Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы по преодолению фонетико- -фонематического недоразвития речи и фонематического недоразвития у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Курепина Нина Анатольевна

Настоящая программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям (старший дошкольный возраст), имеющим диагноз фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Программа носит коррекционно-развивающий характер. 2017-2018 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ffn_programma_2017.doc289.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Светлячок»

Принято на заседании                                                           Утверждаю:

педагогического совета                                                         Заведующая МБДОУ

МБДОУ детского сада №2                                                    детского сада №2

«Светлячок»                                                                           «Светлячок»                  

Протокол №   от «___» _____ 2017                                      ________С.Б.Перовой

                                                                                                               Приказ № ___от «____»_____2017

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ  РАБОТЫ

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОГО  НЕДОРАЗВИТИЯ  РЕЧИ

  И     ФОНЕМАТИЧЕСКОГО  НЕДОРАЗВИТИЯ  РЕЧИ

 У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

        

В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

                                                       

Срок реализации 1 год

Составитель:

учитель-логопед

 Н.А.Курепина

г. Жердевка 2017-2018 г.г

Содержание программы коррекционно-развивающей работы в логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 «Светлячок»

для детей с ФН, ФФН 5 - 7 лет

№п/п

Содержание

стр

I

Целевой раздел

 1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи реализации Программы

5

1.3.

Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей Программы

5

1.4

Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы

Возрастные и индивидуальные особенностей  детей  с ФФНР, ФНР

8

2.

Планируемые результаты как ориентиры  освоения  воспитанниками коррекционно-развивающей Программы

11

2.1.

Результат успешной коррекционно-логопедической работы по данной Программе

12

2.2.

Критерии логопедической диагностики (мониторинга) освоения коррекционно-развивающей программы

12

II

Содержательный раздел

2.1.

Содержание и организация коррекционной работы

15

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

  16

2.3.

Коррекционно-развивающая  работа

  17

2.4.

Система взаимодействия с семьями воспитанников  

  20

2.5.

Этапы работы учителя-логопеда с родителями воспитанников

  20

III

Организационный раздел

3.1

Описание материально-технического обеспечения Программы

20

3.2.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

21-23

Приложения к Программе

- Список детей, зачисленных в логопункт

-График работы учителя-логопеда

- Циклограмма деятельности учителя-логопеда

- Календарно-тематический план по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте

-Календарно-тематические планы по формированию лексико-грамматических категорий??????????????????????

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Нарушения речи часто сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования воспитанник ДОУ хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. А также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества и в другие целевые ориентиры. По сути, ни один из целевых ориентиров не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

В 2017-2018 учебном году, во II подгруппу логопедического пункта ДОУ, в числе прочих, зачислены  16 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и 6 детей  с фонематическим недоразвитием речи.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

 Настоящая программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям (старший дошкольный возраст), имеющим диагноз фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, осложненное дизартрическим компонентом. Программа носит коррекционно-развивающий характер.

В основу логопедической работы положены традиционные, классические  программы:

-«Программа обучения и воспитания детей с фонетико- фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной;

- Программа  логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей Г.А. Каше, Т.Б.Филичева, Т. В. Туманова;

Программой «От рождения до школы. Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

а также с использованием современных достижений логопедической науки и практики, специальной и детской психологии, специальной педагогики (Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддъяков, Н.В. Микляева, С.Н.Шаховская, Т.Б. Филичева,  Ю.А.Афонькина, Н.А.Кочугова), отражающих представления о структуре речевого нарушения, особенностях развития детей с нарушениями речи, онтогенезе речи, а также о специфике оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста.

Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:

- Федеральным Законом от 01.09.2013 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;    

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;

-   Инструктивным письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2   «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

-  Письмом Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140;

-  Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998 ;

-  Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной  деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования »;

-  Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого - медико- педагогическом консилиуме»;

-  Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях- СанПиН 2.4.1.3049 -13 от 13.05.2013г;

-  образовательной Программой ДОУ.

В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с речевой патологией, обеспечения  позитивного эмоционально-личностного и социально-коммуникативного развития.

Настоящая программа позволяет наиболее рационально организовать работу подгруппы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Коррекционно - педагогический процесс в группах для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуальными особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, при наличии

нормального слуха и зрения, и сохранных предпосылках интеллектуального развития.

В логопедическом пункте коррекционное направление работы (за организацию функционирования которого несет ответственность учитель-логопед),  является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.

1.2. Цели и задачи реализации Программы

Основная цель коррекционной работы:

формировать полноценную фонематическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, создавая условия для овладения детьми родным языком в условиях логопункта.

Основными задачами Программы являются:

•   развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов;

•   развитие речевого дыхания;

•   постановка звуков, автоматизация и дифференциация звуков;

•   развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений;

•    создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта;

•    развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над звуковой стороной речи;

•     профилактика нарушений письменной речи;

•     развитие      психических функций:     слухового и зрительного   внимания,   слуховой   и  зрительной   памяти, логического мышления.

1.3. Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей Программы

Достижение  поставленной цели и решение  задач  осуществляется с учётом следующих принципов:

- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

-  принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

-  принципы интеграции усилий специалистов;

-  принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

- принцип постепенности подачи учебного материала.

   Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими  игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.

Работой раздела «Речевое развитие» образовательной области «Познавательное развитие»  руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой.

Работу в образовательной области «Музыка» осуществляют музыкальный руководитель при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.

Работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляют инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.

Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

               Формы работы в рамках коррекционно-развивающего направления

Специалист

Форма

Задачи, направления

Учитель-логопед

Индивидуальные занятия

Согласно индивидуального коррекционного маршрута

Педагог-психолог

Подгрупповые психопрофилактические занятия/тренинги

Развитие социального интеллекта, коммуникативной и эмоциональной сфер.

Индивидуальные занятия

Коррекция нарушений познавательной сферы.

Воспитатель

Индивидуальные логопедические занятия

По заданию логопеда.

Индивидуальные занятия

По итогам результативности фронтальных занятий.

Логопедический комплекс

Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, темпо-ритмическая гимнастика (по заданию логопеда).

В течение дня

Закрепление у детей речевых навыков на фронтальных и подгрупповых занятиях.

Расширение, уточнение и активизация словаря детей в процессе всех режимных моментов.

Инструктор по физической культуре

Фронтальные периоды непосредственно образовательной деятельности

Дыхательная гимнастика.
Коррегирующие упражнения
Развитие крупной и мелкой моторики.
Коррекция двигательных навыков.

Музыкальный руководитель

Фронтальные периоды непосредственно образовательной деятельности

Постановка диафрагмально-речевого дыхания.
Развитие координации движений.
Музыкотерапия.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие эмоциональной сферы.
Развитие сенсорной культуры.

Примечание: Организационная работа учителя-логопеда предполагает:

- проветривание помещения;

- подготовка к занятиям;

- смену дидактического материала;

- работу документами;

-консультативно-методическая работа с воспитателями и специалистами по организации и проведению коррекционной работы с детьми;

- консультативно- педагогическая работа с родителями (консультации, беседы,

сбор информации о ребенке и т.д.).

Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития и предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольника.

1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации  Программы.

Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи.

Возрастные и индивидуальные особенности детей с ФФНР и ФНР подробно сформулированы в адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в логопедическом пункте МБДОУ.

Возрастные особенности детей 5 - 6 лет.

Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений с взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе с взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.

Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).

В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных

наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.

Возрастные особенности детей  6 -7  лет.

 В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.  Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи:  диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять в речи обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. К концу подготовительной группы ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Характеристика речи детей с фонематическим недоразвитием.  

Фонематическое недоразвитие речи (ФНР) – это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитие речи. 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы русского языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

- заменой звуков более простыми по артикуляции;

- трудностями различения звуков;

- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающиеся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.    

Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процесса восприятия звуков речи.

На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Характер нарушенного звукопроизношения у  детей  с  ФФНР  указывает  на низкий  уровень  развития   фонематического   восприятия.   Они   испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в  момент произнесения того или иного звука или слога. Такие  же  трудности  возникают при повторении за логопедом слогов с парными  звуками,  при  самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук,  при  выделении  начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.

Состояние звукопроизношения этих детей     характеризуется следующими особенностями:

1.Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены  звуков.  

2.Замены  группы  звуков  диффузной  артикуляцией.

3.Нестойкое употребление звуков в речи.

4.Искажённое произношение одного или нескольких звуков.

Знание  форм  нарушения  звукопроизношения  помогает   определить методику работы с  детьми.  При  фонетических  нарушениях  большое  внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой  и  общей  моторики,  при фонематических нарушениях развитию фонематического слуха.

При наличии большого количества дефектных звуков у  детей  с  ФФНР нарушается  слоговая  структура  слова  и  произношение  слов  со  стечением согласных.

Кроме  перечисленных  особенностей   произношения   и   фонематического восприятия у детей с ФФНР  наблюдаются:  общая  смазанность  речи,  нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря  и  грамматического  строя речи (ошибки в падежных  окончаниях,  употребление  предлогов,  согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Зачисление детей в логопункт осуществляется Центральной психолого-медико-педагогической комиссией (ЦПМПК).

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми  с ФФНР строится с учетом особенностей психического развития детей.  Таким образом, логопедическое воздействие связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Раннее выявление детей с нарушениями речи являются необходимым условием для успешной коррекции. Недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте могут привести к нарушению письма и чтения.

2. Планируемые результаты как ориентиры освоения  воспитанниками коррекционно-развивающей программы  

Главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ФН и ФФН. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

 К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты. Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

2.1. Результат успешной коррекционно-логопедической работы по данной Программе.

Ребенок:

•        обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

•        усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

•        употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;

•        умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

•        умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл пословиц и поговорок;

•        правильно употребляет грамматические формы слова, продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;

•        умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные;

•        умеет строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов;

•        составляет различные виды описательных рассказов, текстов с соблюдением цельности и связности высказывания;

•        умеет составлять творческие рассказы;

•        осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;

•        владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза;

•        владеет понятиями: слог, слово, предложение;

•        осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов;

•        умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;

•        знает печатные буквы, умеет их воспроизводить;

•        правильно произносит и употребляет в речи все звуки языка, в соответствии с онтогенезом;

•        воспроизводит слова различной звуко-слоговой структуры: изолированно и в условиях контекста.

Выявить результаты успешной работы помогает  логопедическое обследование которое проводится в конце мая по речевой карте.

2.2. Критерии логопедической диагностики (мониторинга)  освоения коррекционно-развивающей программы. 

Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Мониторинг проводится в целях:

  1. индивидуализации образовательного процесса (создание индивидуального маршрута ребенка);
  2. повышение эффективности коррекционной работы с детьми.

Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.

Мониторинг проводится в целях:

- выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда в логопункте ДОУ Федеральным государственным требованиям (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации;

- определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;

- качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;

- развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.

Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ реализуется по следующим направлениям:

- I направление - работа со всеми воспитанниками. Консультативное сопровождение.  Обследование по заявкам - обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)

-II направление - работа с детьми, принятыми в логопункт.

С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети посещающие логопункт. По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников занимающихся в логопункте.

Мониторинг речевого развития детей, зачисленных в логопункт, проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября  и с 15 по 31 мая.

Цель обследования:

- выявить детей, имеющих нарушения речи;

- зачислить детей в логопедический пункт, с учетом выявленных нарушений;

-качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему

компоненты:

- фонематическое восприятие

- артикуляционная моторика

- звукопроизношение

- сформированность звуко-слоговой структуры

- навыки языкового анализа

- грамматический строй речи

- навыки словообразования

- понимание логико-грамматических конструкций

- связная речь

Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта заполняются речевые карты воспитанников, и также применяется следующие приёмы диагностического изучения:

- сбор анамнестических данных

- беседы с родителями

- беседа с детьми

- беседа с воспитателями.

Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности освоении программы  корректировку коррекционных мероприятий осуществляет  логопед. Он проводится по итогам полугодия, учебного года. 

Мониторинговая деятельность предполагает: 

- отслеживание динамики развития детей с речевыми нарушениями  и эффективности;    

- плана индивидуальной логокоррекционной  работы;

- перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Логопед анализирует выполнение индивидуального плана логокоррекционной  работы и коррекционно – развивающей работы в целом с детьми с ФФН, ФН, даёт рекомендации для следующего этапа обучения.

Данные о результатах мониторинга заносятся в  логопедическое обследование.

II. Содержательный раздел.

Формы, способы, методы и средства реализации коррекционно-развивающей программы разработаны  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

2.1.  Содержание и организация коррекционной работы

Организация коррекционной работы является одной из форм взаимодействия специалистов дошкольных групп, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников.

В  течение учебного года учитель-логопед совместно с педагогом-психологом реализуют цель обеспечения диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с трудностями в развитии в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями и индивидуальными особенностями состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

В рамках реализации данной цели решаются следующие задачи:    

-   выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии;

- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных     перегрузок и срывов;

-  выявление резервных возможностей развития;

- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках,  имеющихся в ДОУ возможностей;

- определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие   ребенка, динамику его состояния;

- при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также   при отсутствии положительной динамики в процессе реализации ПМПк - направление ребёнка на областную психолого-медико-педагогическую комиссию.

                      Организация работы учителя-логопеда.

Содержание

Дата

Возраст

Контроль

Обследование устной речи детей. Прием в логопункт

сентябрь-октябрь

средняя, старшая подготовительная группы

протоколы, речевые карты

Профилактические занятия

октябрь-апрель

1 раз в нед.

средние группы

перспективные планы

Коррекционно-развивающие занятия с детьми

октябрь-апрель

старшая и подготовительная группы

перспективные планы

календарные планы

Выпуск детей из логопункта

май

старшая и подготовительная группы

протоколы

Обследование устной речи детей 3-5 лет

май

младшие, средние, старшая  группы

таблицы обследования состояния фонематических процессов у детей

2.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Направления коррекционной работы.

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение их  обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность сопровождения детей с речевыми нарушениями и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с речевыми нарушениями, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Диагностическая работа

Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных  образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации:

- беседа, наблюдение, анализ детских работ, предметный, картинный материал; вкладыши;

- тесты «Зашумленные изображения», «Фигуры Попельрейтера (наложенные изображения)  и т.д.

- тесты на обследование тонкой и общей моторики при подозрении на наличие минимальных дизартрических проявлений.    

- Володина В.С.   «Альбом по развитию речи».- М.: «Росмэн»» 2007  

- Косинова Е. «Уроки логопеда. Игровые тесты». – М.: «Эксмо» 2005

- Е. К. Вархотова, Н.В. Дядько, Е.В.Сазонова «Экспресс-диагностика готовности к  школе» -М., 1999.

- Лисина М.И. Общение со взрослыми и подготовка детей к школе. Кишинев, 1987…..

  Также используются методики указанные

- Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты.

- Поваляева М.А. Справочник логопеда.

- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.

- Косинова Е.М. Логопедические тесты.

- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.

- Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей.  Авторы составители: Л.В. Лопатина, Г.Г. Голубева, В.А. Калягин

- Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие

Детальное изучение данных диагностических методик позволяет при помощи компиляции определить наиболее приемлемое содержание процедуры обследования и определения уровня речевого развития детей.  Полученные данные заносятся в речевые карты детей.

Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных  маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.

   Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта заполняются речевые карты воспитанников, и применяется следующая система мониторинга:

  1. Коррекционно-развивающая работа

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в логопункте ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФНР, ФФНР.

Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в  течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы  используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.  К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей  позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

Форма организации

В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.

Специфика нарушения речи у детей с ФФН состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим в программе предусмотрены типы занятий: индивидуальные и  подгрупповые.

В соответствии с СанПином продолжительность подгрупповых занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводит с сентября.  Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 6-8 человек. 

Подгрупповые занятия с детьми с ФФНР проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность занятий с детьми: ФНР – до 6 месяцев; ФФНР (дизартрического генеза)– 1 год.

Основная цель подгрупповых занятий — первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях, воспитание навыков коллективной работы. Организуются они для 3—4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Большую часть свободного времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с их интересами.

 На занятиях осуществляется:

• закрепление навыков произношения изученных звуков;

• отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

• звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

• расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

• закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Индивидуальная работа проводится с детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.

Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.

Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, корригировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции.

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

•        коррекция нарушенного звукопроизношения формирование (звукопроизносительных навыков, фонематических процессов);

•        развитие просодической стороны речи и речевого дыхания, мимической моторики;

•     уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;

•        формирование грамматических представлений и синтаксической стороны речи;

•        формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе,   •        развитие связной речи,

•        развитие мелкой моторики пальцев рук.

Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала.

  1. Система взаимодействия  с семьями воспитанников (или лицами их заменяющими). Взаимодействие учителя-логопеда с родителями как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы. После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицами их заменяющими) полную и подробную информацию  о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребенка. Далее учитель-логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу,  предназначенную для занятий с ребенком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

  1. Этапы работы учителя-логопеда с родителями воспитанников, обучающихся на логопункте

Подготовительный:

  • сообщение данных о специфических нарушениях речи ребенка, уровнях развития разных сторон речи, специфичных трудностях и сильных сторонах речевого развития;
  • формирование представлений о содержании и формах взаимодействия с логопедом;
  • изучение родительских ожиданий в отношении организации и содержания логопедической коррекции.

Основной – обеспечивает преемственность логопедической коррекции в ДОУ и семье за счет вовлечения родителей в коррекционно-педагогический процесс с использованием следующих форм:

  • включение родителей в проведение занятий;
  • содержательное информирование родителей о динамике речевого развития в процессе логопедической коррекции (стенды, интерактивные формы (сайт ДОУ);
  • обучение приемам логопедической коррекции, используемым в семейном воспитании детей с нарушениями речи;
  • содействие в создании коррекционно-педагогической среды в семье с учетом речевого нарушения ребенка.

Завершающий:

  • анализ эффективности взаимодействия с родителями за период логопедической коррекции;
  • разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов логопедической коррекции.

Консультирование

Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей. Консультирование предполагает работу с запросом родителей или педагогов с обязательной разработкой соответствующих рекомендаций.

       На индивидуальных консультациях родителям воспитанников, обучающихся на логопункте, учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по поводу организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи. Родители постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии.

       Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей появляется общий запрос на логопедическую помощь специалиста. Даются рекомендации по коррекции и развитию детской речи.

       Консультации по запросу проводятся учителем-логопедом также и для родителей других воспитанников ДОУ, которые не посещают логопункт. Даются рекомендации по развитию устной речи.

Пропаганда логопедических знаний

Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности учителя-логопеда. Она осуществляется в работе учителя-логопеда по взаимодействию с педагогами и родителями. 

Взаимодействие с педагогами ДОУ

Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива.  

Достижение положительного результата работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога. Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.

          Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка. К таким условиям относятся:

- речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;

- организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;

- обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;

- систематическое развитие предпосылок речевого развития.

         Задачами комплексного подхода в работе педагогов ДОУ к коррекции речи выступают:

- закрепление речевых навыков;

- преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;

- повышение качества образовательных достижений воспитанников.


Календарно-тематическое планирование по формированию звукового анализа и синтеза, словообразованию, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, обучению грамоте

Период

Тема занятия

Звуки и буквы

Навыки овладения звуковым анализом и синтезом

Словообразование

Формирование лексико-грамматических категорий

Связная речь

Месяц

Неделя

  Сентябрь

3-я неделя

Звук [А].

«Фрукты»

Выделение начального ударного гласного

Образование мн.ч.  сущ-х (яблоко - яблоки, огурец-огурцы).

Закрепление обобщающего значения слов.

Договаривание предложений по картинкам (И.п. и В.п. ед. ч. сущ-х).

Составление рассказа о фруктах по плану

4-я неделя

Звук [У]

Овощи                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Анализ звукового ряда из двух гласных

Развитие навыка

словообразования сущ-х с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (лук-лучок, огурец-огурцы)

Договаривание предложений по картинкам (косвенные падежи сущ-х)

Рассказ об овощах по плану

Октябрь

1-я неделя

Звук [И]

Сад-огород

Воспроизведение звуковых рядов из 3 гласных звуков.

Анализ звукового ряда из 3 гласных звуков.

Подбор однородных определений (яблоко красное, спелое…)

Род существительных (соотнесение с количественными числит-ми один, одна, одно) И.п.множественного числа сущ-х на –и, -а.

Составление предложений с использованием опорных картинок

2- я неделя

Звуки [П][П']

Лес (деревья)

Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога типа   ап

Преобразование сущ-ых ед.ч в форме И.п.во мн.ч.

Составление предложений по сюжетным картинкам по образцу. Согласование глаголов наст. вр. с сущ-ми

Рассказ о дереве по вопросам

3-я неделя

Звуки

[Т][Т']

Лес (деревья)

Звуковой анализ обратного слога типа ут.

Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги)

Образование относительных прилагательных (от деревьев)

Составление предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов. Согласование количественных числит-х 1,2,5 и сущест-х

Составление рассказа о лесе по по картинке

4-я неделя

Звуки

[К] [К']

Лес (грибы, ягоды)

Преобразование обратных слогов в прямые.

Выделение последнего глухого согласного в слове.

Звуко-слоговой анализ и синтез обратного слога

Относительные прилагательные (от грибов, ягод)

Р.п. ед. ч. сущ-х

Согласование количественных числит-х 1,2,5 и сущ-х

Составление рассказов с помощью вопросов

5-я неделя

Звуки [П] [Т][К]

Осень

Воспроизведение слоговых рядов типа па-та-ка. Звуковой анализ прямого слога

Приставочные глаголы (от лить)

Предлоги на, под.

Род су-х (соотнесение с местоимениями мой, моя, мое)

Рассказ по сюжетной картинке «Осень»

Рассматривание картин Левитана

Ноябрь

1-я неделя

Звук [О]

Наше тело. Человек

Воспроизведение слоговых рядов (прямые слоги). Выделение ударного гласного после согласного

Практическое употребление в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

притяжательных прилаг-х.

Р.п. мн.ч. су-х.

Составление предложений со словом  много.

Составление описательного рассказа о девочке или мальчике по картинке

2-я неделя

[Й]-[Л']

Игрушки

Воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги). Мягкие согласные. Звуковой анализ и синтез обратного слога.

Приставочные глаголы (от лить).

Относительные прилаг-е (от деревьев) .

Глаголы мн. ч. прош. вр.

Род сущ-х (соотнесение с местоимениями мой, моя, мое).

Рассказ из собственного опыта «Моя любимая игрушка»

3-я неделя

[Х]-[Х']

Посуда

Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез слов типа пух, кот

Образование прилаг-х от сущ-х (круг-круглый…)

Согласование количественных числит-х 1,2,5,9 и сущ-х

Чтение стихотворения

К. Чуковского  «Федорино горе»

4-я неделя

 [Ы]

Продукты питания

Выделение ударного гласного после согласного

Звуковой анализ типа кит, пыль

Образование прилагательных от слов, обозначающих продукты питания (яблочный пирог, грибной суп..)

Именительный падеж мн. ч. сущ-х на –ы.

Притяжательные прилаг-е на –ин

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

5-я неделя

[М]

Одежда

Выделение начального согласного. Звуковой анализ слов типа  мак, Тима

Слова-антонимы длинный шарф, короткий шарф…)

Подбор однородных определений (платье красивое, нарядное, летнее)

Составление описательного рассказа по плану

Декабрь

1-я неделя

 [С][С']

Обувь

Определение места звука в слове.

Деление слов на слоги

Звуко-слоговой анализ слов сам, гуси

Словообразование относительных прилаг-х.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы.  

Составление предложений с данным словом. Мн.ч. сущ-х

Согласование прилаг-х с сущ-и

Составление описательного рассказа по плану.

2-я неделя

[Н]

Головные уборы

Деление слов на слоги. Место звука в слове. Звуко-слоговой анализ слова сани

Образование сравнительной степени прилаг-х (шире, уже, светлее)

Предлоги на, с. Словообразование сложных слов

Формирование самостоятельных высказываний в виде небольших рассказов о головных уборах людей разных профессий

3-я неделя

[З],[З']

Зима. Новый год

Звуко-слоговой анализ слов зубы, козы, зима, зонт, Зина.

Схемы слов. Звонкие и глухие согласные.

Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям.

Деформированная фраза.

Предлоги под, из-под.

Употребление в речи глаголов в ед.ч. и мн.ч. наст.вр. и прош. вр. дети украшают елку, дети украшали елку.

Сомнительные согласные в конце слова (таз, воз, нос)

Рассказ по сюжетной картинке «Зима»

4-я неделя

[Б],[Б']

Зима. Зимние забавы

Звуко-слоговой анализ, схемы слов бант, бинт.

Мягкие и твердые согласные. Ударение.

Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ок, -ек, -ик.

Предлоги за, из-за. 

Согласование сущ-х с числит-и (одна сосулька, две сосульки…)

Рассматривание сюжетной картинки «Зимние развлечения» 

Январь

2-я неделя

[В]

«Времена года»

Работа с разрезной азбукой. Составление и преобразование слогов и слов квас, звон, звук.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х.

Умение образовывать сравнительную степень прилаг-х (холодный-холоднее, белый-белее)

Распространение предложений.

Согласование прилаг-х с сущ-и (зеленая, -ая, -ое, зимний, -ая, -ее)

Рассказ

К.Д. Ушинского

«Четыре желания»

Беседа о временах года

3-я неделя

[Д]

Зимующие птицы

Составление и преобразование слов

дубы, дубок, домик…

Словообразование сущ-х, обозначающих лиц по их занятиям.

Распространение предложений

Правописание сомнительной гласной в конце

Согласование сущ-х с глаголами в наст. вр.: птица (что делает?)летит, поет, клюет

Совершенствование навыка составления рассказа (по серии картин Г.Каше «Синичка»)

4-я неделя

 [Г][Г']

Дикие животные и их детеныши

Звуко-слоговой анализ слов голуби, бумага. Чтение слов и предложений. Деление предложений на слова.

Образование сущ-х с помощью суффиксов –ата, -ята, -онок, -енок, (бельчонок-бельчата)

Практическое употреб-ление притяжательных прилаг-х (лисий хвост, волчьи зубы…)

Подбор предметов к признакам. Согласование прилаг-х с сущ-и в роде, числе, падеже

Рассказ Чарушина «Волчишко»

Февраль

1-я неделя

[К], [Г]

Домашние животные и их детеныши

Дифференциация звуков [к] [г]. Звуковой анализ слова  книга.

Чтение по следам анализа

Образование сущ-х с суффиксами –онок,- енок, -ята, (теленок-телята)

Образования притяжательных прилаг-х (кошачьи глаза, лошадиный хвост)

Косвенные падежи количественных числит-х (один, два, пять) с сущ-и.

Предлоги под, из-под, за, из-за

Сказка К.Д Ушинского «Бишка»

Придумывание сказки по аналогии

2-я неделя

 [Э]

Домашние птицы

Звуко-слоговой анализ слов эта, этот, эти.

Чтение предложений. Ударение.

Подбор предметов к признакам

Образование прилаг-х. Согласование с сущ-ми. Большая буква в начале предложения.

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

3-я неделя

[Е]

Родная страна (город)

Звуко-слоговой анализ слов дети, ветка.

Чтение предложений. Ударение.

Увеличительно-пренебрежительный суффикс  -ищ-.

Образование  прилаг-х, согласование с сущ-ми.

Большая буква в начале предложения.

Рассказ С. Баруздин «Кто построил этот дом?»

4-я  неделя

[Л], [Л']

Защитники Отечества

Чтение и печатание предложений. Ударение.

Звуко-слоговой анализ слов

Употребление глаголов ед.ч. прош. вр.

Притяжательные прилаг-е на –ий, -ья, -ье, -ьи.

Составление рассказа по серии картин (Г.Каше «Собака-санитар»)

 Март

1-я неделя

[Ш]

Весна. Праздник

8 Марта

Преобразование слов (миска-мишка)

Составление схем, чтение.

Усвоение многозначных слов (шляпка-у гриба, у женщины, у гвоздя…)

Распространение предложений дополнениями.

Спряжение глаголов наст. вр. по образцу.

Описательный рассказ «Букетик фиалок»

2-я неделя

[С] [Ш]

Перелетные птицы

Преобразование слов (миска-мишка)

Составление схем слов по индивидуальным картинкам

Относительные прилаг-е

Составление вопросов к прослушанному тексту

Рассказ «Грачи»

Стихи о весне

Ф. Тютчева,

В. Жуковского

3-я неделя

[Я]

Мебель

Составление схем слов по индивидуальным картинкам

Словообразование сущ-х (лиц по их занятиям).

Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х –ушк-, -юшк-,-ышк-.

Сложноподчиненные предложения

Рассказывание из личного опыта «Моя комната»

4-я неделя

[Р],[Р']

Транспорт

Самостоятельное составление схем слов.

Чтение. Печатание слов.

Образование отглагольных прилагательных.

Составление предложений по картинкам, деление на слова.

Рассматривание сюжетной картинки «Транспорт на нашей улице»  Рассказ «Дорога в детский сад»

Апрель

1-я неделя

[Р][Л]

Профессии

Преобразование слогов и слов. Слова сложной звуко-слоговой структуры

Страдательные причастия прошедшего времени (образование, употребле- ние, согласование)

Приставочные глаголы. Предложения с однородными членами.

Рассказ по серии сюжетных картин «Почта»

2-я неделя

[Ж]

Инструменты

Преобразование слогов и слов. Слова сложной звуко-слоговой структуры

Приставочные глаголы. Родственные слова

Предложение с однородными членами.

Спряжение глагола бежать.

Чтение стихотворения С. Маршака  «Где обедал воробей?»

3-я неделя

[З],[Ж],[Ш]

Зоопарк

Слова сложной звуко-слоговой структуры. Схема предложения.

Ударение. Чтение.

Родственные слова

Предлоги за, из-за, из-под, между, через.

Сомнительные согласные в конце слова.

Упражнение в составлении и придумывании загадок

4-я неделя

 [Ц]

Рыбы

Составление схем слов со стечением согласных.

Чтение и печатание слов и предложений.

Существительные ср.р. с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ец-, -иц-,-ц-.

Составление предложений с данным словом.

Описательные рассказы: «Щука», «Карась»

5-я неделя

[Ч]

Цветы

Составление схем слов со стечением согласных. Чтение и печатание слов и предложений.

Притяжательные прилаг-е.

Уменьшительно-ласкатель-ные суффиксы сущ-х.

Приставочные глаголы (от бежать)

Описательный рассказ «Букетик фиалок»

Май

1-я неделя

[Ю]

День Победы

Твердые и мягкие согласные.

Чтение, печатание. Ударение.

Приставочные глаголы движения (от лететь)

Родственные слова (грач)

Большая буква.

Сомнительные согласные в конце слова.

Спряжение по образцу

Диалогическая речь. Беседа о войне, Дне Победы.

Чтение и пересказ отрывков из любимых книг.

2-я неделя

[Щ]

Лето.

Насекомые.

Чтение. Печатание. Схема предложения.

Синтез звука в слова.

Словообразование сущ-х м.р. и ж.р. с суффиксами –щик, -щиц- (профессии)

Степени сравнения прилаг-х и наречий.

Образование отглагольных сущ-х.

Сложноподчиненные предложения. Родственные слова.

Пересказ рассказа Пришвина «Золотой луг»


III.  Организационный раздел

  3.1.  Описание материально-технического обеспечения Программы.

Развивающая предметная среда – это система материальных средств и условий, обеспечивающих возможность деятельности ребенка, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности.

Основными  функциями предметной развивающей среды, являются:

- сохранение единого образовательного пространства в условиях вариативности дошкольного образования;

- гуманизация дошкольного образования;

- повышение эффективности и качества дошкольного образования;

- критериально-оценочная функция.

Принципы организации предметной развивающей среды:

- соответствие педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели);

- вариативности (соответствие виду ДОУ, региональному компоненту и культурным традициям);

- комплексирования, гибкого зонирования и мобильности развивающей среды (способствуют индивидуальной комфортности и эмоциональному благополучию каждого ребенка);

- разнообразия игровых и дидактических материалов в сочетании привычных элементов и элементов нового поколения.

Психолого–педагогические требования к созданию предметной развивающей среды:

- материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду, обеспечивающую деятельность детей;

- для детей с ФН и ФФН  предусмотрено увеличение игр и пособий, обеспечивающих проведение коррекционно-развивающей работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка;

- в качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе и зоне его ближайшего развития;

- подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная).

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения  воспитания.

Для обеспечения коррекционно-развивающей  деятельности логопедический кабинет МБДОУ детского сада №2«Светлячок» располагает необходимой информационной, учебной, методической и технической базой, достаточным количеством учебного оборудования, мебели, располагает доступом в Internet, используемым в работе учителя-логопеда.

Наличие современной информационно-учебной, методической и технической базы.

  • ПК, ноутбук, принтер, сканер, телевизор, фотоаппарат, камера, музыкальный центр и подборка CD c записью музыкального сопровождения.
  •   Мебель: столы, стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, шкафы, стеллажи или полки для оборудования.
  • Зеркала: настенное большое зеркало, индивидуальные маленькие и средние зеркала по количеству детей.
  • Доска магнитная.
  • Зонды логопедические; одноразовые шпатели; средства для санитарной обработки инструментов.
  • Музыкальные игрушки для развития физиологического дыхания.
  • Игрушки.
  • Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики,  шарики су-джок, массажные кольца, массажные мячики, массажные коврики.

Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы

  • Пособия и материалы для обследования речи детей.
  • Альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов.
  • Пособия по развитию словарного запаса по темам: обобщающие понятия, предмет и части, части тела человека и животных, слова-действия, признаки предметов, слова-антонимы, слова с переносным значением и т.п.
  • Пособия по развитию: грамматического строя речи; связной речи; оптико-пространственных ориентировок.
  • Пособия по развитию графомоторных навыков.
  • Пособия по развитию мелкой моторики рук.

Пособия для развития мышления, внимания, памяти, сенсорного восприятия.

Дидактические пособия по обучению элементам грамоты, разрезная азбука, схемы слов, контурные, силуэтные, объемные и другие изображения букв, в том числе со смешанными или отсутствующими графическими элементами, рабочие тетради, прописи и т.п.

Пособия для развития мышления, внимания, памяти, сенсорного восприятия.

 Дидактические пособия по обучению элементам грамоты, разрезная азбука, схемы слов, контурные, силуэтные, объемные и другие изображения букв, в том числе со смешанными или отсутствующими графическими элементами, рабочие тетради, прописи и т.п.

Логопедическая документация:

  • Список детей, зачисленных в логопункт.
  • Индивидуальные речевые карты.
  • Тетради для индивидуальных логопедических занятий.
  • Планирование индивидуальной и подгрупповой работы по периодам обучения.
  • Календарное планирование работы логопеда.
  • Диагностические карты состояния речи детей.
  • Планирование работы с родителями.
  • Планирование работы со специалистами.
  • Отчет логопеда о проделанной работе за год.

Учебно-методическое обеспечение

  1.  Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи/ Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др. -М.: Просвещение. - 2008г.
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида  для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
  3.   Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
  4.   Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В. Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
  5.   Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
  6.  Дошкольная логопедическая служба./Под ред. О.А.Степановой.М.: «Сфера» 2006
  7. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми проблемами. Ростов-на-Дону «Феникс» 2015
  8. Игры в логопедической работе с детьми/ Под ред. В.И.Селиверстова. М., 1987

Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Авторы- составители:  Л.В.Лопатина, Г.Голубева. – С– П– Москва «Сага –Форум» 2006.  

  1. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. –М.: «Айрис- Пресс» 2003
  2. Нарушения лексико-грамматической стороны речи. И.В. Кожевникова. –  ТОГОАУ ДПО «ИПКРО» Тамбов  2010.
  3. Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими различные речевые патологии. (учебно-методическое пособие). Авторы – составители:

И.В. Кожевникова, Л.А. Игнатьева, О.В. Виноградская. – ТОГОА ДПО «ИПКРО» Тамбов 2009.

12. Формирование связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи. Составители: Л.О. Кривощапова, О.В. Пентегова, Т.А. Ивлякова, Н.И. Кенинг, И.О. Полетаева. -  ТОГОАУ ДПО  «ИПКРО» Тамбов  2010.

13.Основы логопедической работы с детьми. под ред. Г.В.Чиркиной. – М.: «Аркти» 2003.

14.Гомзяк О.С. Говорим правильно (1, 2,3 периоды обучения). – М.: «Гном и Д» 2007.

  1. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М.: «Сфера» 2007.

16.Анищенко Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.-   М.: «Астрель» 2007.

17.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: «Астрель» 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.

Использование приёма наглядного моделирования позволяет научить детей представлять структуру слова, определять количество слогов в словах, анализировать языковой материал и синтезировать языковые един...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группекомпенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общимнедоразвитием речи) с 5 до 8 лет (далее &laqu...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. (Возрастная группа 4-7 лет)

Составлена на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.» Издание третье, переработа...