина»                                               «Снова березы и осень»

«Новоалтайск, улица Анатолия»                     «Новоалтайск растет»

«Вокзал строится»                                            «Старая Чесноковка»

«Привокзальная площадь»                              «Завод ЖБИ. г. Новоалтайск»                  

«На восточной окраине                                    «Старый дом»

(Строительство хлебокомбината)»                   «Лосиха осенью»

«Город строится»                                               «Зима-1969. ул. Тургенева»

«Здравствуй, солнышко!»                                  «Просторы»

«Ива вековая»                                                      «Мостик свиданий»

«Ледоходное шоу на Поперечной»                    «Как бы мне рябине»

«А, багульник цветет» (последняя работа)

П.Д. Широв:

«Катунь»                                                             «Присягино»

«Этюд. Завод Алтайвагон»                                «Алтайская зима»

«Вид из окна мастерской (Алтайвагон)»           «Пришла весна»

«Детская поликлиника г. Новоалтайска»          «Новоалтайская церковь»

«Санниково»                                                       «Белый Алтай»

«Утро в Горном»                                                     «Теплое озеро в лютом феврале»

«Катунь»                                                             «Зимняя дорога»

«Осенняя прогулка»                                           «Софийский собор»

«Осень. Царское село»                                        «Дворцовая площадь»

«Памятник Петру»                                               «У Сфинкса»

В.П. Гричухин:

«Возвращение домой»

«Белоярск после грозы»

«Ожидание»

«Первый снег»

«Белоярское утро. 18 век»

И.С. Хайрулинов:

«Сирень в белой вазе»

«Верба цветет»

«Здесь живет хариус»

«Молодой месяц»

«Осень»

«Белая ночь»

«Утро. Соловьи поют»

«Нева. Исаакиевский собор»

«Цветет сирень»

«Речка. Полдень»

«Мороз и фиалки»

А.З. Хайрулинова:

«Туман»

«Ая»

«Мой дворик»

«Мульта»

«Вечер»

«Свято-Георгиеский храм в Новоалтайске»

«Осеннее озеро»

«Водопад Корбу»

«Зимняя Мульта»

«Радуга над Кучерлой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОПЫТ РАБОТЫ  ПО ТЕМЕ: «ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Консультация для воспитателей "Средства, методы и формы обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности».

В материале раскрывается дифференцирование методов, средств, приёмов обучения с  учётом возраста детей, их знаний и опыта....

Формирование основ толерантного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста (краткосрочный проект)

В современном обществе дух нетерпимости, неприязни к людям «не таким как все», к их образу жизни и привычкам всегда существовал и, к сожалению, продолжает существовать как в обществе в цел...

«Рабочая программа учителя – логопеда Пушкаревой Надежды Сергеевны по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2018 - 2019 учебный год

Рабочая  программа  учителя – логопеда  по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) интересна будет начинающим логопедам...

Рабочая программа дополнительного образования по правилам дорожного движения «Азбука дорожной безопасности» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: систематизация знаний детей по правилам дорожного движения, привитие навыков правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдение и осознанное выполнение правил до...