Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста» (возраст детей 5 – 7 лет, срок реализации 1 год)
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Ермилова Елена Алексеевна

Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста. Для учителей-логопедов, работающих на логопункте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 1413 города Москвы

с углублённым изучением английского языка

дошкольное отделение № 3.

«Принято» _________________

Рабочая программа  

 «Коррекционно-развивающая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста»

(возраст детей 5 – 7 лет, срок реализации 1 год)

Составитель:

Ермилова Елена Алексеевна,

учитель-логопед

Москва

2015

Содержание.

Пояснительная записка                                3                                

Учебно - тематический план                          8              

Содержание программы                        12                

Методическое обеспечение                        28

Пояснительная записка

Актуальность. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети, у которых отмечаются фонетико-фонематические нарушения, являются потенциальными учащимися с нарушениями письменной речи. Такие дети нуждаются в специальной помощи, эффективная коррекция фонетико-фонематических нарушений у детей позволяет  предупредить школьную неуспеваемость.

В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта для дошкольного образования речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Таким образом, в настоящее время в рамках педагогических проблем остро встаёт проблема полноценного восприятия и воспроизведения фонем, являющихся одним из факторов успешного обучения учащихся начальной школы и дальнейшей успешной социализации в современном обществе.  Необходимость решения обозначенной проблемы и определило актуальность составления рабочей программы.

Новизна программ заключается в  последовательности подачи материала.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.

Обучающиеся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи характеризуются следующими нарушениями:  не могут правильно произносить звуки, при этом количество неправильно произносимых звуков может быть большим до 20 звуков, не различают звуки близкие по звучанию, не выполняют звуковой анализ слов. Помимо указанных речевых нарушений  часто отмечаются особенности в протекании высших психических функций: скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала, объём памяти несколько снижен по сравнению с нормой, внимание может быть неустойчивым, нестабильным, трудности в усвоение пространственно-временных представлений.

Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Реформа  современной школы предъявляет повышенные требования к подготовке детей к обучению в школе.  С каждым годом увеличивается число дошкольников с ФФН. Данная форма речевой патологии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование фонетико-фонематического восприятия.

 Данная программа направлена на овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, и это, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетентности.

Значимость  рабочей программы состоит в её направленности на решение задачи обеспечения качества и доступности предоставляемых образовательных услуг.

Программа способствует формированию у детей полноценной фонетической системы языка, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизации слухопроизносительных умений и навыков. Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе.

   Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, О.Е. Грибова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичёва, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).

В программе использованы материалы ранее разработанных программ обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

  • обучения и воспитания детей с ФФН в старшей группе (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.).
  • Программа обучения и воспитания детей с ФФНР в подготовительной группе (Г. А. Каше)

Рабочая программа  составлена с учетом требований и положений следующих нормативно-правовых документов, актов:

·        Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ).

·        Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

·        Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ

 от 15 мая 2013 г. N 26)

·        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"        

·        Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.) развития образования города Москвы («Столичное образование»).

·        Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761).

·        Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р).

·        Должностная инструкция учителя-логопеда.

Цель программы: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза.

        В процессе коррекционного обучения детей решаются следующие задачи: 

  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения;
  •  развитие фонематического восприятия;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • осуществление совместной деятельности с родителями воспитанников, педагогами ДОУ.

Контингент детей: Дети в возрасте от 5 до 7 лет, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Состав детей постоянный. Набор производится в соответствии с логопедическим диагнозом.

Сроки реализации:        Программа рассчитана на один учебный год - 105 часов. Три занятия в неделю продолжительностью занятия 15-20 минут. Основные принципы реализации программы:

- принцип вариативности, обосновывающий планирование учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса,

- принцип наглядности;

- принципа достаточности и сообразности, определяющих распределение учебного материала, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

- направленность на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, принцип систематичности, принцип развивающей направленности обучения.

        Формы работы. В зависимости от индивидуальных особенностей детей занятия проводятся в группе или в подгруппе.

В работе используются следующие методы: словесные методы (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (иллюстрации, демонстрация), практические (игровые задания).

Ожидаемые результаты реализации программы:

Диагностический инструментарий: «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» О.А.Безрукова, О.Н.Коленкова. Заполнение Протокола и речевой карты на начальном этапе работы. Промежуточная диагностика звукопроизношения, проводится каждые три месяца и является показателем  успешности коррекции фонетической стороны речи. Итоговая диагностика – проверка звукопроизношения; сформированности фонематического слуха, звуковой анализ и синтез, с опорой на «Методику определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» О.А.Безрукова, О.Н.Коленкова.

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

  1. ребенок умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой;
  2. умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание;
  3. умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки;
  4. умеет выделять первый и последний звук в слове;
  5. положение заданного звука в слове;
  6. придумывает слова на заданный звук;
  7. правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов;
  8. ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

  Система оценки достижений детей: солнышко улыбается – «отлично»,

    солнышко                  - «хорошо»,

    тучка                         - «плохо».

Программа занятий с детьми реализуется в тесном контакте с педагогами групп и родителями детей. Учитель-логопед оказывают консультативную помощь и поддержку по вопросам закрепления поставленных звуков и развития фонематического слуха, регулярно предоставляет рекомендации в устной и письменной форме, касающиеся актуальных вопросов развития  речи каждого воспитанника.

 В начале работы по программе после диагностического обследования с педагогами групп и родителем каждого ребенка проводится беседа об особенностях  речевого развития ребенка. По итогам работы в конце учебного года проводится досуговое мероприятие (литературная гостиная), родители получают информацию для закрепления достигнутых результатов, расписываются в речевой карте.

Учебно-тематический план

Номер занятия

        Название темы занятия

Количество часов

1 - 5.        

Стартовая диагностика (речевого развития ребенка). Первичный инструктаж по технике безопасности.

5

6.        

Знакомство с гласными звуком (А). Буквой А.

1

7.

Знакомство с гласными звуком (У). Буквой У.

1

8.

Дифференциация звуков (А – У)

1

9.        

Знакомство с гласными звуком (О). Буквой О.

1

10.

Знакомство с гласными звуком (И). Буквой И.

1

11.

Дифференциация звуков (О - И)

1

12.        

Знакомство с гласными звуком (Э). Буквой Э.

1

13.

Дифференциация звуков (О - Э)

1

14

Дифференциация гласных звуков

1

15.        

Знакомство с гласным звуком: (ы). Буквой ы.

1

16.

Дифференциация звуков (ы - И)

1

17.

Дифференциация гласных звуков

1

18-20.        

Знакомство с согласными звуками: (Б), (Бь). Буквами Б, б. Дифференциация звуков (Б - Бь)

3

21-23.        

Знакомство с согласными звуками: (П), (Пь). Буквами П, п. Дифференциация звуков (П - Пь)

3

24-26.        

Дифференциация звуков (Б - П),

(Бь – Пь)

3

27.        

Знакомство с согласными звуками: (М), (Мь). Буквами М, м. Дифференциация звуков (М - Мь)

1

28.        

Знакомство с согласными звуками: (Н), (Нь). Буквами Н, н. Дифференциация звуков (Н - Нь)

1

29.        

Дифференциация звуков (М - Н),

(Мь – Нь)

Обследование звукопроизношения, заполнение таблицы

1

30-32.        

Знакомство с согласными звуками: (В), (Вь). Буквами В, в. Дифференциация звуков (В - Вь)

3

33-35.        

Знакомство с согласными звуками: (Ф), (Фь). Буквами Ф, ф. Дифференциация звуков (Ф - Фь)

3

36-38.        

Дифференциация звуков (В - Ф),

(Вь – Фь)

3

39-41.        

Знакомство с согласными звуками: (К), (Кь). Буквами К, к. Дифференциация звуков (К - Кь)

3

42-44.        

Знакомство с согласными звуками: (Г), (Гь). Буквами Г, г. Дифференциация звуков (Г - Гь)

3

45.        

Дифференциация звуков (К - Г),

(Кь – Гь)

1

46-48.        

Знакомство с согласными звуками: (Х), (Хь). Буквами Х, х. Дифференциация звуков (Х - Хь)

3

49.        

Дифференциация звуков (Х - К),

(Хь – Кь)

1

50.        

Дифференциация звуков (Х – Г- К),

(Хь – Гь - Кь)

1

51-52.        

Знакомство с согласными звуками: (Д), (Дь). Буквами Д, д. Дифференциация звуков (Д - Дь)

2

53.

Дифференциация звуков (Д – Г),

(Дь – Гь)

1

54-55.        

Знакомство с согласными звуками: (Т), (Ть). Буквами Т, т. Дифференциация звуков (Т - Ть)

2

56.

Дифференциация звуков (Т - К),

(Ть – Кь)

1

57-59.        

Дифференциация звуков (Д - Т),

(Дь – Ть)

3

60-61.        

Знакомство с согласными звуками: (С), (Сь). Буквами С, с. Дифференциация звуков (С - Сь)

2

62.

Дифференциация звуков (Сь - Х)

Обследование звукопроизношения, заполнение таблицы

1

63-65.        

Знакомство с согласными звуками: (З), (Зь). Буквами З, з. Дифференциация звуков (З - Зь)

3

66-68.        

Дифференциация звуков (З - С),

(Зь – Сь)

3

69-71.        

Знакомство с согласными звуком: (Ц). Буквами Ц, ц. Дифференциация звуков (Ц - Ть)

3

72-74.        

Дифференциация звуков (З – С - Ц)

3

75-77.        

Знакомство с согласными звуком: (Ч). Буквами Ч, ч. Дифференциация звуков (Ч - Ц - Ть)

3

78-80.        

Знакомство с согласными звуком: (Щ). Буквами Щ, щ. Дифференциация звуков (Щ - Сь)

3

81-83.        

Знакомство с согласными звуками: (Л), (Ль). Буквами Л, л. Дифференциация звуков (Л - Ль)

3

84.

Дифференциация звуков (Л - М),

(Ль – Мь)

1

85.        

Дифференциация звуков (Л - Н),

(Ль – Нь)

Обследование звукопроизношения, заполнение таблицы

1

86.        

Дифференциация звуков (Л - В),

(Ль – Вь)

1

87-89.        

Знакомство с согласным звуком: (Й). Буквами Й, й. Дифференциация звуков (Й - Ль)

3

90-92.

Знакомство с согласным звуком: (Ш). Буквами Ш, ш. Дифференциация звуков (Ш - С)

3

93-95.

Знакомство с согласным звуком: (Ж). Буквами Ж, ж. Дифференциация звуков (Ж - З)

3

96.

Дифференциация звуков (Ш - Ж)

1

97.

Дифференциация звуков (Ш - Щ)

1

98.

Дифференциация звуков (Ш - Ч)

1

99 - 101

Знакомство с согласным звуком: (Р). Буквами Р, р. Дифференциация звуков (Р - Рь)

3

102 -104

Дифференциация звуков (Р - Л),

(Рь – Ль)

3

105

Итоговая диагностика (речевого развития ребенка).

1

Содержание программы.

1-5.Тема: «Диагностическое обследование. Первичный инструктаж по технике безопасности» (5 часов).

Этапы обследования:

- установление эмоционально-делового контакта, доверительных отношений с обучающимся,  

- обследование рачевого развития по  «Методике определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» О.А.Безрукова, О.Н.Коленкова

Проведение первичного инструктажа по технике безопасности.

6. Тема: «Знакомство с гласным звуком:  (А). Буквой Аа.»  (1 час).

- упражнения на развитие мелкой моторики;

- дыхательная гимнастика;

- артикуляционная гимнастика:

-характеристика звука (А);

- выделение звука (А) :изолировано, в слогах ,словах;

-определение позиции звука (А) в словах;

- подбор слов со звуком (А);

- знакомство с понятием «звук», «гласный звук»;

- упражнения на развитие слухового внимания.

7. Тема: «Знакомство с гласным звуком:  (У). Буквой Уу.»  (1 час).

-характеристика звука (У);

- выделение звука (У) :изолировано, в слогах ,словах;

-определение позиции звука (У)  в словах ;

- подбор слов со звуком (У);

- закрепление понятий «звук», «гласный звук»;

- упражнения на развитие слухового внимания.

8. Тема: «Дифференциация гласных звуков (А), (У).» (1 час).

- уточнение характеристики звуков (А), (У);

- дифференциация звуков (А),(У) – картинный материал;

- закрепление  понятия «звук», «гласный звук».

9. Тема: « Звук  (О). Буква Оо»  (1 час).

-характеристика звука (О);

- выделение звука (О) :изолировано, в слогах ,словах;

-определение позиции звука (О)  в словах ;

- знакомство с понятием «схема слова», «звук», «буква»;

- упражнения на развитие слухового внимания.

10. Тема: «Звук  (И). Буква Ии»  (1 час).

- характеристика звука (И);

- выделение звука (И) :изолировано, в слогах ,словах;

- упражнения на развитие слухового внимания.

11. Тема: «Дифференциация гласных звуков (О), (И).» (1 час).

- уточнение характеристики звуков (О), (И);

- дифференциация звуков (О),(И) – картинный материал;

-определение позиции звука (И)  в словах ;

- закрепление  понятий «схема слова», «гласный звук», «буква».

12. Тема: « Звук  (Э). Буква Ээ»  (1 час).

-характеристика звука (Э);

- выделение звука (Э) :изолировано, в слогах ,словах;

-определение позиции звука (Э)  в словах ;

- закрепление понятий «схема слова», «гласный звук», «буква»;

- упражнения на развитие слухового внимания.

13. Тема: «Дифференциация гласных звуков (О), (Э).» (1 час).

- уточнение характеристики звуков (О), (Э);

- дифференциация звуков (О),(Э) – картинный материал;

- закрепление  понятий «схема слова», «гласный звук», «буква»;

- упражнения на развитие слухового внимания;

14. Тема: «Дифференциация гласных звуков.» (1 час).

- анализ звукового ряда из трёх гласных;

- дифференциация звуков  – картинный материал;

- закрепление  понятий «схема слова», «гласный звук», «буква»;

- упражнения на развитие слухового внимания;

- игра.

15. Тема: « Звук  (ы). Буква ы»  (1 час).

-характеристика звука (ы);

- выделение звука (ы) :изолировано, в слогах ,словах;

-определение позиции звука (ы)  в словах ;

- закрепление понятий «схема слова», «гласный звук», «буква»;

- упражнения на развитие слухового внимания.

16. Тема: «Дифференциация гласных звуков (ы), (И).» (1 час).

- уточнение характеристики звуков (ы), (И);

- дифференциация звуков (ы),(И) – картинный материал;

- закрепление  понятий «схема слова», «гласный звук», «буква»;

- игра.

17. Тема: «Дифференциация гласных звуков.» (1 час).

- анализ звукового ряда из трёх гласных;

- дифференциация звуков  – картинный материал;

- закрепление  понятий «схема слова», «гласный звук», «буква»;

- игра.

18-20. Тема: «Звуки (Б), (Бь). Буква Бб»  (3 часа).

- характеристика звуков, дифференциация звуков (Б), (Бь);

- отработка четкого произнесения звуков (Б),(Бь);

- выделение звуков (Б),(Бь): изолировано, в слогах, словах;

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуками (Б),(Бь) ;

-знакомство детей с понятием «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- знакомство с буквой Бб.

21-23. Тема: «Звуки (П),(Пь). Буква Пп.»  (3 часа).

- характеристика звуков, дифференциация звуков (П), (Пь);

- отработка четкого произнесения звуков (П),(Пь);

- выделение звуков (П),(Пь): изолировано, в слогах, словах;

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуками (П),(Пь) ;

-знакомство детей с понятием «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- знакомство с буквой Пп.

- анализ обратных  слогов с изученными звуками;

- мимические упражнения «Сердимся», «Улыбка», «Удивление», «Обида».

24-26. Тема: «Дифференциация звуков (Б – П), (Бь – Пь).»  (3 часа).

- дифференциация звуков (Б – П), (Бь – Пь) – картинный материал;

- подбор слов со заданными звуками;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- анализ обратных  слогов с изученными звуками;

27. Тема: «Звуки (М), (Мь). Буква Мм»  (1 час).

- характеристика звуков, дифференциация звуков (М), (Мь);

- отработка четкого произнесения звуков (М),(Мь);

- выделение звуков (М),(Мь): изолировано, в слогах, словах, предложениях;

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуками (М),(Мь) ;

-закрепление понятиЙ «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- знакомство с буквой Мм.

- анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками.

28. Тема: «Звуки (Н), (Нь). Буква Нн»  (1 час).

- характеристика звуков, дифференциация звуков (Н), (Нь);

- отработка четкого произнесения звуков (Н),(Нь);

- выделение звуков (Н),(Нь): изолировано, в слогах, словах, предложениях;

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуками (Н),(Нь) ;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- знакомство с буквой Нн.

- анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками.

- упражнение на внимания «Чего не хватает».

29. Тема: «Дифференциация звуков (М – Н), (Мь – Нь).»  (1 час).

- дифференциация звуков (М – Н), (Мь – Нь) – картинный материал;

- подбор слов со заданными звуками;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- анализ обратных  и прямых слогов с изученными звуками;

- ударение в словах.

30-32. Тема: «Звуки (В), (Вь). Буква Вв»  (3 часа).

- характеристика звуков, дифференциация звуков (В), (Вь);

- отработка четкого произнесения звуков (В), (Вь);

- выделение звуков (В),(Вь): изолировано, в слогах, словах;

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуками (В),(Вь) ;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- знакомство с буквой Вв.

- делим на слоги.

33-35. Тема: «Звуки (Ф), (Фь). Буква Фф.»  (3 часа).

- характеристика звуков, дифференциация звуков (Ф), (Фь);

- отработка четкого произнесения звуков (Ф),(Фь);

- выделение звуков (Ф), (Фь): изолировано, в слогах, словах;

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуками (Ф), (Фь) ;

-знакомство детей с понятием «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- знакомство с буквой Фф.

- анализ обратных  и прямых слогов с изученными звуками.

36-38. Тема: «Дифференциация звуков (В – Ф), (Вь – Фь).»  (3 часа).

- дифференциация звуков (В – Ф), (Вь – Фь) – картинный материал;

- подбор слов со заданными звуками;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками;

-упражнения,  направленные на коррекцию и развитие зрительного восприятия «Что не дорисовал художник», «Путаница, чего не бывает», «Лабиринты».

39-41. Тема: «Звуки (К), (Кь). Буква Кк»  (3 часа).

- характеристика звуков, дифференциация звуков (К), (Кь);

- отработка четкого произнесения звуков (К), (Кь);

- выделение звуков (К),(Кь): изолировано, в слогах, словах;

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуками (К),(Кь) ;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- знакомство с буквой Кк;

- игра.

42-44. Тема: «Звуки (Г), (Гь). Буква Гг.»  (3 часа).

- характеристика звуков, дифференциация звуков (Г), (Гь);

- отработка четкого произнесения звуков (Г),(Гь);

- выделение звуков (Г), (Гь): изолировано, в слогах, словах;

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуками (Г), (Гь) ;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- знакомство с буквой Гг;

- анализ слов с изученными звуками.

45. Тема: «Дифференциация звуков (К – Г), (Кь – Гь).»  (1 час).

- дифференциация звуков (К – Г), (Кь – Гь) – картинный материал;

- подбор слов со заданными звуками;

- закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук».

- упражнение на развитие связной речи «Логический поезд»

46-48. Тема: «Звуки (Х), (Хь). Буква Хх.»  (3 часа).

- характеристика звуков, дифференциация звуков (Х), (Хь);

- отработка четкого произнесения звуков (Х),(Хь);

- выделение звуков (Х), (Хь): изолировано, в слогах, словах;

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуками (Х), (Хь) ;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- знакомство с буквой Гг.

- анализ слов с изученными звуками.

49. Тема: «Дифференциация звуков (К – Х), (Кь – Хь).»  (1 час).

- дифференциация звуков (К – Х), (Кь – Хь) – картинный материал;

- подбор слов со заданными звуками;

- закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук».

- упражнение на развитие связной речи «Логический поезд»

50. Тема: «Дифференциация звуков (К – Г -  Х), (Кь – Гь - Хь).»  (1 час).

- дифференциация звуков (К – Г -  Х), (Кь – Гь - Хь)– картинный материал;

- подбор слов со заданными звуками;

- закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук».

- упражнение на развитие связной речи «Логический поезд»

51-52. Тема: «Звуки (Д), (Дь). Буква Дд»  (2 часа).

- характеристика звуков, дифференциация звуков (Д), (Дь);

- отработка четкого произнесения звуков (Д), (Дь);

- выделение звуков (Д), (Дь): изолировано, в слогах, словах;

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуками (Д), (Дь) ;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- знакомство с буквой Дд;

- игра.

53. Тема: «Дифференциация звуков (Д – Г), (Дь – Гь).»  (1 час).

- дифференциация звуков (Д – Г), (Дь – Гь )– картинный материал;

- подбор слов со заданными звуками;

- закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук».

- упражнение на развитие связной речи «Логический поезд»

54-55. Тема: «Звуки (Т), (Ть). Буква Тт.»  (2 часа).

- характеристика звуков, дифференциация звуков (Т), (Ть);

- отработка четкого произнесения звуков (Т),(Ть);

- выделение звуков (Т), (Ть): изолировано, в слогах, словах;

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуками (Т), (Ть) ;

-закрепление понятиЙ «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- знакомство с буквой Тт.

- анализ слов с изученными звуками.

56. Тема: «Дифференциация звуков (К – Т), (Кь – Ть).»  (1 час).

- дифференциация звуков (К – Т), (Кь – Ть) – картинный материал;

- подбор слов со заданными звуками;

- закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук».

- упражнения,  направленные на коррекцию и развитие зрительного восприятия «Совмещение признаков», «Что не дорисовал художник», «Путаница, чего не бывает», «Лабиринты».

57-59. Тема: «Дифференциация звуков (Д – Т), (Дь – Ть).»  (3 часа).

- дифференциация звуков (Д – Т), (Дь – Ть) – картинный материал;

- подбор слов со заданными звуками;

- закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук».

- упражнения, направленные на психомоторную коррекцию: тематический симметричный рисунок на доске двумя руками «Сеем травку», «Растет дерево», «Букет цветов».

60-61. Тема: «Звуки (С), (Сь). Буква Сс»  (2 часа).

- характеристика звуков, дифференциация звуков (С), (Сь);

- отработка четкого произнесения звуков (С), (Сь);

- выделение звуков (С), (Сь): изолировано, в слогах, словах;

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуками (С), (Сь) ;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- знакомство с буквой Сс;

- игра.

62. Тема: «Дифференциация звуков  (Сь – Х).»  (1 час).

- обследование звукопроизношения, заполнение таблицы;

- дифференциация звуков (Сь – Х )– картинный материал;

- подбор слов со заданными звуками;

- закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук».

- упражнения, направленные на психомоторную коррекцию: графические упражнения «Спираль», «Волна».

63-65. Тема: «Звуки (З), (Зь). Буква Зз»  (3 часа).

- характеристика звуков, дифференциация звуков (З), (Зь);

- отработка четкого произнесения звуков (З), (Зь);

- выделение звуков (З),(Зь): изолировано, в слогах, словах;

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуками (З),(Зь) ;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- знакомство с буквой Зз;

- игра.

66-68. Тема: «Дифференциация звуков (З – С), (Зь – Сь).»  (3 часа).

- дифференциация звуков (З – С), (Зь – Сь) – картинный материал;

- подбор слов со заданными звуками;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- анализ слов с изученными звуками;

-задания на уточнение пространственных представлений слева, справа, впереди, сзади, между, над, на, по, под.

69-71. Тема: «Звук (Ц). Буква Цц. Дифференциация звуков (Ц – Ть)» (3 часа).

- характеристика звука (Ц);

- дифференциация звуков (Ц), (Ть);

- отработка четкого произнесения звуков (Ц), (Ть);

- выделение звуков (Ц), (Ть): изолировано, в слогах, словах;

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуками (Ц), (Ть) ;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- знакомство с буквой Цц.

- задания на уточнение пространственных представлений слева, справа, впереди, сзади, между, в, из, из-за, под, из-под.

72-74. Тема: «Дифференциация звуков (С – З - Ц)» (3 часа).

- дифференциация звуков (С – З - Ц);

- отработка четкого произнесения звуков (С – З - Ц);

- выделение звуков (С – З - Ц): изолировано, в слогах, словах;

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов с заданным звуком ;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

-знакомство с правилами правописания (большая буква в начале предложения, в конце предложения ставится точка, все слова пишем раздельно);

-задания на уточнение пространственных представлений слева, справа, впереди, сзади, между, в, из, из-за, под, из-под.

75-77. Тема: «Звук (Ч). Буква Чч. Дифференциация звуков (Ч - Ц – Ть)»  (3 часа).

- характеристика звука (Ч);

- дифференциация звуков (Ч – Ц - Ть);

- отработка четкого произнесения звуков (Ч), (Ц), (Ть);

- выделение звука (Ч): изолировано, в слогах, словах;

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуком (Ч);

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- знакомство с буквой Чч.

- задания на уточнение пространственных представлений слева, справа, впереди, сзади, между, в, из, из-за, под, из-под.

78-80. Тема: «Звук (Щ). Буква Щщ. Дифференциация звуков (Щ – Сь)»(3 часа).

- характеристика звука (Щ);

- дифференциация звуков (Щ - Сь);

- отработка четкого произнесения звуков (Щ),  (Сь);

- выделение звука (Щ): изолировано, в слогах, словах;

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуком (Щ), (Сь) ;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- знакомство с буквой Щщ.

81-83. Тема: «Звуки (Л), (Ль). Буква Лл»  (3 часа).

- характеристика звуков, дифференциация звуков (Л), (Ль);

- отработка четкого произнесения звуков (Л), (Ль);

- выделение звуков (Л),(Ль): изолировано, в слогах, словах;

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуками (Л),(Ль) ;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- знакомство с буквой Лл.

84. Тема: «Дифференциация звуков (Л – М), (Ль – Мь).»  (1 час).

- дифференциация звуков (Л – М), (Ль – Мь) – картинный материал;

- подбор слов со заданными звуками;

- закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- игра.

85. Тема: «Дифференциация звуков (Л – Н), (Ль – Нь).»  (1 час).

- обследование звукопроизношения, заполнение таблицы;

- артикуляционная гимнастика;

- дифференциация звуков (Л – Н), (Ль – Нь) – картинный материал;

- подбор слов со заданными звуками;

- закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук».

86. Тема: «Дифференциация звуков (Л – В), (Ль – Вь).»  (1 час).

- дифференциация звуков (Л – В), (Ль – Вь) – картинный материал;

- подбор слов со заданными звуками;

- закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук».

87-89. Тема: «Звук (Й). Буква Йй. Дифференциация звуков (Й – Ль)»  (3 часа).

- характеристика звука (Й);

- дифференциация звуков (Й - Ль);

- отработка четкого произнесения звуков (Й), (Ль);

- выделение звука (Й): изолировано, в слогах, словах;

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуком (Й) ;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- знакомство с буквой Йй.

-знакомство с правилами правописания (большая буква в начале предложения, в конце предложения ставится точка, все слова пишем раздельно);

- графические диктанты.

90-92. Тема: «Звук (Ш). Буква Шш. Дифференциация звуков (Ш – С)»  (3 часа).

- характеристика звука (Ш);

- дифференциация звуков (Ш - С);

- отработка четкого произнесения звуков (Ш);

- выделение звука (Ш): изолировано, в слогах, словах;

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуками (Ш - С) ;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- знакомство с буквой Шш;

-игра.

93-95. Тема: «Звук (Ж). Буква Жж. Дифференциация звуков (Ж – З)»  (3 часа).

- характеристика звука (Ж);

- дифференциация звуков (Ж - З);

- отработка четкого произнесения звуков (Ж - З);

- выделение звука (Ж): изолировано, в слогах, словах;

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуками (Ж - З) ;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- знакомство с буквой Жж;

-игра.

96. Тема: «Дифференциация звуков (Ш - Ж)»  (1 час).

- дифференциация звуков (Ш - Ж );

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуками (Ш - Ж) ;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- игра.

97. Тема: «Дифференциация звуков (Ш - Щ)»  (1 час).

- дифференциация звуков (Ш - Щ );

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуками (Ш - Щ) ;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- игра.

98. Тема: «Дифференциация звуков (Ш - Ч)»  (1 час).

- дифференциация звуков (Ш - Ч );

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуками (Ш - Ч) ;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- игра.

99-101. Тема: «Звуки (Р), (Рь). Буква Рр»  (3 часа).

- характеристика звуков, дифференциация звуков (Р), (Рь);

- отработка четкого произнесения звуков (Р), (Рь);

- выделение звуков (Р),(Рь): изолировано, в слогах, словах;

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуками (Р),(Рь) ;

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- знакомство с буквой Рр;

- игра.

102-104. Тема: «Дифференциация звуков (Р-Л), (Рь – Ль)»  (3 часа).

- дифференциация звуков (Р-Л), (Рь – Ль);

-определение позиции звуков в словах;

- подбор слов со звуками (Р-Л), (Рь – Ль);

-закрепление понятий «схема слова», «звук», «буква», «согласный звук»;

- игра.

105 Тема:  Итоговая диагностика (1 час).

- беседа, выполнение тестовых заданий  детьми, направленных на определение уровня развития фонетико-фонематического восприятия.

Формы проведения занятий: подгрупповая или индивидуальная.

Методическое обеспечение.

Материально-техническое оснащение: отдельный кабинет, детские столы, стулья, настольная лампа, доска, наличие специального инвентаря, компьютер, магнитофон, предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, настольно печатные игры.

Учебно-методическое оснащение: журнал, детские тетради, карандаши (простой, цветные), ластики, зеркала, сигнальные карточки для обозначения гласных и согласных звуков, наборы для составления схем, набор букв, карточки для схем.

Документация специалиста.

Список литературы.

Научно-методическая литература

  1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: «Просвещение»,1986.-207с.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период. Пособие для логопедов.-М.,2012. -33с.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН.-М., Гном,2012. -120с.
  4. Нищева Н.В. Современная система в коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР от3до7 лет.-С.-П.,-2013.-624с.
  5. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). – М., Просвещение, 1978. -81с.
  6. Проект программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Филичёва Т.Б.,Чиркина Г.В. – М.,1993.-93с.
  7. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический комплект.-М., 1999.- 3-15с.
  8. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда.-М.,Владос,2008.-112с.

Популярная литература для родителей

  1.  Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет.-М.,Гном.,2013.-128с.
  2.  Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие.-М., Гном.,2012.-48с.
  3.  Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей.-СПт.,Детство-Пресс, 2012,-272с.
  4.   Скворцова И.В. Логопедические игры.-М.-ОлмаМедиаГрупп., 2013.-128с.

Литература для детей

  1.   Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие и глухие согласные к-г. Альбом упражнений для детей 6-9 лет М.,Гном,2012.-32с.
  2.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие и глухие согласные в-ф. М.,Гном,2012.-32с.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие и глухие согласные б-п. М.,Гном,2012.-32с.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие и глухие согласные с-з. М.,Гном,2012.-32с.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие и глухие согласные ш-ж. М.,Гном,2012.-32с.
  6. Темникова В.Э. Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5-7лет с нарушениями речи.-М.,Гном,2008.-48с.
  7. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет. –М., Гном,2004.-40с.

Интернет ресурсы

  1. http://logopediya.com/public/rabochaya-programma-korryektsii-onr.php

       2.    http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.

  1. http://mersibo.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной работе представлен теоретический аспект фонетико - фонематического недоразвития....

Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи для детей старшего дошкольного возраста

В данном материале представлена система работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у детей 5-7 лет, имеющих речевые нарушения. ...

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

Образовательная программа в детском саду предусматривает развитие фонематического восприятия и анализа, однако у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, не занимающихся в специальных логоп...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы по преодолению фонетико- -фонематического недоразвития речи и фонематического недоразвития у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта

Настоящая программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям (старший дошкольный возраст), имеющим диагноз фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. ...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....