Главные вкладки

    Анализ программных требований «Адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 3 до 7 лет». Образовательная область «Речевое развитие» воспитанников старшей и подготови
    методическая разработка по логопедии на тему

    Материал будет полезен молодым специалистам ДОО

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_1.docx22.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Анализ программных требований «Адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 3 до 7 лет». Образовательная область «Речевое развитие»

     воспитанников старшей и подготовительной  групп

    Развитие словаря

    Формирование и совершенствование грамматического строя речи

    Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

    Развитие связной речи и формирование коммуникативных навыков

    Обучение элементам грамоты

    -Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности,

    создать достаточный запас словарных образов.

    -Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

    -Расширить объем правильно произносимых существительных-названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

    -Учить группировать предметы по признакам, их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.

    -Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами

    -Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам «Какой? Какая? Какое?», обогащать активный словарь относительными прилагательными со  значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.

    -Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов- антонимов.

    -Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.

    -Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

    -Закрепить понятие «слово» и умение оперировать им.

    -Активизировать

    словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.

    -Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами.

    -Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами- антонимами и словами- синонимами.

    -Расширять представления о переносном значении  и многозначности слов.

    Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.

    -Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей.

    -Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами.

    -Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами.

    -Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоимений, наречий, причастий.

    -Закрепить понятие «слово» и умение оперировать им.

    -Обеспечить усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения:

    окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в И. П., в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.

    -Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят, глаголов с различными приставками.

    -Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.

    -Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

    -Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

    -Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

    -Сформировать понятие «предложение» и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из 2-3 слов (без предлога)

    Совершенствовать

    Умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.

    -Соверш-ть  умение образовывать и использовать  имена существительные и мена прилагательные с уменьшительными суффиксами.

    -Закрепить умение согласовывать прилагательные  и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

    -Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.

    -Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах.

    -Совершенст-ть навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

    - Совершен-ть навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.

    Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.

     

    Развитие просодической стороны речи

    -Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

    -Закрепить навык мягкого голосоведения.

    -Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением

    -Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

    Коррекция произносительной стороны речи

    -Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

    -Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

    -Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

    Работа над слоговой структурой и звуконаполняе

    мостью слов

    -Совершен-ть умение различать на слух длинные и короткие слова.

    -Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

    -Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

    Совершен-е фонематического восприятия, навыков звуковогог и слогового анализа и синтеза

    -Совершен-ть умение различать на слух гласные звуки.

    -Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

    -Формировать

    Умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.

    -Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда  звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.

    -Совершен-ть навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из 3-5 звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением)

    -Формир-ть навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий.

    -Закрепить понятие «звук», «гласный звук», «согласный звук».

    Сформировать понятия «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук».

    Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

    -Закрепить понятие «слог» и умение оперировать им.

    Развитие просодической стороны речи

    -Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи.

    Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.

    -Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить громче, тише, умеренно громко,  тихо, шепотом.

    -Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх.

    -Учить говорить в спокойном темпе.

    -Продолжать работу над четкостью дикции, и нтонационной выразительностью речи

    Коррекция произносительной стороны речи

    Активизировать и совершен-ть движения речевого аппарата.

    -Уточнить произношение звуков [j], [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.

    -Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности.

    Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов

    -Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами  и введением их в предложения.

    -Работать над однососложными словами со стечением согласных в начале и конце слов и над двусложными словами с двумя стечениями согласных и введением их в предложения.

    -Работать над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой и введением их в предложения.

    Совершенст-е

    Фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

    -Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

    -Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости- звонкости согласных звуков.

    -Познакомить с новыми звуками [j] ,[ц], [ч], [щ] ,[л], [л,], [р], [р,]. -Сформир-ть умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.

    -Соверенст-ть навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.

    -Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

    -Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

    -Совершен-ть умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

    -Учить составлять рассказы- описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

    -Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

    -Совершенст вовать умение оречевлять игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

    -Развивать стремление обсуждать увиденное. Рассказывать о переживаниях, впечатлениях

    -Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интнреса, но и познавательного общения

    -Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.

    -Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки- описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

    -Совершенст-

    вовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.

    -Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.

    -Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.

    Необязательный раздел

    Познакомить с буквами Й,Е,Е,Ю, Я,Ц, Ч,Щ,Л,Р,Ь,Ъ.

    -Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики, навыки «печатания», лепки их из пластилина.

    -Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.

    -Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информационно - коммуникативные технологии в коррекционно - развивающей деятельности с детьми групп компенсирующей направленности

    В статье рассказывается о  использовании ИКТ в работе с детьми групп компенсирующей. направленности....

    Адаптированная программа дошкольного образования по реализации основной образовательной программы ДОУ в средней "А" группе компенсирующей направленности для детей от 3 до 5 лет на 2014-2015 у.г.

    Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в средней группе....

    ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада

    ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада       Учитель-логопед: ...

    Конспект игровой коррекционно – развивающей деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Конспектигровой коррекционно – развивающей деятельностив средней группе компенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речи...

    Самоанализ игровой коррекционно – развивающей деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 8 «Речецветик»

    Самоанализигровой коррекционно – развивающей деятельностив средней группе компенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речи№ 8 «Речецветик»...

    Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

    Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группекомпенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общимнедоразвитием речи) с 5 до 8 лет (далее &laqu...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР III УРОВНЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

    ННастоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР ІІІ уровня речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на один год...