Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая группа)

Середина Алена Юльевна

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_avgust.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста

Теоретическое  обоснование фонетико-фонематического недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и др.) в 50-60-х годах прошлого столетия.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено формирование произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными и акустическими признаками. Несформированность звуков по данным Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной у детей дошкольного возраста выражается в следующем:

  • замена звуков более простыми по артикуляции (звонкие заменяются глухими, р и л звуком л′ и йот, с – ш или ф т.п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. фрикативных звуков, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т, т′, д, д′);
  • несформированность процесса дифференциации звуков (вместо нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит неотчетливый звук, например: мягкий звук ш′ вместо ш и т.п.);
  • некоторые звуки ребенок изолированно способен произнести правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребенок правильно произносит простые слова собака, шуба, но в связной речи наблюдается смешение звуков с и ш;
  • наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.

Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искаженным произнесением звуков, т.е. звук может произноситься искаженно и в то же время смешиваться с другими звуками или опускаться.

Количество неправильно произносимых звуков по данным Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Г.А. Каше может достигать большого числа (до16 – 20). Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие звуки (с, с′, з, з′, ц, ш, ж, ч, щ) ; звуки т и д; звуки л, р, р′, звонкие нередко заменяются парными глухими, реже – недостаточно противопоставлены некоторые  пары мягких и твердых звуков; отсутствует непарный мягкий согласный йот; гласный ы. Могут быть и другие недостатки произношения.

Характер отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную дифференцированность фонематического восприятия. Эта особенность, как указывают Г.А. Каше, Л.Н. ЕфименковаТ.Б. М.Ф. Фомичева и др., проявляется при выполнении детьми специальных заданий по различению звуков. У детей возникают затруднения, когда им предлагают внимательно слушать и поднять руку (фишку, сигнальную карточку и т.п.) в момент произнесения определенного звука или слога. Неменьшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными с звуками (например, па-ба, ба-па); при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определенный звук; при выделении звука, с которого начинается слово, и т.п. У большинства детей значительные затруднения наблюдаются при необходимости подобрать с помощью картинок слова, начинающихся на какой-либо определенный звук.

На недостаточность фонематического восприятия указывают и затруднения детей при анализе звукового состава речи.

Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонетико-фонематическом недоразвитии нередко наблюдаются смазанность речи, сжатая артикуляция, а также некоторая ограниченность словаря и задержка в формировании грамматического строя речи (Л.Н. Ефименкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др).

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены, как отмечают в своих исследованиях Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина, в большинстве случаев нерезко. Однако при углубленном обследовании речи могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях и употреблении предлогов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными и т.п.

Г.А. Каше в своих работах также указывает, на то, что дети данной категории допускают ряд ошибок, не свойственных детям с нормально развитой речью, при «грамматическом оформлении слов, словосочетаний, предложений. Особенно часто нарушается согласование и управление. Иногда отмечается неправильное употребление предлогов» (Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985, стр. 14).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи может проявляться при следующих формах детской речевой патологии: сложной дислалии, дизартрии, а также ринолалии.

У дошкольников с ФФН на фоне нарушения восприятия и произношения фонем многие исследователи отмечают нарушения мелкой моторики.

Л.В. Лопатина в своих исследованиях отмечает, что у детей с минимальными дизартрическими расстройствами «… прослеживается взаимосвязь динамической организации двигательного акта артикуляторных органов и кистей и пальцев рук. Динамическая организация двигательного акта кистей и пальцев рук в большинстве случаев характеризуется трудностью или невозможностью быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений, наличием добавочных движений, персевераций, перестановок, нарушений оптико-пространственной координации».

А.Г. Ипполитова, И.И. Ермакова и др. у детей-ринолаликов также отмечают разной степени выраженности нарушения как общей моторной сферы, так и подвижности кистей и пальцев рук.

М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, О.А. Токарева, К.П. Беккер у детей, страдающих различными формами дислалии, отмечают незначительные нарушения ручной и пальчиковой моторики.

Таким образом, при фонетико-фонематическом недоразвитии речи отмечается нарушения произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При этом у детей данной категории не только недостаточно развито восприятие и произношение фонем, но и мелкая моторика рук.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной работе представлен теоретический аспект фонетико - фонематического недоразвития....

Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи для детей старшего дошкольного возраста

В данном материале представлена система работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у детей 5-7 лет, имеющих речевые нарушения. ...

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

Образовательная программа в детском саду предусматривает развитие фонематического восприятия и анализа, однако у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, не занимающихся в специальных логоп...

статья Игра в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

Значение игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста  ...

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....