Консультация для воспитателей "Средства, методы и формы обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности».
консультация по рисованию (подготовительная группа) на тему
В материале раскрывается дифференцирование методов, средств, приёмов обучения с учётом возраста детей, их знаний и опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Средства, методы и формы обучения детей старшего дошкольного возраста
изобразительной деятельности».
Дифференцирование методов, средств, приёмов обучения с учётом возраста детей, их знаний и опыта.
Подготовительная к школе группа.
Название методов обучения | Средства изобразительной деятельности | Название приёмов обучения | Место в образовательном процессе ДОУ |
1.Наглядный метод. | 1) Материальные средства: Репродукции, картины, наглядные пособия, книги и т.д. 2) Идеальные средства: речь, объяснения, рассказ воспитателя, задания. | Использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; обследование; показ воспитателем приемов изображения; и способов действия; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. | Используется в процессе НОД. Использование натуры как метода обучения охватывает весь процесс изображения: первоначальный анализ предмета, сравнение изображения с натурой по форме, положению, цвету, оценка результатов работы путем сопоставления рисунка и натуры. |
2.Словесный метод. | 1) образцы, рисунки, альбом, пособия; 2) указания воспитателя в связи с разъяснением поставленных учебных задач; речь, объяснение воспитателя, дискуссия с детьми. | Беседа, рассказ, искусствоведче-ский рассказ; использование образцов педагога; художественное слово. | Используется в процессе НОД, а также в свободной деятельности детей. Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитатель в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы. Беседа как метод обучения применяется главным образом в работе с детьми 6—7 лет. |
3.Практический метод. | 1 ) стул, стол, доска, мольберт, альбом, кисти, краски, мелки, пластилин, глина и т.д. 2) речь, правила, разъяснение, задания для детей. | Упражнения; работа сухой кистью, примакивание и т.д.; синхронное рисование; самостоятельный показ детьми известного способа рисования; частичный показ способа рисования; | Используется в процессе НОД, а также в свободной си самостоятельной деятельности детей. В подготовительной группе дети начинают рисовать с предваритель-ного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу. |
4. Игровой метод. | 1) игрушки, изображения персонажей для обыгрывания ситуаций и игровых моментов; 2) загадки, стихи, детские песенки и т.д. | Игровые прёмы; игровые ситуации; игровые упражнения; использование нетрадиционной техники рисования. | Используется в процессе НОД, а также на прогулках. экскурсиях и в свободной деятельности детей. Во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а придя в детский сад, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке. |
5. Информацион-но-рецептивный метод. | 1 )образцы, картины, репродукции, альбомы для рассматривания и т.д. 2) речь, рассказ, обмен мнением, объяснение. | Рассматривание; наблюдение; экскурсия; образец воспитателя; показ воспитателя. | Используется в НОД. Например, такая сложная композиционная задача, как расположение на широкой полосе, становится понятнее детям при рассматривании картины. Воспитатель обращает их внимание на то, как художник разделил ее на две части - землю и небо; как изображены предметы в нижней части; почему отдаленные предметы рисуются выше, почти без деталей. Дети видят, что деревья могут быть нарисованы по всей земле, а не только на одной линии. Можно рассмотреть несколько картин на одну тему, где использован один и тот же прием расположения, чтобы дети лучше усвоили его. При рисовании воспитатель, напомнив о виденном на картине, предлагает детям подумать, сколько места займут небо, земля. Затем, разделив их тонкой линией, ребята начинают рисовать. |
6. Репродуктив-ный метод. | 1) стул, стол, доска, мольберт, альбомы кисти, краски, пластилин и т.д. 2) объяснения, указания, правила. | Прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразую-щих движений рукой. | Используется в процессе НОД, а так же в самостоятельной художественной деятельности детей. Дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем. Прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, если данная форма встречается впервые. |
7. Исследователь-ский метод. | 1) Репродукции, картины, наглядные пособия, альбомы, краски, пластилин и т.д. 2) рассказ, речь. мысли, фантазия, высказывания, собственные суждения детей. | Беседа, рассказ, искусствоведче-ский рассказ; использование образцов педагога; художественное слово; самостоятельная работа детей; | Используется в процессе НОД, а так же в самостоятельной художественной деятельности. Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу. |
8.Эвристический метод. | 1) мольберт, альбом, кисти, краски, мелки, пластилин, глина и т.д. 2) речь, мысли, объяснения, указания, правила, | Рассматривание отдельных предметов; обследование; описание; показ воспитателем приемов изображения; и способов действия; побуждение детей к самостоятельной художественной деятельности. | Используется в процессе НОД. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно. |
9.Метод проблемного изложения. | 1) образцы, картины, репродукции, альбомы для рассматривания, мольберты, краски, кисти и т.д. 2) речь, мысли, рассуждения детей. | Рассказ, изложение; постановка проблемы перед детьми; показ путей решения проблемы; поиск решения. | Метод проблемного изложения, по мнению некоторых педагогов, не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования при обучении детей старшего дошкольного возраста дифференциации звуков.
Данные диагностики младших школьников показывают, что в последнее время увеличилось количество детей с нарушениями фонематического слуха, устной и письменной речи....

Использование метода наглядного моделирования при обучении детей старшего дошкольного возраста дифференциации звуков.
Практический материал...
Сообщение из опыта работы "Детское экспериментирование как метод обучения детей старшего дошкольного возраста"
Сообщение из опыта работы по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста за учебный год....

Опыт работы на тему: «Ознакомление с родным городом в организованных формах обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Опыт работы на тему: «Ознакомление с родным городом в организованных формах обучения детей старшего дошкольного возрастас общим недоразвитием речи»...
Лэпбук - как современная форма обучения детей старшего дошкольного возраста
ull;Помогает по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.•Способ повторения пройденного материала. Ребёнок в любое время может рассмотреть св...

«РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Разработанные Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ДО определяют основные цели и задачи воспитания и образования каждого ребёнка в новых условиях, что предполагает индивидуальный подх...

План работы по теме самообразования: «Дидактическая игра, как форма обучения детей старшего дошкольного возраста»
План работы по теме самообразования:«Дидактическая игра, как форма обучения детей старшего дошкольного возраста»Старшая группа ...