Анализ программных требований «Адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 3 до 7 лет». Образовательная область «Речевое развитие» воспитанников старшей и подготови
методическая разработка по логопедии на тему

Материал будет полезен молодым специалистам ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_1.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ программных требований «Адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 3 до 7 лет». Образовательная область «Речевое развитие»

 воспитанников старшей и подготовительной  групп

Развитие словаря

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие связной речи и формирование коммуникативных навыков

Обучение элементам грамоты

-Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности,

создать достаточный запас словарных образов.

-Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

-Расширить объем правильно произносимых существительных-названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

-Учить группировать предметы по признакам, их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.

-Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами

-Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам «Какой? Какая? Какое?», обогащать активный словарь относительными прилагательными со  значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.

-Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов- антонимов.

-Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.

-Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

-Закрепить понятие «слово» и умение оперировать им.

-Активизировать

словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.

-Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами.

-Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами- антонимами и словами- синонимами.

-Расширять представления о переносном значении  и многозначности слов.

Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.

-Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей.

-Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами.

-Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами.

-Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоимений, наречий, причастий.

-Закрепить понятие «слово» и умение оперировать им.

-Обеспечить усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения:

окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в И. П., в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.

-Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят, глаголов с различными приставками.

-Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.

-Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

-Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

-Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

-Сформировать понятие «предложение» и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из 2-3 слов (без предлога)

Совершенствовать

Умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.

-Соверш-ть  умение образовывать и использовать  имена существительные и мена прилагательные с уменьшительными суффиксами.

-Закрепить умение согласовывать прилагательные  и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

-Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.

-Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах.

-Совершенст-ть навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

- Совершен-ть навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.

Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.

 

Развитие просодической стороны речи

-Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

-Закрепить навык мягкого голосоведения.

-Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением

-Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

-Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

-Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

-Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

Работа над слоговой структурой и звуконаполняе

мостью слов

-Совершен-ть умение различать на слух длинные и короткие слова.

-Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

-Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

Совершен-е фонематического восприятия, навыков звуковогог и слогового анализа и синтеза

-Совершен-ть умение различать на слух гласные звуки.

-Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

-Формировать

Умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.

-Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда  звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.

-Совершен-ть навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из 3-5 звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением)

-Формир-ть навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий.

-Закрепить понятие «звук», «гласный звук», «согласный звук».

Сформировать понятия «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук».

Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

-Закрепить понятие «слог» и умение оперировать им.

Развитие просодической стороны речи

-Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи.

Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.

-Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить громче, тише, умеренно громко,  тихо, шепотом.

-Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх.

-Учить говорить в спокойном темпе.

-Продолжать работу над четкостью дикции, и нтонационной выразительностью речи

Коррекция произносительной стороны речи

Активизировать и совершен-ть движения речевого аппарата.

-Уточнить произношение звуков [j], [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.

-Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов

-Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами  и введением их в предложения.

-Работать над однососложными словами со стечением согласных в начале и конце слов и над двусложными словами с двумя стечениями согласных и введением их в предложения.

-Работать над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой и введением их в предложения.

Совершенст-е

Фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

-Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

-Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости- звонкости согласных звуков.

-Познакомить с новыми звуками [j] ,[ц], [ч], [щ] ,[л], [л,], [р], [р,]. -Сформир-ть умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.

-Соверенст-ть навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.

-Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

-Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

-Совершен-ть умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

-Учить составлять рассказы- описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

-Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

-Совершенст вовать умение оречевлять игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

-Развивать стремление обсуждать увиденное. Рассказывать о переживаниях, впечатлениях

-Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интнреса, но и познавательного общения

-Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.

-Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки- описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

-Совершенст-

вовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.

-Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.

-Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.

Необязательный раздел

Познакомить с буквами Й,Е,Е,Ю, Я,Ц, Ч,Щ,Л,Р,Ь,Ъ.

-Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики, навыки «печатания», лепки их из пластилина.

-Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.

-Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа дошкольного образования по реализации основной образовательной программы ДОУ в средней "А" группе компенсирующей направленности для детей от 3 до 5 лет на 2014-2015 у.г.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в средней группе....

Конспект игровой коррекционно – развивающей деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Конспектигровой коррекционно – развивающей деятельностив средней группе компенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речи...

Самоанализ игровой коррекционно – развивающей деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 8 «Речецветик»

Самоанализигровой коррекционно – развивающей деятельностив средней группе компенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речи№ 8 «Речецветик»...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа «Радужная тропинка» для ребенка группы компенсирующей направленности 7-го года жизни на 2017 – 2018 учебный год

Индивидуальная адаптированная образовательная программа «Радужная тропинка»для ребенка группы компенсирующей направленности 7-го года жизнина 2017 – 2018 учебный год...

Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР МДОУ "ДС №12 "Семицветик" комбинированного вида городского округа Стрежевой

Пояснительная запискаАдаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (общим недоразвитием речи) - это образовательная програм...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...